Корреспондент Prosports.kz побеседовал с теперь уже бывшим техническим директором «Кайрата» Евгением Калакуцким, который в начале недели покинул алматинский клуб.

– Евгений Геннадьевич, вы покинули «Кайрат», но давайте начнем не с этого. Пару лет назад опять же в интервью нашему изданию вы критиковали политику Федерации футбола и лично ее президента. С тех пор пришли другие люди. Вы заметили что-то кардинально иное в действиях КФФ?

– По большему счету, за прошедшие два года ничего не изменилось. Если говорить глобально, это короткий срок, но изменений все равно не заметно. Сейчас придет уже третий руководитель за два года, и, как все знают, до этого тоже было несколько руководителей за небольшой срок, но меняются лишь руководители...

При государственном финансировании можно создать более жесткую модель распределения средств, не столь стихийную, что есть сейчас

– Оказавшись внутри этой системы или по крайней мере часто контактируя с федерацией, какие выводы вы сделали?

– Хотелось бы сразу оттолкнуться от национальной сборной, которую все кому не лень повсеместно критикуют. На мой взгляд, сборная Казахстана сейчас играет примерно на том уровне, который отражает развитие футбола во всей стране. И те футболисты, которые сейчас собраны в команде, действительно лучшие в Казахстане, это объективно, их уровень сейчас вот такой. И, например, я могу сказать за кайратовцев, которые точно играют за сборную не спустя рукава: они показывают тот уровень, на который они сейчас способны. И они еще во многом продукт советской системы подготовки, но сделать по одному щелчку так, чтобы уровень футболистов резко вырос, невозможно. Необходимы более глубокие, масштабные изменения и реальные действия.

Возвращаясь к нашему прошлому интервью, там я говорил про стратегию развития, которую приняли при Кожагапанове. Хорошо помню, когда обсуждали эту тему на конференции - вопросы были только с моей стороны, все остальные приняли эту стратегию единогласно. Уже на последующих конференциях я спрашивал относительно принятой стратегии: выполняем ли те задачи, которые были там поставлены, действуем ли в рамках этой стратегии, отстаем ли по срокам и, вообще, помнят ли члены конференции, что они утвердили такой документ. Сейчас я убежден: если спросить главных акционеров футбола в Казахстане, что заложено в «Стратегии развития футбола», принятой в 2016 году, они вряд ли вспомнят, о чем этот документ, что в нем хорошего и плохого. Многие подобные документы принимаются в федерации, как будто это политическое движение.

– Этакий «бешеный принтер»?

– Это имитация работы. Как тогда, так и сейчас призываю к тому, что если документы принимаются, то они должны служить неким вектором, что именно мы хотим видеть через год, два, три. Также должен быть заложен инструментарий, ведь эти идеи требуют еще и воплощения в жизнь.

На мой взгляд, в целом уровень развития футбола в стране отражают четыре кита. Первое – инфраструктура, то есть развитие материально-технической базы: поля, базы, экипировка и прочее. Второе – квалификация кадров, и это касается не только тренеров, но и менеджеров, потому что с этим тоже беда. Третье – методика. У каждой футбольной страны есть своя концепция, и никто ни у кого не подсматривает, у каждого свое видение футбола. Четвертое – система соревнований и уровень конкуренции. Может быть одна сильная академия или один сильный клуб, но если усредненный уровень развития футбола в стране низкий, то в любом случае будешь внизу. И я убежден, что нельзя концепцию развития условно немецкого футбола полностью переносить в Казахстан. Можно взять определенную основу, но полностью адаптировать модель развития одной страны в другой невозможно.

И еще один немаловажный фактор: принятая стратегия должна быть застрахована на случай, когда меняется президент федерации: мы не можем бросаться из стороны в сторону после каждой смены руководителя.