«Мокин – пример для подражания, хотя и ворчит иногда, что я его мало нагружаю»

«Мокин – пример для подражания, хотя и ворчит иногда, что я его мало нагружаю»

Известный в прошлом голкипер, специалист по работе с вратарями костанайского «Тобола» Евгений Набойченко в эксклюзивном интервью корреспонденту Prosports Владимиру Жаркову рассказал о некоторых тонкостях своего ремесла, а также вспомнил количество чемпионских титулов и клубы, в которых они были завоеваны.

- Евгений Викторович, поздравляю вас с чемпионством «Тобола»! Вы ведете подсчет количеству золотых медалей и клубов, в которых они были завоеваны?

- Спасибо за поздравления! Если навскидку, то в Туркмении раз пять был, по-моему, чемпионом, в Казахстане как игрок взял «золото» с «Кайратом» в 2004-м. Как тренер – с «Актобе» в 2013-м, два с «Астаной» - в 2016-и и 2017-м, и вот – «Тобол».

- Сопоставимы ли эмоции от побед в качестве игрока и тренера?

- Сравнивать непросто, но я попробую. Когда ты играешь в воротах, на тебя ложится больше физической нагрузки, когда ты тренер – возникает психологическая ответственность, ведь приходится уже отвечать не только за себя, но и за твоих подопечных. А когда играешь, волноваться некогда.

- Самое памятное и трудовое чемпионство можете назвать?

- Пожалуй, с «Тоболом». Было действительно сложно стать первыми. Во всех предыдущих случаях приходилось полегче. В конце сезона пришлось тяжело, но мы справились. Здесь сложился отличный коллектив, у нас отличные болельщики, клубное начальство, руководство области – без всего этого никакого «золота» не было бы. Созданы все условия для работы, в манеже мы вообще можем заниматься круглогодично.

- Кстати, насколько условия для работы с вратарями в манеже отличаются от занятий в естественных условий?

- На улице иногда мешает мокрая погода, когда вратарская площадь начинает портиться, создавая определенные сложности при работе. А в манеже не надо привыкать к условиям, здесь не страшны ни осадки, ни ветер. Создается меньше стрессовых ситуаций, тренировочный процесс получается более продуктивным.

- «Тобол» пропустил меньше всех в чемпионате – всего 18 мячей в 26 турах. Получается, вратарская заслуга в чемпионстве команды была едва ли не определяющей?

- Так нельзя сказать, в этом огромная заслуга и защитников. Оборона ведь создается надолго, на весь сезон, это впереди можно внести какие-нибудь коррективы, если пошло что-то не так. А в защите связки налаживаются еще на сборах.

Конечно, роль вратаря важна, но первостепенной она становится тогда, когда голкипер сыграл на ноль, помог своей команде набрать очки. Если посчитать, то да – Александр Мокин принес немало очков «Тоболу», выручал в важные моменты. Есть вратари, которые стабильно могут отыграть весь чемпионат без ошибок, но нигде не выручить. У Мокина же случилась всего одна результативная ошибка за сезон, и наоборот – было много матчей, когда он выручал, спасал, брал пенальти.

Некоторые говорят, что у Александра было мало работы, но ведь тем и силен вратарь, что он в нужный момент придет на помощь. Для голкипера важно, чтобы он не «пустил», некоторые же в рамке засыпают.

- Тяжело ли работать с таким опытным голкипером, как Александр Мокин, который в свои 40 лет уже все повидал на своем вратарском веку и сам уже может учить кого угодно?

- Мокин – это сплав характера, опыта и огромной мотивации. Это все говорит о его высочайшем профессионализме. Мы были объединены одной целью, так что никаких сложностей в работе с Александром и быть не могло. Я ведь его знал еще по «Астане», знал его возможности, характер. Понимаю, что ему нужно и не нужно, где нагрузить или, наоборот, дать передышку. Он, конечно, иногда ворчит, что я даю ему послабления (смеется), но ведь я понимаю, что его нельзя перегружать. Для возрастного футболиста это очень важно, чтобы он смог пройти весь сезон без травм.

