«Процесс расставания всегда болезненный». Александр Винокуров – о причинах завершения карьеры казахстанских гонщиков в 30 лет
Генеральный менеджер «Астаны» Александр Винокуров в интервью корреспонденту Prosports.kz рассказал о формировании состава команды на 2022 год, поведал, почему не все сильнейшие казахстанские гонщики имеют прописку в команде, объяснил причины неудачи Алексея Луценко, а также отметил, кого бы еще хотели видеть в национальном проекте.
- Почему второй год подряд гонщики из обоймы сборной завершают карьеру в 30 лет?
- Нужно понимать, что мы ни в коем случае не заставляем кого-либо из гонщиков завершать карьеру. Команда не продлевает контракт, но дальше уже от гонщика, от его устремлений, желания и возможностей зависит, если он захочет остаться в велоспорте или нет. Для нас процесс расставания с каждым казахстанским спортсменом всегда болезненный, но такие правила диктует профессиональный спорт и надо давать шанс молодому поколению. Велоспорт сейчас имеет тенденцию на омоложение, все больше молодых гонщиков в возрасте андеров и даже юниоров приходят в мировой пелотон, и все больше гонщиков после 30 лет не находят себе прописки в Мировом туре.
Мне жаль, что гонщики завершают карьеру, но такое происходит каждый год. Тем более, что запасы физического здоровья не у всех одинаковые и выступления на мировом уровне тоже требуют огромных усилий. В то же время, есть такие сильные казахстанские гонщики как тридцатипятилетний Дмитрий Груздев, которые много лет способны показывать хорошие физические показатели и оказывать помощь команде, поэтому, каждая ситуация индивидуальна.
По мере возможности, мы стараемся помогать нашим гонщикам в дальнейшем трудоустройстве. Например, Жандос Бижигитов завершил карьеру, но остался в спорте, переквалифицировался, прошел обучение и с этого года будет работать в команде профессиональным массажистом. Бахтияр Кожатаев стал тренером казахстанской молодежи и уже делится своим опытом, выращивая будущих чемпионов.
Никита Стальнов провел 5 лет в команде, подарил нам хорошие яркие выступления на пике своей карьеры и физической формы, и мы благодарны ему за тот вклад, который он внес. К сожалению, его нынешний уровень не вполне соответствует уровню Мирового тура, и уже в конце прошлого сезона поднимался вопрос о его контракте. Команда решила дать гонщику еще один шанс, но к большому сожалению, в этом году прогресса у спортсмена не произошло.
- Зачем нужен национальный проект «Астана», если в нем нет места казахстанским гонщикам?
- Возможно, вы имеете в виду «нет места всем казахстанским гонщикам»? Но, это физически невозможно для одной профессиональной команды. Национальный велопроект направлен на развитие отечественного велоспорта, на поиск молодых талантов, их взращивание и вывод на уровень Мирового тура для того, чтобы дать им возможность проявить себя в самых престижных гонках мира. И думаю, что с этим всем на протяжении уже многих лет проект «Астана» справляется очень хорошо. Через нашу команду прошло более 40 отечественных спортсменов, получивших в своей карьере уникальный шанс проявить себя, серьезно о себе заявить. Другое дело, что не у всех все получается, не все могут соответствовать этому высокому уровню на протяжении нескольких интенсивных лет. Так происходит не только у нас, но и у всех других стран – очень много итальянских, испанских, французских, бельгийских гонщиков не справляются с нагрузкой и уровнем Мирового тура, а многим этот шанс даже не предоставляется. Посмотрите, сколько молодых иностранных спортсменов так и не попадают в Мировой тур, не могут подписать контракт с профессиональной командой. А в Казахстане, по сути каждый молодой и талантливый спортсмен, проявивший себя на молодежном уровне, получает шанс попробовать себя в Мировом туре, и это, очень важный результат проекта «Астана». Всегда грустно, что кто-то из гонщиков вынужден покинуть команду или даже завершить карьеру. Но, таков профессиональный спорт – одно поколение уходит, новое приходит. Как национальный проект, мы стараемся, чтобы не менее трети состава занимали казахстанские гонщики. Так будет и в следующем сезоне. Кроме того, в 2022 году целых шесть казахстанских гонщиков в нашем составе будут в возрасте от 25 лет и младше – это наше новое поколение, и на них мы делаем нашу основную ставку.
- За какое время до конца сезона сообщают казахстанским гонщикам, что их контракт не будет продлен?
