Провал в еврокубках. Кто виноват и что делать?
Бывший генеральный секретарь Казахстанской федерации футбола Каныш Аубакиров по просьбе редакции Prosports.kz прокомментировал неудачное выступление отечественных клубов в еврокубках, жестко прошелся по работе нынешних футбольных властей страны и предложил пути выхода из кризиса.
- Каныш Кайдарович, вы очень активно начали свою трудовую деятельность на посту генсека КФФ, практически взяли в свои руки управление федерацией. Однако затем резко и неожиданно покинули свой пост, официально – по семейным обстоятельствам. Спустя почти три года, можете рассказать, что скрывалось за этой формулировкой и назвать истинные причины ухода?
- 21 сентября 2016 года по рекомендации Почетного Президента ФФК А. Р. Джаксыбекова Исполком ФФК утвердил меня на должность генерального Секретаря. Передо мной были поставлены две стратегические задачи. Первая - решение вопроса с компанией Sport Five по иску на почти 17 млн. евро к ФФК по телеправам. В Гамбургском земельном суде уже было вынесено решение в пользу этой компании.
Вторая - начатло строительства «Дома футбола» по программе «Хет-трик». УЕФА заморозил выделение денег, так как не было отчетов по уже выделенным средствам, а это порядка 2 млн. евро, поэтому никакой стройки не велось.
Это были главные вопросы. С декабря 2014-го по сентябрь 2016-го в КФФ сменилось несколько генеральных секретарей: Чайжунисов, Айтхожин, Хасенов. Я был четвертым за неполные два года.
К июню 2017 года я уже доложил почетному президенту КФФ, а также главе организации Сеильде Байшакову о решении с содействием УЕФА первой задачи. Мы существенно реструктуризировали долг перед компанией Sport Five и подписали мировое соглашение. Угроза банкротства Федерации была ликвидирована. А в мае 2017-го было начато строительство «Дома футбола». Комитет «Хет-трик» УЕФА одобрил выделение денег на его строительство. К декабрю 2017-го строительство было освоено на 75%. К июню 2018 года мы планировали полностью закончить стройку…
Но мое место уже кое-кому понравилось, и на меня в «желтой» прессе с июля 2017-го была развязана беспрецедентная травля, закончившаяся моей отставкой в конце декабря. Я думаю, теперь понятно, почему слова благодарности от УЕФА в мой адрес так и не дошли до футбольной общественности…
- Вам в вину ставили, что вы узурпировали власть в казахстанском футболе, сделав из тогдашнего президента КФФ Сеильды Байшакова чуть ли не зиц-председателя федерации. Что можете ответить по этому поводу?
- В октябре 2016-го на тот момент Президент КФФ Ержан Кожагапанов подал заявление об отставке в связи с продолжением учебы в США. И в ноябре того же года на внеочередной выборной конференции КФФ Байшаков был избран ее президентом. На той конференции был количественно изменен состав учредителей Федерации, причем существенно - с 49 до 41, состав членов Исполкома КФФ - с 25 до 13. В состав Исполкома вошел и представитель региональных Федераций футбола – Бакберген Амрекулов. Уменьшение состава Исполкома позволило более оперативно и чаще его собирать – минимум 2 раза в месяц.
С Сеильдой Икрамовичем мы сразу разграничили свои функциональные обязанности. Он занимался стратегическими вопросами развития футбола, судейским комитетом и различного рода представительскими полномочиями.
На меня же, согласно Устава ФФК, возлагались хозяйственные и финансовые вопросы деятельности организации. Любые важные вопросы согласовывались как с Исполкомом КФФ, так и лично с президентом Федерации Байшаковым. Так что ни о какой моей личной узурпации власти в КФФ и речи не могло быть.
- Хозяйственными и финансовыми вопросами занимается генеральный секретарь, роль которого схожа с должностью ответственного секретаря в министерстве. Это, между прочим, ваши слова. Насколько вам, как генсеку, удалось справиться со своими обязанностями?
- Да, согласно Уставу КФФ, хозяйственными и финансовыми вопросами занимается генеральный секретарь. Насколько мне удалось справиться за год и три месяца со своими обязанностями, видно из оценки моей работы как Конференцией ФФК в октябре 2017 г., так и из письма УЕФА.
Вот перевод этого письма:
Помимо решения двух важных стратегических вопросов, нашей командой за год и три месяца работы были решены и другие вопросы.
- Осуществлена полная реконструкция базы Национальной сборной в Талгаре (капитальный ремонт гостиницы, построены дополнительные раздевалки, построена трибуна вместимостью до 300 человек). Через программу помощи ФИФА открыто финансирование на $ 2 млн с построением двух естественных футбольных полей с подогревом на базе в Талгаре.
