«Естественный отбор в самой жесткой его форме, кардинальные реформы и равнение на Данию»
Prosports.kz предлагает вашему вниманию пособие по реанимации отечественного футбола от действующего функционера Алтая Даумова, обучающегося на программе по футбольному менеджменту UEFA CFM.
- Алтай, подходит к концу обучение по программе УЕФА, на которую вы поступили первым из казахстанских функционеров. Расскажите, пожалуйста, как оно проходит?
- Изначально курс был рассчитан таким образом, что большинство времени мы должны были обучаться в режиме онлайн, но три выездных модуля планировали провести в Лондоне, и в штаб-квартире УЕФА в Ньоне.
К сожалению, в свете последних событий, первые два выездных мероприятия отменились, и еще не понятно, будет ли проведен завершающий модуль. Честно говоря, для меня важно было не только получить теоретические знания, но и поближе познакомиться со всеми участниками курса, среди которых оказался Хуан Мата, который сейчас играет в «Манчестер Юнайтед». Помимо него, на курсе очень много топ менеджеров из различных команд и организаций типа Ла Лиги и АПЛ.
- Удалось что-то полезное подчерпнуть из обучения?
- Вы даже не представляете, какая кладезь информации содержится в библиотеке УЕФА и сколько всего полезного можно оттуда взять для развития казахстанского футбола. Я там себя ощущаю как ребенок в кондитерском магазине. Опыт всех стран Европейского союза сконцентрирован в одном месте. В принципе, даже выдумывать ничего нового не нужно, достаточно просто применить лучшие практики лидирующих футбольных стран и адаптировать их под наши реалии. Когда выйдем на их уровень, может, тогда и начнем что-то выдумывать сами.
- И какой самый главный совет вы можете дать нашим функционерам, от которых зависит будущее футбола в стране?
- Первое, что нужно сделать для развития футбола в Казахстане – разработать план по освобождению профессиональных клубов от бюджетной зависимости, которая для европейских стран считается незаконной. Сами жители начнут поднимать шум, если узнают, что их налоги идут на содержание футболистов с зарплатами выше средних в десятки, а то и в сотни раз. И я их в этом полностью поддерживаю. Бюджетные средства нужно тратить на социальные проекты, в нашем случае - это массовый и детский спорт, а профессионалов отправить в свободное экономическое плавание.
- Но вы же понимаете, что без государственного финансирования казахстанский футбол долго не протянет?
- Я прекрасно осознаю это и поэтому предлагаю разработать долгосрочный план, который позволит максимально безболезненно уйти от существующей системы. В прошлом году начались какие-то движения в этом направлении, но, судя по всему, каждый регион по-своему трактовал общие для всех правила, и это снова вызвало неразбериху «на верхах». Многие клубы столкнулись с дефицитом бюджета еще в середине сезона, и я не удивлюсь, если по итогам года многие коллективы погрязнут в долгах, которые будут разгребать в уже в будущем.
Но клубы тоже можно понять. 30 лет их никто не контролировал и спускал на тормозах все их финансовые «косяки», а за один год ничего изменить не получится. Поэтому над планом по уходу от государственного финансирования должна работать целая группа опытных людей из разных сфер, начиная от юристов и финансистов, заканчивая маркетологами и аудиторами. Это очень трудоемкий процесс, но если один раз хорошенько над ним поработать, то будущие поколения будут нас благодарить.
- И с чего бы вы начали в первую очередь?
- Как и в любой сфере – с образования. Я не имею права оценивать уровень нынешнего руководства клубов, но смею предположить, что дополнительное образование никому не помешает. Особенно важно всем клубам научиться не только рационально тратить деньги, но и самим зарабатывать. Этому в УЕФА уделяет очень большое значение. Не зря ведь там придумали финансовый фэйр-плей и прочие механизмы, стимулирующие тратить не больше, чем сами способны зарабатывать. К сожалению, в нынешних реалиях ни один наш клуб на это не способен.
Я бы разбил финансирование по следующему принципу: в первый год 20 процентов бюджета клуб должен будет заработать сам, оставшиеся 80 получит от государства. И каждый последующий год соотношение увеличивать, пока оно не достигнет 80 процентов в пользу собственно заработанных средств, а остальные 20, полученных от государства, должны будут расходоваться на детскую академию. Вот тогда мы и сможем объективно оценить уровень менеджмента клубов. Команды будут вынуждены зарабатывать или ликвидироваться. Естественный отбор в самой жесткой его форме.
- А как быть с футболистами? Это же напрямую скажется на уровне их зарплат.
- Для них это будет стимулом к росту. Никому из них не будет гарантирован «жирный» контракт только за то, что он местный. Это вынудит ребят столкнуться с реальной конкуренцией и ехать в более сильные футбольные страны в поисках лучших условий.
Даже датчане, у которых вполне конкурентоспособный внутренний чемпионат, пошли по этому пути, и вы сами видели, что их сборная остановилась в шаге от попадания в финал чемпионата Европы 2020, а ведь у них только четыре игрока представляю местный чемпионат. 7 игроков выступает в Серии А, пятеро из АПЛ, четверо играют в Бундеслиге. Благодаря этому игроки и становятся сильнее. Сколько казахстанцев играет на таком же уровне?