Мокин не боится учиться, всегда открыт к диалогу. Если его что-то не устраивает, он всегда скажет, но окончательное принятие решений все равно за мной. Все же, несмотря на весь его опыт, он все еще игрок, а я – тренер. 

- Александр к какому типу вратарей относится – безоговорочному первому номеру, который не терпит конкуренции, или же ему, напротив, постоянно нужно, чтобы кто-то подпирал?

- Он уже прошел все стадии, реагирует на все очень правильно. У Мокина очень адекватное поведение, за счет этого он и играет до сих пор. Видит, что ребята его подпирают, они у нас очень перспективные, ему постоянно нужно доказывать свое превосходство над ними, его профессиональные качества позволяют ему показывать свой максимум. Это пример для подражания другим вратарям.

- Принято считать, что вратари – натуры особо чувствительные. Большая ли разница между работой с киперами и всеми остальными?

- Скажу так: в команду, перед которой стоят более-менее серьезные задачи, возьмут опытного, зрелого вратаря. Брать «сырого» молодого нет никакого смысла, решать с ним задачи нереально, каким бы ты ни был великим тренером. Ему не хватит стабильности – он может выдать хороший отрезок, но потом провалит еще больше. Уже все знают, как готовить игроков физически, но залог успеха вратарей действительно процентов на 70 состоит из психологии.

- Игра каких вратарей из других казахстанских команд вам импонирует?

- Нравится Мухаметжан Сейсен. Думаю, у него хорошее вратарское будущее.

- Вас раздражает, когда говорят, что вратарь стоит?

- У Виталия Кафанова есть очень емкое выражение по этому поводу, но я скажу более корректно: стоят слоны в зоопарке (смеется). А вратари играют – тут двух мнений быть не может. Они могут быть в игре всего три-четыре минуты за матч, но, при этом, все оставшееся время он находится в сумасшедшей концентрации, ни на секунду не ослабляют внимания. Вратарь всю игру анализирует, постоянно думает, пытается предвосхитить события.

- То, что посреди сезона у «Тобола» сменился главный тренер, как-нибудь отразилось на вашей работе?

- На моей работе особенно не отразилось, так как мы вместе с Москаленко работали и раньше. Шли по тому же плану, в одном направлении, так что особых изменений не было, трудностей не возникало.

- Сильно ли отличается тренировочный процесс Александра Москаленко от методов Григория Бабаяна?

- Если и отличается, то совсем незначительно. Не было смысла что-то менять – чинить то, что работает. Возможно, и добавились какие-то нюансы, все-таки каждый тренер индивидуален и видит футбол по-своему, но я их даже не заметил. А что касается моих обязанностей, то они не изменились. Главное – мне никто не мешал работать

- Дино Дзофф, Станислав Черчесов, Виталий Кафанов, Хулен Лопетеги, Раймон Гуталс, Рожерио Сени. Знаете, что объединяет этих великих в прошлом голкиперов?

- Конечно! Все они впоследствии стали тренерами.

- Маленькое уточнение: не просто тренерами, а главными тренерами.

- Да, прекрасно об этом знаю – они возглавляли большие клубы или даже сборные, это очень интересная история. Долгое время считалось, что голкиперы не способны вырасти в тренеров. Но время показало, что это не так. Раньше ведь и отдельных специалистов по работе с вратарями не было. Теперь же это обязательная и очень важная фигура в любом серьезном клубе.

Выясняется, что тренер вратарей может продуктивно работать не только с такими же, как он, но и полностью руководить процессом, управлять всей командой.

- А у вас никогда не было мысли стать главным?

- Если честно, пока такого желания не возникало, очень много сил уходит на работу по прямому профилю – как физических, так и эмоциональных. Так что пока нет, но кто его знает, как жизнь повернется.

Фото: ФК «Тобол»

Лучшие легионеры в истории чемпионатов Казахстана

«Молодежь в команде называет меня дядя Саша». Александр Мокин получает радость от футбола и не думает о завершении карьеры

Вратарь «Тобола» стал рекордсменом сезона по числу «сухих» игр

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
Для того, чтобы оставить комментарий, или