Бахтияр Артаев: Головкин звал меня в профессионалы
Чемпион Олимпиады-2004 и обладатель кубка Вэла Баркера Бахтияр Артаев в эксклюзивном интервью Prosports.kz рассказал об отношениях с Геннадием Головкиным, быстром развитии ММА и назвал имена потенциальных чемпионов мира.
– Вы были почетным гостем турнира Fight Nights Global 80, где в главном бою вечера выступал Куат Хамитов. Какие ваши впечатления от увиденного?
– Во-первых, хочу отдельно поблагодарить директора промоутерской компании AFC Адильбека Тургынбаева. Я, как организатор, понимаю, насколько тяжело делать такой масштабный турнир. Спасибо ему за интересный вечер и за то, что дал шанс выступить нашим бойцам ММА. Турнир мне очень понравился. Бойцы были достаточно высокого уровня. Из шести казахстанцев, которые дрались с легионерами, лишь трое выиграли – это говорит об уровне соперников.
– Как вам главный бой вечера, в котором Куат «Найман» Хамитов победил Питера Куилли?
– Все прошло по плану. Конечно, народ требовал нокаута, но надо понимать, что на таком уровне досрочные победы бывают редко. Самое главное, что Куат выиграл бой и порадовал страну победой. Оправдал надежды тех, кто в него верил.
– ММА очень быстро развивающийся вид спорта. Многие считают, что в будущем смешанные единоборства могут обойти по популярности бокс. Какое ваше мнение по этому поводу?
– Люди ошибаются, если так думают. ММА – это как профессиональный бокс. Если так посмотреть, то бокс – это олимпийский вид спорта. А Олимпиада проходит раз в четыре года, и в ней участвуют лишь сильнейшие боксеры планеты. Вот когда ММА станет олимпийским видом спорта, тогда можно будет что-либо говорить. Но на данный момент бокс преобладает над смешанными единоборствами. Этим я не хочу обидеть наших бойцов, наоборот, они у нас сильные. «Если ты реально силен, то выйди в восьмиугольник». С этим я полностью согласен. Чтобы выходить в октагон, надо иметь большое сердце.
Более того, я считаю, что профессиональный бокс не дотягивает до любительского. Многие говорят, что самые сильные там, но вспомните Василия Ломаченко, Геннадия Головкина, Андре Уорда. Все они участвовали на Олимпиаде. Сейчас каждый из них является лучшим в своем весе в профессиональном боксе.
– Нет ли сожалений, что не попробовали себя в профессиональном боксе?
– Нет, не сожалею. Сам Головкин несколько раз звал в профессионалы. В Тараз приезжали промоутеры, предлагали хорошие контракты. Но у меня была другая цель, я хотел остаться в стране и развивать спортивную систему. Чтобы подрастающее поколение не замечало тех сложностей, с которыми мы сталкивались. С виду все хорошо, но на самом деле есть проблемы в отборе ребят, в питании, лечении и так далее. Хочу принести пользу в этом направлении. Да, чуточку жалею, что не перешел в профессионалы, но, учитывая мою деятельность, радостных моментов больше.
– В интернете есть видео, где вы деретесь с Головкиным по юниорам. Могли вы тогда подумать, что этот парень в будущем станет лучшим боксером планеты?
– Насколько я понял, это видео 1997 года. Тогда Геннадий был действующим чемпионом страны, а для меня это были первые соревнования в другой области. Головкин в ту пору поопытнее был. Но я еще тогда понял, что у него большое будущее. Позже мы вместе были в сборной, встречались не раз. Гена все делал с первого раза, был очень одаренным. Он мог участвовать в соревнованиях не тренируясь. Если нам, чтобы победить, приходилось днями напролет потеть, то Головкин, будучи больным, мог спокойно поехать на чемпионат и выиграть его. Если у меня был характер, то у Геннадия – талант.
В юношестве мы часто общались, и он постоянно говорил: «В будущем я стану чемпионом мира. Гена Головкин, Triple G, champion of the world (чемпион мира)». Даже на тренировках делал уклоны, как в профессионалах, имитировал стиль Роя Джонса. Психологически себя готовил. Как-то спросил меня «Кем я хочу стать в будущем?», я ответил: спортивным функционером (смеется). После победы над Матвеем Коробовым в 2008-м Головкин позвонил мне и на казахском сказал: «Баке, это я, Тайсон, как поживаешь, Тайсон?» Мы часто друг друга называли Тайсоном. Еще звал в профессионалы: «Переходи в профи, я в 72 кг, ты в 76 кг, вместе будем завоевывать мир». Никогда не сомневался в Геннадии, он был рожден стать чемпионом.
– Если бы перешли в профессионалы, то с кем бы мечтали встретиться?
– Если честно, не вижу боксера, с кем бы мечтал подраться в профессионалах.
– Кто, по-вашему, самый сильный средневес на данный момент?
– Головкин и Альварес. Оба – очень сильны. Также я бы добавил сюда Сергея Деревянченко. Весьма перспективный боксер. Если говорить о полутяжелом весе, то я бы отметил Сергея Ковалева и Артура Бетербиева.
– Недавно стало известно, что WBA выбрал Джона Веру следующим соперником Каната Ислама. Как думаете, когда «Qazaq» сможет выйти на титульный бой?
– Многие говорят, что пришло время Канату драться за чемпионский пояс. Но для этого ему нужны еще рейтинговые встречи. Я думаю, после этого (с Джоном Веру) и следующего поединка Ислам сможет заполучить титульный бой. Поэтому прошу болельщиков бокса проявить немного терпения.
– Сейчас очень много казахстанских боксеров переходят в профессионалы. Кто из них может стать чемпионом мира? Каков ваш топ-3?
– На первое место я бы поставил Каната Ислама. Вторым назвал бы Батыржана Джукембаева. Третьим... Сейчас многие обидятся, что я их не отметил (улыбается). Наверное, Мадияр Ашкеев. Но я хотел бы сказать, что все наши боксеры перспективные.
– Что надо сделать Головкину, чтобы одолеть Альвареса в повторном бою?
– Для победы Геннадию нужно весомое преимущество, желательно два-три нокдауна. В первом бою судейство было предвзятое, даже ничья должна быть радостным исходом для нас. Судьи старались отдать победу Альваресу. Поэтому во втором поединке Геннадию надо чаще наносить акцентированные удары и стараться добиться нокдауна. Если этого не будет, то исход может оказаться неблагоприятным. Так что и к этому должны быть готовы. Сауль же теперь выйдет на ринг более уверенным, ведь он на себе прочувствовал всю мощь Головкина. В этом плане мексиканцу будет легче. Думаю, второй бой будет очень напряженным. Сейчас время идет на пользу Канело.
– В первом поединке Геннадий очень мало бил по корпусу.
– Альварес является самым сложным и звездным соперником Головкина в его карьере. А когда встречаешься с боксером такого уровня, то очень трудно уронить его ударом в корпус. В таких боях это невозможно. Думаю, поэтому Головкин мало бил по корпусу и животу. Бой двух сильнейших всегда проходит напряженно и до последнего гонга. Нокдаун в таком поединке – будет сюрпризом.
– И последнее. Наше издание проводит опрос на звание лучшего спортсмена Казахстана 2017 года. Кто, по-вашему, достоин этой награды?
– Если выбирать спортсменов из олимпийских видов спорта, то считаю, что лучшим был боксер Кайрат Ералиев. Его победа на чемпионате мира вполне достойна награды лучшего спортсмена года. Также хотел бы отметить борца Акжурека Танатарова и дзюдоиста Елдоса Сметова.
Фото: bi-marathon.kz