- И в чем же секрет «датской сказки», которая своей игрой влюбила миллионы болельщиков по всему миру?
- Реформы. Они не боятся менять существующий статус-кво. У них тоже было множество проблем в футболе, в сезоне-2015/2016 мы были практически соседями в клубном рейтинге УЕФА. Дания была на 24 месте, а Казахстан на 28. Спустя 5 лет датчане поднялись на 10 строчек, а мы примерно там же и остались. Про рейтинг ФИФА я вообще говорить не хочу.
Датчане перед Евро были на 10 месте и однозначно прибавят после его окончания. Всего 6 лет назад они были на 42-й позиции. И это при том, что лучшие их футболисты играют в более сильных турнирах, а у нас все наоборот. Зато унас все стабильно: мне иногда страшно даже смотреть на то, то мы находимся ниже таких «футбольных» стран как Малави, Судан, Фарерские острова и пр. Без серьезных реформ мы никогда из этого болота не выберемся.
- И что вы конкретно предлагаете, помимо красивых фраз?-
- Как любит повторять президент нашей футбольной федерации, сильный чемпионат – сильная сборная. Я бы немного перефразировал его слова и сказал так: конкурентоспособный чемпионат – сильная сборная. У нас как ни меняли формат Премьер-лиги, но все равно ближе к середине турнира в половине матчей отсутствуют турнирные задачи, соответственно, игроки и команды играют без особого интереса, или еще хуже, «отдают» очки тем, кому они на тот момент нужнее.
Но в идеале, турнирная интрига должна сохраняться до последнего тура для каждой из команд - как из верхней, так и из нижней части таблицы. На примере тех же датчан я вкратце расскажу, как мы можем реформировать наш главный футбольный турнир.
Датчане точно так же, как и мы, никак не могли определиться с оптимальным количеством команд в высшем дивизионе. У них было изначально 12 клубов, потом стало снова 14, а сейчас они вернулись к оптимальному количеству в 12 команд. Мы до этого были близки к их формату с 12-ю командами, но они намного детальнее разработали формат турнира. Если вкратце, то они так же, как и мы до этого, по итогам первых двух кругов делят команды на две шестерки, но им консалтинговая компания за немалые деньги подсказала, как сохранить интригу для всех команд до самого последнего тура.
По итогам чемпионата три лучших коллектива выходят в Еврокубки, а две худшие команды напрямую вылетают. Четвертая из верхней таблицы играет с первым местом из второй за еще одну путевку в Лигу конференций. Если еще добавить переходный матч между третьей с конца командой из второй шестерки с третьей командой первой лиги, немотивированных команд к концу чемпионата не останется, соответственно, никто просто так очки раздаривать не будет. Помимо этого, за каждое место даются дополнительные деньги от телетрансляций. В первой шестерке они значительно выше.
- А как быть нам с телетрансляциями, которые не приносят никакого дохода клубам?
- Эту роль, пока наша «картинка» не станет привлекательной для зрителя, я бы временно передал временно, которое и так финансирует львиную долю профессиональных клубов. У нас же сейчас нет никакой привязки к занятому месту и выделяемому бюджету. Какое бы место ни занял условный «Акжайык» в этом году, он все равно не получит бюджет условного «Ордабасы». А мы можем на законодательном уровне ввести систему распределения средств, которая будет напрямую зависеть от показываемых результатов команд.
Занял место в первой шестерке - получишь условный бонус в 100 миллионов тенге на следующий сезон. Пройдешь круг в квалификации еврокубков - еще бонус. Это помимо того, что УЕФА будет выделять клубам из своего пула. Ну и, разумеется, у второй шестерки будет дополнительный стимул расти и стремиться улучшить результат в следующем году. Со временем вырастут и конкуренция, и уровень игры, соответственно, мы станем более привлекательными для телевещателей и иностранных инвесторов.
- А как нам заманить этих самых инвесторов?
- Возвращаясь к примеру той же Дании, у них до футбольной реформы не было ни одного иностранного инвестора, а сейчас 9 из 24 команд двух сильнейших дивизионов принадлежат зарубежным владельцам. Наш рынок должен быть не менее интересен для них по той простой причине, что благодаря государственным деньгам мы все еще относительно высоко находимся в рейтинге УЕФА и войти в 4-ку лучших по силам практически каждой из команд.
А если зайдут грамотные люди с хорошим начальным финансированием, то путь в еврокубки для них будет намного короче, чем даже через тот же датский чемпионат, не говоря о турнирах более серьезного уровня. Нам нужно пользоваться этой ситуацией, иначе мы можем свои козыри растерять очень быстро. А их у нас не так много, к сожалению.
- Благодарю за обстоятельную беседу. Очень надеюсь, что наши функционеры прислушаются к вашим словам, а еще лучше, пригласят для обстоятельной беседы на эту тему!
- Я тоже благодарю вас за это интервью. Был рад поделиться своими мыслями. Мой номер телефона есть у всех, кто заинтересован в решении данных вопросов. Я всегда открыт к любым формам предложений и готов помогать во благо казахстанского футбола.