«Если бы два месяца следил за весом, то сошел бы сума». Как Алексей Луценко пережил карантин
Один из лидеров «Астана» Алексей Луценко в рамках прямого эфира с комментатором Сергеем Курдюковым ответил на вопросы болельщиков, сообщает Prosports.kz.
- Как вы восприняли победу в виртуальной «Джиро д’Италия», ведь ваш вклад тоже был значительный?
- Честно говоря, было непросто. Все-таки я собрался, как на настоящую гонку. Час езды на полном ходу, это буквально 30 км, поле такого большого перерыва вне дороги – было непросто. Огромные цифры показал по мощности и пульсу. Когда я выиграл первый этап, у меня за 44 минуты был средний пульс 176 ударов в минуту, а максимальный 192. Для меня это большие цифры. Что касается мощности, то показал 365 ватт в первой гонке, а на последней 375. Там уже была более горная местность. Мы стартовали в Сестриере, а финишировали в Бриансоне. Подъем, спуск и финиш в гору. Все наши ребята отнеслись серьезно, поэтому мы и выиграли. На каждом этапе кто-то из нас, как минимум был на подиуме, то есть две победы и вторые, третьи места. Может быть, какие-то майки розовые нам вышлют. А так в такой тяжелый момент нужно поддерживать нашего спонсора и показывать, что мы не опускаем руки, всегда держим себя в физической форме. Морально держимся. В Италии уже с 4 мая можно тренироваться, в Испании также. У нас во Франции с 11-го числа, поэтому, как дали нам зеленый свет мы все тренируемся. Выполняем свою работу, любимое дело. Сегодня я проехал 2,5 часа, в предыдущий день 4 часа, поэтому все по плану, начали тренироваться.
- Существует ли барьер при переходе от работы на станке к тренировкам на шоссе?
- Я морально понимал, что все завтра уже мне можно выехать на велосипеде. Я этого ждал. Знаете, как дети первый класс, когда торопятся с рюкзаком, также и я. Даже моя семья заметила, что я с таким большим желанием взял велосипед и поехал. На станке ты сидишь и никаких неровностей не замечаешь. А на дороге какие-то кочки, нужно сконцентрироваться на поворотах, машинах. Буквально полчаса на это надо. А по ощущениям мощности – я ничего не побил. На станке в течение двух месяцев я симулировал работу, которую я делал всегда на дороге. Старался поддерживать форму, хотя многие говорили, что нужно сделать паузу, потому что сезон будет довольно длинный и плодотворный, скажем так, гонка за гонкой. Но зная себя мне нужно ощущение формы прежде, чем показывать какие-то большие результаты. Поэтому нужно всегда работать. Для этого на станке я выполнял спринты, длинные и короткие заезды. Только после возвращения из ОАЭ я сделал недельную паузу. После этого возобновил работу. Крутил по два часа с утра и также после обеда. Можно сказать, что я проводил все время на балконе на станке (смеется).
- Какая еще общая работа была у вас во время карантина?
- Конечно же, еще до пандемии я ходил в спортзал в какие-то определенные дни. Так как сейчас все закрыто я заменил спортзал своим рюкзаком, который наполнил бутылками с водой и книгами. Все вместе плюс-минус 15 кг. В нашем доме лестница 19 этажей. По несколько раз вверх-вниз хожу. Этим я заменяю силовую работу. Естественно я набрал вес, потому что два месяца работал только на станке. Если честно я на этом не зацикливался. Если бы мне пришлось еще два месяца следить за весом, то сума бы сошел. Самое главное, что я физически отдохнул и дальше поддерживал свою физическую форму. Я понимаю, что сезон у нас очень будет длинный и веселый, поэтому сейчас начну тренироваться. Тем более в мае у нас жара. Тренировки по 4-5 часов и вес сам уйдет. А ближе к гонкам, первая в моем календаре - это «Страде-Бьянке», я съезжу на сбор, где выполню много работы.
- Пришлось ли перекраивать весь сезон. Мы знаем, что на установочных сборах все садятся со спортивными директорами и обсуждают календарь. Пришлось все заново делать?