- Проведен Кубок президента РК на собственной базе в Талгаре. Гостями турнира были сборные России, Грузии, Узбекистана, Албании и др. Представители команд отметили высокую организацию турнира. Финал прошел на «Центральном» стадионе в Алматы.
- В 225 школах семи регионов был запущен пилотный проект «Урок футбола»
- Впервые в РК было проведено Первенство Казахстана для детей с ДЦП.
- Исполкомом ФФК было принято решение об изменении формата проведения чемпионата РК в Премьер-лиге. Мы отошли от деления команд после двух кругов на шестерки. Чемпионат впервые в 2017 году прошел в 3 круга.
- Наши представители вошли в 5 комитетов УЕФА, плюс Николай Левников от России работал в судейском комитете УЕФА.
- Региональные федерации начали получать регулярную финансовую помощь от КФФ для развития массового футбола.
- Вам на смену пришел Азамат Айтхожин, ранее возглавлявший ПФЛК. Можете как-нибудь оценить его работу?
- 10 января 2018-го на Исполкоме КФФ на должность генерального секретаря был утвержден господин Айтхожин. На том Исполкоме я, кстати, голосовал против его кандидатуры. Те опасения в отношении назначения Айтхожина (боязнь принятия ответственности за конечный результат, увлечение популистскими ходами, отсутствие результатов в его предыдущей работе на посту генерального секретаря), которые я тогда выразил на Исполкоме, к сожалению, во многом оправдались. И теперь, спустя почти три года работы господина Айтхожина, можно его спросить: каких результатов добилась его команда, какие задачи она решила?
- 2020-й год стал лакмусовой бумажкой для всего казахстанского общества. Вам не кажется, что наши футбольные власти в период карантина, мягко говоря, бездействовали?
- Я абсолютно с вами согласен в том, что команда генерального секретаря Айтхожина пряталась за спиной президента КФФ Адильбека Джаксыбекова. Думаю, с авторитетом президента КФФ можно было выйти с ходатайством в правительство о возобновлении чемпионата РК в интересах сборной и команд участниц Лиги чемпионов и Лиги Европы. А на сегодняшний день впервые в истории мы потеряли все свои команды уже во 2-м квалификационном раунде Лиги Европы. Да и судьба сборной под большим вопросом.
- С чем связан тот факт, что ни КФФ, ни ПФЛК не сумели отстоять свои позиции и продавить более раннее возобновление чемпионата? У федерации и лиги нет авторитета, не осталось рычагов политического влияния?
- Я думаю, это связано с инертностью и отсутствием креативности как у генерального секретаря Айтхожина и его заместителя Тусупбекова, так и президента ПФЛК господина Абраева. Еще раз подчеркну: используя авторитет и влияние президента КФФ, можно было многие вопросы решить заранее, а не оставлять все на последний момент.
- Вышеназванные организации как-то могли спасти «Иртыш» - по крайней мере, оставить его на плаву хотя бы до окончания сезона? Или в этом не было никакого смысла, а федерация, абстрагировавшись от ситуации, заняла верную позицию?
- Что касается этого вопроса, то, полагаю, он отражает общие проблемы нашего футбола. И на месте «Иртыша» могут оказаться другие клубы. Долги «Иртыша» не родились на пустом месте. Завышенные зарплаты футболистов, неоправданные расходы клуба и привели к плачевному результату. Вспомним судьбу усть-каменогорского «Востока» - те же самые проблемы.
- Игры через два дня на третий, пустые стадионы, причем одного города, нечетное количество команд – можно ли назвать такой турнир полноценным чемпионатом? Или же это профанация?
- Согласен с вами. Такой чемпионат нельзя назвать полноценным. К решению этих вопросов надо было готовиться заранее - еще в апреле, мае, июне.
- Позорное выступление (это определение отчасти не относится, разве что, только к «Кайрату») отечественных клубов в еврокубках – это закономерность? А может, случайность, и в следующем международном сезоне мы будем в полном порядке?
- Позорное выступление наших клубов в еврокубках – это следствие бездействия и аморфности как Федерации, так и самих клубов. Ведь в ПФЛК есть Совет Лиги, на котором все проблемные вопросы можно было ставить перед Лигой и лично перед господином Абраевым. Уже сегодня надо думать о будущем чемпионате. Как его проводить и в каком формате, учитывая вероятность возобновления карантина в будущем.
- Что можете сказать по поводу слов президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, настойчиво рекомендовавшего избавить наш профессиональный спорт от государственного финансирования? Отказ от бюджетных денег убьет наш футбол? Или, образно выражаясь, то, что мертво, умереть не может?
