«Думаю в АСА остаться». Побеждавший Джеффа Монсона казахстанец готовится к летнему камбэку
Евгений Егембердиев – личность в смешанных единоборствах Казахстана очень известная. Однако в последнее время «Метис» куда-то пропал с радаров профессионального ММА. Может быть, завершил потихоньку профессиональную карьеру? 39 лет, как-никак, - уже не мальчик… Хотя официально о его уходе на пенсию нигде не сообщалось.
Получить ответы на вышеуказанный и некоторые другие вопросы корреспондент Prosports.kz попробовал в беседе непосредственно с Евгением Егембердиевым.
- Евгений, Вы уже окончательно завершили профессиональную карьеру бойца? Или еще допускаете возможное возвращение в октагон?
- Нет пока. Хочу попробовать еще.
- Молодое поколение казахстанских поклонников ММА, возможно, уже вряд ли и вспомнит о таком бойце, как Егембердиев. Не обидно? Ведь в свое время Вы были очень заметной фигурой в смешанных единоборствах постсоветского пространства.
- Мне кажется, наоборот, – меня среди молодежи многие знают. Многие подходят, здороваются, спрашивают: «Как дела?», «Когда бой?». То, се. Как бойцы, так и не бойцы – просто, например, фанаты спорта.
- Ваше прозвище «Метис» отражает Ваше происхождение? Или символизируют что-то иное?
- На самом деле, все очень просто. Мы сидели с друзьями в бане – это был выходной день, парились. Дело было перед моим дебютом в профессиональных боях. И насчет прозвища как раз я думаю: какое взять? И все спрашивают. Один друг меня спрашивает: «Кто ты по нации?». Я отвечаю: «Метис. Отец казах, мама русская». Он и говорит: «Ну, вот и сделай себе прозвище «Метис»». Я подумал – действительно. Как-то у всех животные прозвища – «Тигры», «Львы» там, «Волки»... Думаю – зачем животное, когда сильно ничего придумывать не надо: я метис. И так и оставил такое прозвище.
Но сейчас многие против такого никнейма – говорят, чтобы убрал его. Ну, я сейчас стараюсь уже не говорить, что у меня прозвище «Метис» - чтобы не обижать никого.
- Как Вы пришли в свое время в ММА? И какими видами спорта серьезно занимались до этого? У кого из специалистов тренировались?
- Вообще, я базовый боксер. Мастер спорта по боксу, призер чемпионатов Мира двукратный – по юношам и среди студентов. Вообще, в боксе у меня карьера хорошо развивалась – просто чуть-чуть, мне кажется, подошел к ней неправильно. Со стороны тренировок. Тренеры у меня чуть-чуть неграмотные были... Надо было развиваться, уходить к более профессиональным тренерам – а я остался со своим тренером, региональным. Тренером у меня был Евгений Гостев – ему уже 83 года на данный момент. И тогда уже был возрастным. Я вот как начал с ним тренироваться, так и остался у него. Переманивали туда, сюда – я никуда не уходил. Думал, что в этом сила – в верности. А оказалось – не так… Надо было развиваться – тренер уже ничего не мог дать мне. Надо было расти дальше.
Сильная перетренированность у меня была в боксе. Желание тренироваться пропало вообще – очень сильно. До того наелся. Думал о завершении карьеры в боксе – и меня это радовало просто. Ощущал радость от таких мыслей. И решил уехать из Тараза в Алматы, чтобы тренеры оставили в покое меня – потому что покоя не было. Приходили утром, вечером домой… В общем, уехал. Полгода ходил в Алматы – работал, что-то делал. На стройке, там, там… Потом вернулся в Тараз.
В общем, два года я вообще не тренировался. В зал не заходил – даже запаха зала не мог терпеть. И вот по истечении двух лет появилось желание у меня. Еще как раз начали развиваться эти бои – Федор Емельяненко, потом Кимбо Слайс. И меня прямо что-то зажгло, понравилось. Думаю – почему не попробовать?! В принципе, еще молодой – мне тогда 26-27 лет было. И, в общем, так и решился. Дебютировал в 2012-м или 2013 году. И вот так пошел, пошел… Начал драться.
Конечно, поначалу было очень тяжело. В плане того, что сейчас многие ребята понимают, что делают – как питаться, как вес гонять, как готовиться. А нам, вообще, когда начинали, не с кого было пример брать. Не знали, куда, к кому обращаться, у кого спрашивать.
В боксе, я еще раз повторюсь, у меня, знаете, был немножко неправильный подход к тренировкам. Я все время тренировался, не отдыхал. Все время пахал, пахал… Сборы, соревнования не пропускал. И, во-первых, дохода не было от этого. Да, какую-то стипендию получал – но фактически ничего не зарабатывал, как, например, от боев. Если был бы такой стимул – я бы боксировал спокойно дальше. Но стимула не было. И, потом, тренеры меня тупо гоняли – просто гоняли. Например, у меня был такой период – в третьем-четвертом раундах уставал. На сборах. В форме я, все, готовлюсь – но в третьем-четвертом раундах устаю. Спрашиваю своих тренеров – что такое? Они говорят – значит, не в форме, еще тренироваться нужно. А мне просто нужно было восстановиться, отдохнуть. Организм не восстанавливался. Вот это, как бы, вроде бы, - мелочь, но она очень серьезно повлияла на меня… Неграмотность тренерская. Ты и так перепаханный, убитый – и они тебе говорят: еще надо пахать, еще надо! Это же очень глупо. И что? Я загонялся – сам себя загонял. Потом у меня так желание пропало боксировать – до сих пор я этот бокс не смотрю. Только Гену Головкина смотрю иногда.
