«Они бывают очень капризными». Абылай Жанзаков - о сложностях содержания команды в Dota 2
Что мешает казахстанской Dota 2 сцене выйти на более продуктивный уровень? Какие трудности встречаются как руководителям, так и игрокам в ежедневной работе над киберспортивным клубом?
Ответы на эти и другие вопросы в интервью корреспондента Prosports.kz с Абылаем Жанзаковым, исполнительным директором «Khan».
- С чего начался ваш путь в киберспорт?
- Мой путь в киберспорт начался в октябре 2019 года. Тогда мы хотели создать команду, которая будет достойно представлять флаг нашей страны на международном уровне. Первым испытанием для нашей организации стал WESG. К сожалению, мы проиграли в финале, но получили только позитивные эмоции и начали двигаться дальше. Сейчас имеем, что имеем.
- Есть ли у вас любимые дисциплины и профессиональные игроки по ним?
- Любимая дисциплина безусловно Dota 2. Cреди мировых игроков особую симпатию всегда вызывал Густав «s4» Магнуссон. Любимая команда с детства «Alliance», болею за них еще со времен «noTidehunter». Говоря же о казахстанских киберспортсменах, то интерес вызывают абсолютно все. Всегда радуюсь успехам наших соотечественников.
- Поговорим о работе и обязанностях директора киберспортивной организации. Был ли у вас опыт управления подобными проектами ранее или это впервые?
- Конкретно киберспортивными проектами я занимаюсь впервые. Несмотря на это, я на протяжении 10 лет следил за Dota сценой, начиная от тир-3 уровня. Кроме того, у нас собран отличный персонал.
- Какие трудности вы испытали, занимая пост руководителя «Khan»?
- В первое время было трудно – мы практически ничего не знали о том, как все это должно работать. Однако сегодня я думаю, что наш менеджмент ничем не уступает другим ведущим организациям по СНГ. Не обходится и без стрессовых ситуаций, к тому же, с «дотерами» иногда сложнее – они бывают очень капризными, а некоторые из них и вовсе еще дети. Еще одной нелегкой задачей является привлечение спонсоров. Сейчас мы активно работаем в этом направлении.
- Планирует ли «Khan» вырасти до мультигейминга с множеством составов в разных играх или всегда будет сосредоточена только на одном ростере, наподобие знаменитого клуба «Astralis»?
- Да, мы хотим стать мультигеймингом. Но всему свое время.
«Khan» на WESG 2019: Kazakhstan Finals
- Много кто считает, что главная причина отсутствия прогресса нашей «доты» по сравнению с CS-сценой заключается в лени самих же игроков. Согласны ли вы с этим утверждением или наоборот?
- Вообще я считаю, что для развития доты у нас просто ничего не делается. Если бы в свое время у нас поддержали ребят из «NEXT.kz», сейчас эта дисциплина была бы на гораздо высшем уровне. По сравнению с ней, казахской CS-сцене уделяется большее количество ресурсов, кроме того, огромный толчок для развития дали «Gambit Esports», когда одержали победу PGL Krakow Major 2017. Лень самих игроков? Спорный момент, ведь кто-то пользуется своим шансом, а кто-то нет. Это спорт. Вряд ли «naive-» или «XSvampire» в начале своей карьеры могли представить, что попадут на Major – они тренировались, совершенствовались и когда представился шанс, они им воспользовались.
- Недавно нашей редакцией было выявлено два случая мошенничества, когда казахстанских игроков обманывали на деньги и втягивали в сомнительные проекты. Как представитель одного из немногих и успешных Dota 2 клубов в Казахстане, расскажите начинающим киберспортсменам, как они могут избежать подобных ситуаций?
- Мне кажется, уже спустя пару недель можно понять – собирается ли организация выполнять условия контракта или же нет. Избежать такого, я думаю, никак не удастся. Подобные команды или турнирные организаторы, которые намеренно идут на обман, существуют и по сей день.
- По прогнозам ВОЗ, ситуация с COVID-19 может продлиться до 2022 года. Как вы думаете, сможет ли все это время казахстанский киберспорт держаться только в онлайн режиме, учитывая наш большой «пинг»?
- Киберспорт может держаться в онлайн режиме. Тем более в доте, где скоро введут региональные лиги. Основная проблема тут даже не в «пинге». Клубам нужен буткемп. Можно конечно и дальше прорабатывать все стратегии в онлайн режиме, однако на буткемпе этот процесс идет в разы продуктивнее. Таким образом, живое общение игроков во время тренировок способствует сплочению, укрепляет командный дух и взаимодействие.
Больше материалов и новостей о киберспорте - в разделе
Разбираешься в видеоиграх? Пройди тест от Prosports.kz
Абай «HObbit» Хасенов присоединился к CS:GO-составу «Gambit Youngsters»