Путь Бердыева: от «строителя» до «тракториста»

Путь Бердыева: от «строителя» до «тракториста»

Как уже сообщал , бывший главный тренер алматинского «Кайрата» Курбан Бердыев возглавил иранский клуб «Трактор» из города Тебриз.

Чем сильнее ожидания, тем больше в них разочарования, когда они не сбываются. Сейчас эмоции от ухода Бердыева из КПЛ ради трудоустройства в чемпионате Ирана немного поостыли, поэтому я решил разобраться в том, почему у, без всякого сомнения, великого специалиста так ничего, по сути, и не получилось в «Кайрате», и зачем он проследовал по такому странному маршруту – в Тебриз.

Когда Курбан Бекиевич в мае прошлого года пришел в «Кайрат» в качестве консультанта, сразу стало понятно – этим дело не ограничится, хотя сам Бердыев тогда и отрицал, что претендует на пост главного тренера «желто-черных». Впрочем, спустя время мы поймем, что отрицание Бердыева – не есть отрицание в принципе, но об этом позже.

В итоге Бикеич, разумеется, возглавил «Кайрат». Гнета его имени сначала не выдержал Алексей Шпилевский, сбежавший в Германию, а затем и Кирилл Кекер. А разве могло быть иначе? Тем более, что Бердыеву полностью благоволил главный «кайратовский» босс Кайрат Боранбаев, а болельщики алматинского клуба пребывали в коллективно-бессознательном экстазе от того, что их любимую команду будет тренировать покоритель «Барселоны».

Но у Курбана Бекиевича в алматинском клубе сразу все пошло как-то наперекосяк. Титул чемпиона КПЛ «Кайрату» отстоять не удалось (да, в этом не столько вина самого Бикеича, сколько его предшественников, проваливших первую половину сезона), в Лиге конференций «желто-черные» откровенно оконфузились, набрав всего два очка в шести матчах. И в конце 2021-го года возникли первые опасения по поводу того, что Курбан уже не тот, а его тренерские методики безнадежно устарели, поэтому не подходят даже для не самого сильного турнира вроде КПЛ.

Тогда же, в начале межсезонья, появились мысли, что Бердыев скоро уйдет из «Кайрата». Особенно на фоне тотального сокращения клубного бюджета и отъезда из команды почти всех легионеров. Ведь при всем своем бесспорном профессионализме Курбан Бекиевич никогда не слыл бессребреником, альтруизм – это не про него. А уже после январских событий в стране я почти не сомневался, что сезон-2022 алматинцы начнут с другим наставником.

И как же я был счастлив, что ошибся. Ругал себя за то, что усомнился в человеке. Бердыев продолжил работу в «Кайрате», даже несмотря на серьезные проблемы у его «патрона» Боранбаева, означавшие неминуемые финансовые трудности в клубе. А уж после того, как Бикеич пригласил к себе в штаб своего давнего соратника Ивана Данильянца, я искренне поверил, что Бердыев для всех «кайратовских» болельщиков – отец родной, а футболисты за ним, как за каменной стеной.

И даже после унизительных поражений от «Атырау» (0:3) и, особенно, от «Астаны» (0:6) не хотелось кидать камни в бердыевский огород. Тем более, что сам тренер вызывал уважение своей реакцией на провокационные вопросы журналистов о его возможном уходе из клуба.

8 мая, после домашнего поражения от «Атырау» 0:3:

— Есть ли вероятность, что вы сами уйдете из клуба?

— У меня в контракте есть пункт, что если ко мне поступит предложение, устраивающее меня, то мы сядем и будем обговаривать. Пока такого нет, поэтому работаем.

Когда в прошлом году Кайрат Советаевич сказал, что остается одна молодежь и три человека из основного состава, у меня контракт закончился, и я мог спокойно уходить. Но мы поговорили с Иваном Данильянцем, и в память о моем первом тренере, решили остаться ради пацанов, чтобы поднять их интеллектуальный уровень. Я вижу этот прогресс. Уверен в этих ребятах, они будут играть, но нужно время. Для нас сейчас важно, чтобы молодые игроки по-другому смотрели, по-другому относились, думали по-другому.

15 мая, после гостевого разгрома от «Астаны» 0:6:

– В соцсетях клуба пишут много комментариев о том, чтобы вы покинули пост. Вы не задумывались об этом?

– Нет, такой мысли у меня нет.

Между тем, позже в одном из российских СМИ появилась такая информация:

«Бывший главный тренер «Кайрата» Курбан Бердыев, возглавивший иранский «Трактор», вел переговоры с зарубежными клубами с мая, когда еще работал в казахстанской команде».

А теперь вспомните, о чем я писал в самом начале: о том, что бердыевское «нет» – это как «нет» кокетливой барышни, в большинстве случаев означающее «да». Не хочу сказать, что грош цена его словам, не в моих принципах кого-то осуждать, тем более – человека, который почти на четверть века старше меня.