- Уже во втором поединке в профессиональном ММА Вам пришлось противостоять легенде – Джеффу Монсону. Как стал возможным этот бой? Не смущал бэкграунд соперника?
- Да, - в 2015 году получилось подраться с Джеффом Монсоном. Скажу Вам так: я, вообще, хотел с ним подраться в 2014-м, но не получилось. И я уже, короче, отчаялся – толком не выступал. Где-то, по-моему, по любителям только один раз выступил. И через год буквально мне предлагают бой с Монсоном. Я толком не тренируюсь, не в форме. За 27 дней примерно объявили мне о бое – спросили: «Будешь?». «Да, буду!». Начал тренироваться потихоньку. В форму, конечно, не успел войти – но как успел, так успел. А Монсон на тот момент еще был такой – действенный. Он в России многих проезжал. Вроде, 43 года ему было – и он еще выигрывал у пацанов-тяжей в России. Меня тоже пару раз ловил – чуть не задушил. Такой был бой – непростой для меня на тот момент. Очень тяжелый. Устал там конкретно… Но посчастливилось выиграть все равно. Победа есть победа.
- Через три месяца после боя с Монсоном Вам предстояло встретиться с нынешней звездой ММА – Сергеем Павловичем. Почему это противостояние не состоялось?
- Сразу после Монсона мне предложили в Fight Nights встретиться в главном бою с Сергеем Павловичем. Я уже начал тренироваться в Алматы, более-менее начал набирать форму. Но у меня упал вес до 94 кг. Павлович тогда с весом 120 кг был. Я не из-за этого снялся – все равно бы вышел. Но колено травмировал – тогда уже. Хрустнуло колено на тренировке. Опухло, не могло сгибаться. Думаю, и к лучшему, что я не вышел – представьте разницу: 120 кг и 94 кг. Это же вообще несерьезно. Мне уже тогда надо было уходить в 93 кг… Я тогда, кстати, и перестал драться в тяжах – ушел в 93 кг. Понял, что это мой вес. Все равно, я не тяж по конституции – полутяж.
- К бою с Кори Хендриксом в 2017-м Вы подошли с чистым рекордом 7-0. Что пошло не так в этом поединке?
- Чистый рекорд у меня тогда был, да – 7-0. Но Кори Хендрикс – такой боец очень серьезный. В UFC два-три года провел, The Ultimate Fighter выигрывал. Или финалистом был этого реалити-шоу… Вообще, очень сильный парень. Он и в АСА у многих выигрывал, нокаутировал многих. В PFL дрался, многих там побеждал хороших. Очень серьезный парень. Просто я к такому как он не был готов. Пока еще в 2017-м не был… Как бы я вышел – да, попадал, но вот к этому его опыту в ММА, к его уверенности я еще готов не был. Я это сам понял.
- Итогом Ваших выступлений в АСА на протяжении двух с половиной лет стал титульный бой с до сих пор идущим без поражений Муслимом Магомедовым. Обидно было досрочно проиграть в третьем раунде? Чего не хватило в том бою?
- С Муслимом Магомедовым не то, что обидно… Обидно было, что чуть-чуть подошел неправильно к бою. Форму неправильно набрал. Надо было чуть-чуть по-другому подготовиться – не нужно было ехать на сборы никуда. В Чечню там… Надо было в Казахстане готовиться и набрать вес. И на другое время перенести – у меня подготовка на Оразу попала. Половину подготовки Оразу держал – и вес как упал до 95 кг, так и не смог подняться. А это очень маленький вес для полутяжей. В общем, в этом тоже была проблема. Физически подошел неправильно – истощенный, выжатый…
Особо нет каких-то обид, сожалений… Просто – сам виноват. Надо было никого не слушать, свое дело делать. А я прислушался… Зря – надо было по-другому подходить к этому бою.
- Получается, летом исполнится три года с даты Вашего последнего боя в профи. Чем занимаетесь все это время?
- Да, - летом будет уже три года, как не выступаю. Да чем занимаюсь – в основном, восстановлением. Тренировки для колена делаю – колено болело. Я прооперировал его в 2022 году – опять заболело. В 2023-м снова прооперировал. И реабилитацию сейчас делаю. До этого тоже закачивал колено. В общем, в основном, думал, что делаю все для ноги, для колена, чтобы не беспокоили – в итоге не получалось… Все время то болит колено, то проходит. То, вроде, нормально, уверенно начинаю подготовку – опять начинает болеть… Короче, вот эти два года меня вообще выбили из колеи. И, в основном, дочке своей посвящаю время – бываю с дочей, гуляю с ней, играюсь. Она – моя жизнь сейчас. Потихоньку реабилитацию прохожу и к ней езжу. Как раз сейчас еду оттуда. С ней побыл – сейчас назад в Алматы на реабилитацию.
- В турнире какой лиги ММА можно ожидать Вашего возвращения? И – когда?
- Думаю в АСА так же остаться – потому что у меня там еще контракт на три боя. Но условия там тоже – средние. Не такие прям шикарные у меня. Средние условия. И уровень оппозиции очень серьезный там. Уровень самих турниров АСА растет – за три года уже вырос конкретно.
Думаю в АСА – но, все равно, буду рассматривать. Главное – форму набрать, главное – вернуться в кондиции, в которых можно конкурировать на таком уровне. А так, в принципе, можно рассмотреть варианты с другими организациями. За хороший гонорар – можно. Если условия будут устраивать, если они будут лучше, чем в АСА – можно посмотреть,
Вообще, планирую в этом году летом вернуться, наверное. Если все нормально будет, летом, думаю, буду в кондициях.
Фото: «Караван», архив Евгения Егембердиева