- Я не знаю, как у остальных ребят, но мне мой личный тренер выслал определенную программу. Начинаю на «Страде-Бьянке», потом «Милан-Сан-Ремо», а из Гранд-туров это «Тур де Франс». Надеемся, что все гонки возобновятся и все пройдет по плану. Насколько я помню первая гонка 1 августа. Календарь пока только на бумаге, поэтому я не могу подтвердить, что точно это мой календарь. Сто процентов проеду две итальянские классики, если будет разрешено проводить гонки и массовые мероприятия.
- Насколько вы и ваша семья оказались готовы к самоизоляции?
- Мы отнеслись к этому серьезно. Скажем так, я ощутил это на себе, потому что в гонке, где я участвовал, были ребята, которые заболели. Причем, как гонщики, так и штат команд. Мы также несколько дней находились в отеле на карантине. Затем только после теста, тех, у кого он был отрицательный, отпустили домой. Мы видели эту атмосферу. После возвращения я еще неделю жил в гостинице, чтобы подстраховаться, так как у меня два маленьких ребенка и супруга. Только потом я вернулся домой. Что касается двух месяцев на карантине я, наверное, впервые провел столько времени со своей семьей. Для кого-то это было вечность, а для меня время пролетело очень быстро. Я даже не представлю сейчас, как я поеду на какие-то гонки. Мне придется уезжать на неделю-две, а то и больше, если будет сбор. Мы находились всегда дома. Один раз в неделю я выезжал в супермаркет за продуктами и сходить в аптеку, чтобы купить маски, перчатки, чтобы не нарушать правила, когда находишься в магазине. Никаких прогулок не было. Когда два ребенка дома - это очень тяжело. Но мы продержались, как и все, поэтому на территории, где я живу, было очень мало зараженных людей. Вместе все собрались и переждали этот тяжелый момент.
- Насколько непривычно будет для вас, что сезон продлиться с августа по ноябрь?
- После такого большого пробела вне гонок, я думаю, будет большое количество свежих ребят, как это бывает на весенних классиках в начале года. У них будет много сил и большое желание выиграть гонки. Тем более у тех, у кого заканчивается контракт, естественно они мотивированы заполучить на будущее себе место в команде и добиться каких-то результатов. Поэтому я думаю, в октябре, ноябре будет очень интересно. Тем более отменили чемпионат Европы по футболу и Олимпийские игры – все будут смотреть велоспорт. Ожидается большой бой между двумя сотнями гонщиков. Будет весело, скажем так. Я даже не представляю насколько.
- Вы неплохо начали сезон, было много призовых мест. Можно ли сказать, что вы были в лучших кондициях за свою карьеру и это обусловлено тем, что вы готовились к Олимпиаде?
- Я начал сезон неплохо, если смотреть по результатам. Наверное, это все приходит с опытом. Если я выхожу на гонку, то еду ее на сто процентов, нет каких-то подготовительных стартов. Для меня очень важна и моральная сторона. Если на «Туре Прованса» я заезжаю на подиум или выигрываю, то для головы это хорошо и на следующих классиках буду выступать увереннее. Да стартовал неплохо, только не хватало победы. Буквально на последнем этапе «Тура ОАЭ» не получилось выиграть. Если говорить о рестарте сезона, то уже сейчас нужно делать какую-то работу. Поэтому за эти 60 дней, как я уже говорил, старался поддерживать какую-то физическую форму. Сейчас когда, всех выпустили, уже проще готовится к гонкам. До них еще два месяца, поэтому есть достаточно времени подготовиться.
- Какие мысли о переносе Олимпиады на следующий год, будет ли это дополнительной мотивацией, чтобы повторить достижение Александра Винокурова или жаль, что так получилось?
- Было жаль, когда я был в хорошей форме, потому что потеряно столько труда, на который тратил месяцы. Сейчас уже да, есть определенный резон перенести ее на 2021 год, потому что весь мир был изолирован и, если бы решили провести Олимпиаду, то было бы смешно. Все спортсмены пропустили, как минимум по месяцу. В каких-то частях света до сих пор изоляция. Да в таких реалиях есть смысл в переносе не только Олимпиады, но и других каких-то массовых мероприятий. Поэтому так же, как в этом году, я буду работать с зимы, правда, еще нужно закончить этот сезон. Очень много планов до Олимпиады, нужно показать свой максимум.