- Полностью согласен с тем, что бюджетное финансирование - это зло нашего футбола. Есть пример клуба «Кайрат», где частное финансирование сочетается с государственным. Когда у клуба есть Хозяин (именно так – с большой буквы), то он обеспечит должный присмотр как частным инвестициям, так и государственным.
К примеру, зарплатная ведомость игроков КПЛ за 2019 год, по данным УЕФА, составила 80 млн. евро. В среднем на оплату труда игроков КПЛ уходит 6,7 млн евро в год. Это 16-ое место в УЕФА из 55 членов. Для сравнения: в Польше – 5,6 млн евро, Греции – 6,3 млн евро, Швеция - 5,9 млн евро. Среднегодовая зарплата футболиста КПЛ – 133 тыс. евро или 11 тыс. евро в месяц. То есть, зарплата в КПЛ явно превышает уровень мастерства футболистов. Отсюда и отсутствие стремления у наших игроков перейти в более сильные европейские чемпионаты.
- Вице-президент Федерации футбола Алматы Тлекбек Акпаев предлагал сезон-2020 принести в жертву, чтобы произвести перезагрузку всего нашего футбольного хозяйства – избавиться от третьесортных легионеров, не на словах, а на деле подтянуть инфраструктуру, навести порядок в финансах. У вас есть какие-нибудь версии дальнейшего развития игры миллионов у нас в стране?
- С тем, чтобы принести в жертву сезон-2020, я не согласен. Хватает уже жертв – в еврокубках ни одного нашего клуба, национальная сборная в шаге от провала…
Я думаю, в первую очередь необходимо перезагрузить работу КФФ. И начинать необходимо с кардинальных шагов. Ответственными за провал в работе КФФ, по моему мнению, являются генеральный секретарь Айтхожин и исполнительный директор Тусупбеков, а также президент ПФЛК Абраев. За почти три года их работы никаких шагов по развитию футбола в стране не сделано. Проведены всего две конференции и то одна из них выборная, отчетная – тоже одна. Исполкомы КФФ практически не проводятся, а это прямая обязанность генерального секретаря. Эти люди должны уйти в отставку.
Работа КФФ должна стать прозрачной. КФФ – общественная организация. Но на официальном сайте Федерации даже нет состава ее учредителей, как нет там и Устава организации.
На декабрь 2017 ггода КФФ состояла из 41 члена. Из них - 18 региональных Федераций (14 областей, Алматы, Нур-Султан, Шымкент и Семей), 11 футбольных клубов, союзов, фондов, объединений, и 12 коммерческих структур. Когда я был генеральным секретарем, мы начали работу по сокращению числа учредителей по стандартам УЕФА. Ведь УЕФА состоит из 55 региональных Ассоциаций без каких-либо других организаций. И у каждой Ассоциации – Один голос. По этому примеру КФФ должна состоять из 14 региональных Федераций и Федераций городов Нур-Султан и Алматы. Таким образом, состав учредителей Федерации необходимо сократить. Оставить в учредителях только областные региональные Федерации, по принципу «один регион – один голос». Все остальные организации необходимо убрать.
В состав Исполкома выбираются люди из региональных Федераций, занимающие там активную позицию (президент, вице-президент или генеральный секретарь). Тогда регионы непосредственно смогут влиять на работу КФФ, ее политику и стратегию. На данный момент, я считаю, Исполком КФФ чересчур политизирован и не отражает мнение региональных Федераций. На момент их избрания, из 15 членов Исполкома 6 были политическими и государственными служащими, а Устав УЕФА запрещает вмешательство государства в дела общественной организации.
Возьмем за пример Исполком УЕФА, в котором 19 членов. Из них 16 избраны из Ассоциации членов УЕФА, 2 - от Европейской ассоциации клубов и 1 – избранный европейскими Лигами. Каждый член Исполкома УЕФА, за исключением президента, занимает активную должность в своей членской Ассоциации.
По аналогии с УЕФА, наш Исполком должен состоять из президента, шести членов от региональных Федераций, одного члена от ПФЛК, одного от профсоюза игроков, и одного от Ассоциации футзала. Итого - 10 человек. Все члены Исполкома, за исключением президента, должны занимать активные позиции в региональных Федерациях. Таким образом, мы поднимем статус региональных Федераций и начнем более оперативно решать вопросы, стоящие перед развитием футбола на местах .
И это, я считаю, только первые шаги по перезагрузке нашего футбола.
Чемпионат Казахстана: три этапа вместо трех кругов
«Атакующий потенциал «Астаны» уже не тот, «Кайрат» вряд ли упустит чемпионство»