«Есть угроза отмены соревнований». Как «Шымбулак» готовится принять этап Кубка мира по фристайлу
Генеральный директор «Шымбулака» Ринат Абдрахманов в интервью корреспонденту Prosports.kz рассказал о последствиях пандемии коронавируса, нововведениях и спортивной составляющей курорта.
- С какими ограничениями столкнулся «Шымбулак» из-за пандемии коронавируса?
- Несмотря на то, что коронавирус распространяется по стране, для нас было очень важно напомнить, что горы это все-таки то место, где человек заряжается иммунитетом, получает положительные эмоции. Мы были готовы открыть наш горнолыжный сезон 6 ноября, но потребовалось определенное время, чтобы согласовать алгоритм работы. На текущий момент курорт функционирует с учетом определенных ограничений, а 70% продаж абонементов происходит онлайн. Буквально год назад мы мечтали, что «Шымбулак» когда-нибудь достигнет 60% онлайн-продаж. Это один из плюсов, который мы для себя нашли в пандемию, так как достигли эту отметку уже в этом году. Мы прекрасно понимаем, что один из основных моментов распространения вируса – это наличные деньги, поэтому большой акцент уделили онлайн-продажам. Кроме того в этом сезоне работа курорта ограничена 30% от своей пропускной способности, что на текущий момент составляет не более 2700 человек одновременного присутствия. Для этого мы разграничили утреннюю и, так скажем, обеденную сессии катания. Люди могут приезжать в 8:30 и кататься до обеда, а те, кто любит поспать приезжают после обеда и катаются до вечера. Кроме того в будни мы увеличили работу курорта на один час.
- В связи с ограничениями существенно ли поменялась ценовая политика курорта?
- Корректировка цен у нас произошла в силу ограничений по количеству гостей, то есть мы повысили цены на кассах. Но оставили возможность приобретать ски-пассы по цене прошлого года онлайн. Помимо прочего с сентября на курорт возложена уплата эко-пошлины за каждого туриста – 0,1 МРП (277,8 тенге). Как вы помните в 2014 году был эко-пост. Его убрали, чтобы развивать туристический объект, а сейчас все возвращается. У нас есть обязательства сократить посещения и максимально использовать онлайн-каналы для продажи билетов, поэтому заполняемость мы должны контролировать. Соответственно, если человек не проводит весь день на курорте и дает возможность побывать кому-то еще, то цены остаются прошлогодние. Если же он хочет провести весь день и покупать ски-пасс на кассе, то в таком случае цена повышается.
- Как вы контролируете количество гостей, присутствующих на курорте?
- За 15% до лимита мы отключаем наши онлайн-продажи и работает только касса. В основном, так как там стоимость высокая – все покупают ски-пассы онлайн. На турникетах канатных дорог мы видим уникальные проходы, поэтому все это контролируем. А когда человек спускается на гондольной дороге «Медеу» - «Шымбулак» вниз. То по факту он уезжает из курорта. Есть еще у нас система распознавания лиц, она была введена в момент появления сезонного ски-пасса. Это индивидуальная вещь. Система работает и исключает передачу третьим лицам.
- В каком количестве на «Шымбулаке» используется искусственное оснежение трасс?
- С каждым годом динамика осадков в виде снега уменьшается. В прошлом году за сезон объем составил не более одного метра и 80 сантиметров. То есть, чтобы покрыть сто процентов трасс, для горнолыжного курорта это очень мало. На текущий момент у нас открыто 37% трасс. К субботе мы планируем выйти на 60%. Большинство из них полностью готовится искусственным оснежением. Натуральный снег, который выпал, составил не более 15 см. Чтобы вы понимали, например, в прошлом году мы произвели 800 тысяч кубических метров снега, а расходы на метр оставляют - один доллар. Соответственно, если нам погода помогает, то мы несем меньше расходов. На текущий момент мы уже произвели около 170 тысяч кубических метров снега. Оснежение, наряду с канатными дорогами - это основные расходы курорта, без него мы бы открывались в лучшем случае к Новому году. Несмотря на это из года в год курорт старается открываться раньше. Сезон 2018/2019 был рекордным, мы провели 183 дня на лыжах и сноуборде, если бы не пандемия, которая началась в марте, то мы планировали продлить сезон до 185 дней.
- В связи с пандемией, не отказался ли «Шымбулак» от своих социальных программ?
- Мы продолжаем производить бесплатное обучение катанию на лыжах для школьников. В этом году мы обучим 800 детей. Я надеюсь, что эта программа продолжит действовать на постоянной основе, а число детей из года в год будет расти. Мы видим потенциал, который дает эта программа. Дети приезжают на курорт, а не тратят свое время где-нибудь за компьютерными играми. Они мотивирую родителей также вставать на лыжи и сноуборд, а также ходить в горы. Это и большой импульс развития горнолыжного спорта.
- Какие нововведения ожидаются на курорте в новом сезоне?
- В рамках развития горнолыжного спорта мы в этом году реализовываем строительство нового бугельного подъемника и двух трасс. Одна будет для могула, вторая для слалома. Я надеюсь, что 1 февраля их можно будет уже протестировать. На самом деле для нас это открывает большие возможности. В прошлом году мы заключили контракт с НОК Южной Кореи. Им очень понравились наши трассы. Единственный момент, им нужна отдельная трасса для спортсменов, поэтому мы реализовываем такой проект. Кроме того мы уже проводили этапы Кубка мира по могулу. Тогда мы поговорили с рейс-директором FIS Джо Фитцджеральдом и нам предложили провести четыре этапа Кубка мира, но мы ответили, что давайте делать все шаг за шагом. На текущий момент у нас есть договоренность на проведение этапа Кубка мира по могулу и лыжной акробатике. Для этого мы реализовываем канатную дорогу, систему оснежения и строительство двух новых трасс. Помимо проведения крупных соревнований это еще стимул для развития детско-юношеского спорта, так как «Шымбулак» это отличное место, чтобы шесть месяцев в году готовить детей и национальную сборную.
- Слаломная трасса будет открыта только спортсменов?
- Мы сейчас предполагаем, что будет расписана программа тренировок для спортсменов. И если появятся свободные окна, то будем предоставлять трассу и для наших гостей. Многие из них хотят перейти на другой уровень, то есть начать кататься, как спортсмены. В этом плане у наших клиентов появляется возможность получить уроки совершенствования катания на горных лыжах. В рамках нашей горнолыжной школы мы уже ввели этот урок.
- В связи с пандемией есть ли угроза отмены этапа Кубка мира по фристайлу?
- Есть определенные угрозы по переносу данного мероприятия. FIS пока включил наш этап в календарь. На текущий момент идут переговоры с руководством Международной федерации лыжных видов спорта по программе проведения. На самом деле все быстро меняется. Мы со стопроцентной уверенностью не можем сказать, состоится этап или нет, но как принимающая сторона мы сделаем все возможное, чтобы данное мероприятие состоялось, я имею в виду строительство трассы. Если ситуация с коронавирусом будет позволять встретить спортсменов и провести соревнования, то мы будем готовы.
«Зима против коронавируса». Сезону быть
Дмитрий Рейхерд завоевал «бронзу» на международном турнире в Идре