- Заноза 2016 года, когда не смогли поехать на Олимпиаду, еще сидит или уже это компенсировано другими хорошими гонками?
- Вы хорошо так высказались – заноза. Конечно, было обидно. Потому что Олимпиада есть Олимпиада. Это важное спортивное событие, где гонщики себя показывают. А если добиваются каких-то результатов, то это вообще самая высшая ступень. Это была бы моя первая Олимпиада, но к сожалению, я на нее не поехал. У меня даже билеты были куплены. Насколько я помню, через день должен был вылетать в Рио. Буквально за день делал подготовительную тренировку, неловко упал со спуска и разрыв голеностопа. В тот год неплохо «Тур де Франс» проехал. Много ездил в отрывы, так как была хорошая форма. И после оказался не уставшим, хорошо отдохнул. Но одной тренировкой все изменилось в раз, поэтому вспоминаю периодически, но очень редко.
- Любители велоспорта в Казахстане не увидят вас в этом году вживую?
- Насколько я знаю, уже официально отменили «Тур Алматы» в связи с нынешней ситуацией. Очень тяжело было бы его разместить в календарь, потому что сейчас будет очень много больших гонок, где предстоит выступать всем нашим ребятам. Кроме того еще неизвестно, когда откроют границы. Гонщики из Европы не смогут прилететь в Алматы. Это логично отменить тур, так как без иностранных гонщиков гонка уже не гонка. Но я всегда за то, чтобы приехать в Казахстан. Во-первых, вернуться на родину, во-вторых, мне всегда нравился Алматы, а если выиграть гонку, то это вообще двойное удовольствие (смеется).
- С этого сезона у команды новые велосипеды Wilier Triestina исключительно на дисковых тормозах. Как для вас прошел переход на новы байк и, какое отношение к дисковым тормозам?
- По мне Wilier очень крутой велосипед. Я сначала думал, что с дисковыми тормозами он будет тяжелее. В гору лишние килограммы ни к чему. Иной раз тяжело избавиться от своих лишних килограммов, а тут еще и железо. Второй или третий год как ввели дисковые тормоза, поэтому Wilier сделали облегченную версию. Сколько раз мы взвешивали, вес практически совсем не отличается от тех велосипедов, на которых мы ездили ранее. Также 6-7 кг. Что касается тормозов, то тут больше плюсов. Со спуска в дождь было очень проблематично для меня на обычных тормозах. На дисковых в нескольких перчатках справляешься идеально. И во время спринта, где нужно всегда быть начеку, притирка к колесу или не дай бог завал перед тобой, то ты всегда сумеешь быстро среагировать благодаря тормозам, которые быстро схватывают. В принципе я адаптировался быстро, очень удобно.
- Уже несколько лет вы хорошо себя чувствуете в горах, что изменили в своей подготовке?
- В последние годы я начал работать с диетологами. Естественно они делают определенное меню на каждого гонщика, в том числе и для меня. Чтобы употреблял столько калорий, углеводов и белков, сколько затратил и сколько требуется на следующий день. Диетолог, с которым я работаю, смотрит мои средние показатели по мощности, пульсу и сколько потратил килокалорий . После пишет мне меню. И я с маленькими весами отмеряю углеводы, белки. Все это как-то отточилось и за последние два года у меня все с весом замечательно – 69-70 кг. Поэтому я неплохо еду в гору. Не знаю, что будет на классиках, потому что там нужна больше взрывная сила. За последние годы я больше заточился на горного гонщика, что мне больше нравится.
- Вы ездите по данным мощности или по ощущениям, что важнее цифры или инстинкты?
- И то, и другое. Я очень зациклен. Но думаю, все в пелотоне сейчас зациклены на цифрах. Взглянуть на того же Фрума. Всегда смотрит на датчик мощности, пульс и каденс. Это один из важнейших факторов. Мы делаем много работы на тренировках и всегда сверяем ее по мощности. Конечно, я всегда смотрю на датчики и сравниваю какие-то данные.
«Я себя неплохо чувствую в конце года». Алексей Луценко – о переносе весенних гонок на осень