«Мне сказали: «Забудь своего личного тренера – он здесь никто». Появились новые подробности беспредела в казахстанской тяжелой атлетике
Трагическая гибель молодого и талантливого спортсмена, чемпиона Азии 2017 года Альберта Линдера в одночасье оголила вопиющие системные проблемы казахстанской тяжелой атлетики, долгое время прятанных от посторонних глаз под ширмой самого успешного в нашей стране олимпийского вида спорта.
И по сей день общественность продолжают будоражить новые подробности процветающего в отечественной тяжелой атлетике беспредела, свет на который теперь проливают сами спортсмены, вынужденные долгое время бороться с ним один на один.
Набраться смелости и поделиться своей правдой о взаимоотношениях наставников и учеников в этом виде спорта на уровне национальной сборной страны с решила неоднократная победительница республиканских соревнований, бронзовый призер чемпионата Азии 2021 года Екатерина Быкова.
– Екатерина, вы лично были знакомы с Альбертом Линдером?
– Мы с Альбертом знакомы с юношеской сборной. Хороший и талантливый парень. Но когда я в последний раз видела его в 2018 году на сборах, по нему было видно, что у него какие-то проблемы.
– Какая вообще атмосфера царила в национальной сборной в последнее время?
– Атмосфера в национальной сборной нездоровая и невыносимая для спортсменов как физически, так и морально. От старших тренеров Бахыта Ахметова и Дмитрия Чурсина постоянно оказывается давление и проявляется некомпетентность в отношении спортсменов. Как говорилось ранее на конференции, спортсменов делят на "угодных" и "неугодных", в зависимости от целей и наживы.
– С какой конкретно несправедливостью вам приходилось сталкиваться походу своей карьеры?
– Тренеры часто пренебрегали моим здоровьем, хотя я им неоднократно говорила, что у меня имеются определенные проблемы. Это подтверждал и мой личный тренер Александр Девяткин. После того как им об этом сообщили они в открытую насмехались надо мной и давали нагрузки ещё больше. Походу тренировочного процесса мне в грубой форме было сказано, в какой весовой категории следует выступать на чемпионате Республики Казахстан, но мой ответ о том, что это решает мой личный тренер, который по совместительству также является главным тренер области, их не устроил. Мне сказали: «Забудь своего личного тренера – он здесь никто».
– Какие именно проблемы со здоровьем вы испытывали?
– У меня были проблемы с тазобедренными суставами. Старший тренер знал об этом от моего личного тренера, но равномерной нагрузки мне не давал. В итоге мне удалось провериться только по завершению чемпионата Азии. После консультации с нейрохирургом, было сказано – либо операция на позвоночник, либо полное исключения нагрузок. Чурсин наблюдал за мной на тренировках и часто спрашивал, болит ли у меня нога, но это было открытым насмехательством.
В начале года у меня были проблемы по-женски. Я хотела провериться и обратилась к Ахметову, но он на это закрыл глаза и сказал дождаться назначения врача в сборной. Когда врач узнала о моей проблеме, то компетентного обследования и направления к специалисту, в частности к гинекологу, я так и не получила. Назначение медикаментов было осуществлено по телефонному звонку от знакомого врача сборной гинеколога. Старший тренер женской сборной Арман Абдреев ни разу за время УТС ко мне не подходил.
Однажды перед ЧРК был такой случай, что нам дали работать с определенным весом, но из-за нагрузки на третьей тренировке я роняла вес и дожимала. В итоге, чтобы снизить нагрузку и правильно делать упражнение тренеры добавили мне веса и подходы. На выступлениях на ЧРК и Азии мне были высказаны претензии – почему я дожимаю.
В этом году был момент, когда Чурсин практически неделю на меня кричал, но я не знаю зачем. Наверное, думал, что мне это помогает поднимать вес. Пока Ахметов ему не сказал так не делать и что у каждого человека психология разная. Видимо Чурсин с таким понятием, как психология совершенно не знаком. Как-то к нам приехали на сборы ребята за счёт области, чтобы их просмотрели в юношескую сборную. Но когда Чурсин узнал, кто был личным тренером одного из спортсменов, то передумал брать его в команду. Это я слышала своими ушами.
– Сейчас вы тренируетесь?
– После УТС как удалось провериться, появились серьёзные проблемы в отношении женского здоровья и спины, поэтому я взяла паузу на лечение.
– В гибели Линдера бывшие тяжелоатлеты открыто обвиняют старшего тренера национальной сборной Сергея Седова, а работавшие под его руководством спортсмены заявляют, что он даже прибегал к рукоприкладству. Вы с такими методами воспитания в сборной не сталкивались?
– Если рукоприкладство со стороны Седова и было, то только к своим спортсменам.
– Как вообще такой откровенный беспредел мог оставаться в тени на протяжении очень долгого времени?
– Многие спортсмены приходят в тяжелую атлетику еще детьми и их запугивают, ломают им психику. Мы боимся об этом говорить, так как один в поле не воин. За последние пару лет были выражены недовольства и от спортсменов и от тренеров, но они Федерацией услышаны не были. В качестве примера могу привести Алексея Клиновицкого, Айгерим Аулбек, Анатолия Савельева. Спортивная карьера коротка и я не хочу, чтобы с подобным беспределом сталкивались наши будущие поколения тяжелоатлетов.
– Какие-то еще моменты, связанные с Сергеем Седовым вспомнить можете?
– В период УТС тренеры неоднократно выезжали за территорию базы в режим карантина, а когда делали обход спортсменов после отбоя, то порой были в нетрезвом виде. Я имею в виду Сергея Седова и Бахыта Ахметова.
Те ребята, кто сейчас находится на сборах, попали в категорию угодных спортсменов, так как Ахметов числится у многих вторым тренером, от чего ему есть выгода, и отношение к ребятам более лояльное. Если посмотреть, то на сборах в основном Алматинская, Кызылординская области, Алматы и Караганда. Либо Ахметов у них числится вторым тренером, либо спортсмены находятся у старших тренеров мужской и женской сборной. Тех же, кто попал в число неугодных, и не пошел на их условия, попросту «топят».
«Мне 28 лет, честно сказать, я до сих пор боюсь». Призер Олимпиады рассказала о тренере Альберта Линдера
«Это своеволие в последнее время обрело какой-то нездоровый характер». Тренер по тяжелой атлетике рассказал о проблемах в национальной сборной
«Он рыдал на коленях». Мама Альберта Линдера рассказала, что пришлось пережить ее сыну
Федерация тяжелой атлетики РК приняла первые меры после гибели Альберта Линдера