Однако факт налицо: говорил Бердыев одно, сделал в итоге – совсем другое, ушел из «Кайрата» за полгода до окончания срока контракта. Проще говоря – предал своих пацанов, которыми еще месяц назад восхищался. Вот вам и ответ на вопрос, почему Бикеич не стал «кайратовской» легендой – он любил «Кайрат» только за деньги.

Клуб, конечно, пытался смягчить ситуацию и чуть ли не взять на себя инициативу по расставанию с известным специалистом. Однако все это «сказки бабушки черепахи» - «Кайрату» просто не нужна была лишняя шумиха.

При этом было понятно, что Курбан Бекиевич не собирается бросать тренерское ремесло, но и в Россию он вряд ли вернется. И дело тут даже не в сложной геополитической обстановке и нехватке стимула из-за отсутствия еврокубков. По моим данным, в РПЛ Бердыеву дорога закрыта по причинам, не связанным с футболом. И возникли они после того, как он повторно ушел из «Рубина», в 2019-м году.

К слову, с возвращения в казанский клуб пошли и чисто тренерские неудачи Курбана Бекиевича. С 2017-го года и до прихода в «Кайрат» он не завоевал ни одного трофея и не финишировал на призовом месте. В алматинском клубе он слегка пополнил свой послужной список – «бронзой» КПЛ-2021 и Кубком Казахстана того же года. Но это явно не то, чего от него ждали.

«Кайратовские» фанаты жаждали возвращения легенды в родной клуб. Хотя, по большому счету, они сами для себя придумали этот эпитет. Ведь в качестве тренера Бердыев легендой клуба так и не стал, хотя и приходил туда трижды. Однако всякий раз ожидания болельщиков превращались в их же проблемы.

И вот теперь – «Трактор», в котором разжиться трофеями будет гораздо проблематичнее, чем в «Кайрате» и уж, тем более, в «Рубине». За всю свою 52-летнюю историю клуб из Тебриза никогда не становился чемпионом Ирана, трижды финишировав вторым и два раза становившийся обладателем Кубка страны. Единственным неоспоримым преимуществом Тебриза перед Алматы и Казанью можно считать тот факт, что его стадион вмещает без малого 70 тысяч зрителей (при населении города чуть более 1,5 млн жителей) и почти всегда заполнен под завязку на домашних матчах «Трактора».

В общем, я крайне сомневаюсь, что Курбан Бекиевич, которому через два месяца исполнится уже 70 лет, перезапустит в чемпионате Ирана свою тренерскую карьеру. Да и не для того он, собственно, и поехал туда. Получение вместе с должностью главного тренера еще и поста технического директора красноречиво свидетельствует о том, что Бикеич решил перед выходом на пенсию срубить последний жирный куш, ведь повторюсь: альтруизм и новые вызовы – это не про него.

Между тем, не совсем правильно утверждать о том, что Бердыев уехал на край географии. Если посмотреть на карту, то без труда можно обнаружить, что от его родного Ашхабада до Тебриза – чуть более полутора тысяч километров по прямой. Для сравнения: до Алматы – полторы тысячи с лишним, до Казани – свыше двух, до Ростова-на-Дону – и того больше.

Так что Бикеич, можно сказать, постепенно подбирается к отчему дому. Начав свой футбольный путь в ашхабадском «Строителе», Бердыев на закате тренерской карьеры стал «трактористом» из Тебриза. Что ж, более чем символичный и закономерный финал.

А теперь пару слов о том, почему я упомянул «кайратовскую» эмблему в анонсе материала. Кто-нибудь заметил, когда это вдруг алматинскую команду стали называть «желто-черными»? А ведь изначально клубные цвета были желто-синими, вернее – золотыми и небесно-голубыми. Они символизировали колосящуюся пшеницу и ясное небо – еще с тех времен, когда команда называлась «Урожай». Кто-нибудь может себе в здравом уме представить черную пшеницу и желтое небо над головой?!

Но затем в клубе почему-то решили забыть про традиции, а футбол такого отношения к себе не прощает. Полагаю, отчасти и по этой причине «Кайрат» все никак не может стать казахстанским флагманом на долгие годы, и вслед за победным всплеском у алматинского клуба неизменно наступают смутные времена. Так было и после чемпионства 1992-го года, и 2004-го. Увы, так происходит и сейчас.

Фото из открытых источников

«Я хочу получить паспорт и играть за Казахстан». Роберт Бауэр – о том, где продолжит карьеру и смене гражданства

«Словаки поблагодарили казахстанских футболистов за то, что выгнали их тренера». Дарын Жолдасбай – о жизни в Словакии и национальной команде

«Тобол» не показывает чемпионской игры, «Актобе» будет бороться за еврокубки». Куралбек Ордабаев подвел итоги 14-го тура КПЛ

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
Для того, чтобы оставить комментарий, или