- Все зависит от ситуации, в том числе, от ситуации в команде. В этом году в команде происходили определенные изменения, которые повлияли в том числе и на процесс подписания контрактов. В целом стандартная ситуация – общение с гонщиками на предмет контракта где-то за три месяца до завершения сезона. Если мы говорим о ситуации с Никитой Стальновым, то еще в конце прошлого года я высказывал ему свои опасения по поводу его контракта. Тогда команда дала ему еще один шанс, но, как я уже говорил, прогресса у гонщика не произошло. Летом мы с ним говорили о том, что ему нужно искать другие варианты. Так что, в теории, время для поиска новой команды у него было.
- У вас нет опасений, что если что-то случиться с Луценко, то в следующем году мы не завоюем золото на Азиатских играх?
- Нет, таких опасений у меня нет, потому что помимо Алексея Луценко, большинство казахстанских гонщиков нашей команды в разные годы либо выигрывали, либо поднимались на подиум на тех же чемпионатах Азии. Помимо этого, у нас растет отличное поколение гонщиков, которые могут выйти на очень высокий уровень в ближайшие годы. Вадим Пронский провел отличную «Джиро д’Италия» и, в целом, у него был очень неплохой сезон, и я жду от него дальнейшего роста и прогресса в следующем году. Очень радует Евгений Федоров – он очень быстро влился в нашу команду, почувствовал ритм Мирового тура. Когда он обретет необходимый опыт и, при условии, что он не будет останавливаться, будет продолжать трудиться на 100%, Федоров сможет превратиться в очень сильного спортсмена самого высокого уровня. А есть еще Глеб Брусенский, который на пару с Федоровым выиграл Юношеские Олимпийские игры в Аргентине, приходит в команду Нурберген Нурлыхасым, есть такие ребята, как Юрий Натаров, серьезно добавивший в этом году, Евгений Гидич – чемпион Азии 2019 года.
- У вас есть какой-то план выхода из кризиса национальной сборной, последние результаты на ЧМ и Олимпиаде не внушают оптимизма?
- На уровне команды «Астана» мы делаем все возможное и необходимое для того, чтобы у казахстанских спортсменов были наилучшие условия для развития, подготовки – велосипеды, техническое оборудование, тренерские программы, отличные календари гонок. Считаю, что в этом году Алексей Луценко был готов бороться за высокие места на Олимпийских играх. Но, как вы прекрасно помните, прямо накануне «Тур де Франс» я был отстранен от должности и по независящим от меня причинам, влиять на финальный этап его подготовки к Олимпиаде уже не мог. Уверен, что я смог бы по-другому выстроить финишную прямую подготовки к Олимпийским играм и результат в Токио у Алексея мог бы быть иным, более высоким. Без меня приоритет был отдан «Тур де Франс», где Алексей добился очень серьезного результата – 7-го места в общем зачете. Но, моя вынужденная отставка в начале июля не позволила расставить приоритеты в нужном направлении и добиться большего для национальной сборной в Токио.
Чемпионат мира в этом году не совсем подходил нашим гонщикам, там была достаточно специфичная трасса, на которой бороться за медали было сложно. Так что, будем пробовать в следующие годы, и, конечно же, будем настраиваться на Азиатские игры.
- Bike Exchange не торопится продлевать Андрея Зейца, не хотите вернуть его в Астану?
- Я занялся формированием команды сразу же, как только вернулся к должности, но, я уже говорил, что по независящим от меня причинам и из-за процессов, происходивших в команде в этом году, момент формирования состава и подписания контрактов прошел не вполне штатно. Где-то во второй половине сентября был определен бюджет команды на новый сезон и список гонщиков, которые войдут в состав в 2022 году.
Возвращаясь к Андрею Зейцу, скажу, что мы бы хотели видеть его в составе нашей команды, он сильный помощник и был бы полезен команде на Гранд-турах. На данный момент ведутся переговоры с гонщиком, но чем они завершатся пока рано говорить.
- Есть ли желание вернуть в команду спортивных директоров Седуна и Шефера?
- Такие специалисты, как Дмитрий Седун и Александр Шефер, на вес золота. И долго без работы такие специалисты не сидят. К моему огромному сожалению, руководство команды, от которого зависело формирование тренерского штаба в конце 2020 года, по неизвестным мне причинам решило отказаться от услуг таких высококвалифицированных отечественных специалистов. И об этом я неоднократно открыто говорил. За это и пострадал.
Неудивительно, что, например, Дмитрий Седун очень быстро был приглашен в другой проект, в котором возглавил спортивную часть и где решил обосноваться надолго. Теперь Дмитрий будет приносить пользу в другой команде, жаль, что не в «Астане», но изменить ничего нельзя.
Александр Шефер тоже успел присоединиться к другому проекту, в котором уже добился серьезных результатов. Может ли Александр вновь оказаться в «Астане»? Давайте немного подождем.
«Не договорился с Винокуровым». Казахстанский гонщик вынужден завершить карьеру в 30 лет