«Он пошатнул мир». Ярослава Шведова рассказала об итогах коронавирусного сезона и когда вернется в Тур
Казахстанская теннисистка и капитан женской сборной Казахстана Ярослава Шведова в интервью корреспонденту Prosports.kz подвела итоги коронавирусного сезона, наметила цели команды и поделилась своими планами на следующий год.
- В какой вы сейчас форме? Где и как тренируетесь? Когда ждать ваше возвращение в Тур?
- Я начала тренироваться здесь в этом году, когда мы были на карантине. Когда была возможность, мы уделяли время физической подготовке, когда смогли выходить на корты – готовились там. Затем я улетела в июле в Испанию и там продолжила тренироваться. Наш тренер национальной сборной по ОФП базируется в Алматы, поэтому она давала мне упражнения дистанционно. Другие мои тренеры тоже живут в Испании, и мы активно с ними тренировались. Форму я потихоньку набираю. Сейчас вернулась в Казахстан, а в конце недели полечу в Алматы, чтобы начать уже подготовку к основным сборам национальной сборной, который продлится три недели. Будем готовиться к Australian Open. На данный момент мы пока не знаем, что будет с австралийской серией турниров. На этой неделе должны получить информацию. Но я планирую начать выступать с первых же турниров в Австралии. Там по плану Аделаида, Брисбен и Australian Open. Буду играть в одиночке и в паре с Еленой Рыбакиной.
- В целом, что думаете об этом коронавирусном годе?
- Он пошатнул мир. Позволил людям все переосмыслить, притормозить. Я, путешествуя из Испании сюда в Казахстан, заметила, что пассажиры и персонал в аэропорту стали спокойнее, дружелюбнее, появилось больше уважения. Так как я летела с двумя детьми, мне везде предлагали помощь. Меня этот момент порадовал, потому что я всю жизнь жила на чемоданах и знаю, как это происходит. Я обсуждала свои наблюдения с друзьями, и они тоже сказали, что это влияние коронавируса. Он позволил остановить суету, безумный поток, все переосмыслить и больше ценить жизненные моменты (улыбается).
- Как вы относитесь к турнирам с ограничениями и матчам без зрителей?
- Это выход из ситуации, чтобы продолжить Тур, чтобы были трансляции для болельщиков, чтобы поддерживать какой-то интерес у людей и отвлекать их от пандемии. Но со стороны игрока я знаю, что мне очень сильно всегда помогали трибуны, энергетика болельщиков заряжала и заводила меня. Но иногда и мешала (смеется). Но я это не прочувствовала, потому что никуда не ездила играть. Последний мой турнир был до введения карантина по всему миру. Я сыграла полноценные матчи в Дубае и Дохе со зрителями. В тоже время мне понравилось, как делали в испанской футбольной лиге, когда включали во время матчей звуки болельщиков. Это интересно, так как спортсмены концентрируются, выходя на корт, поле и этот шум им нужен, так как они всю жизнь с ним играли. Он помогает входить в игровую зону. В Австралии матчи будут также без зрителей, посмотрим, как у меня получится. У тех, кто играл на US Open и «Ролан Гаррос» уже большой опыт. Я не знаю, может быть, это как тренировочные матчи. Мне кажется, намного сложнее играть без зрителей, чем с ними.
- Как вы оцениваете выступление наших девушек в минувшем сезона?
- По тому небольшому количеству турниров, которые они сыграли, плюс- минус выглядели неплохо. Юлия Путинцева дошла до четвертьфинала на US Open и в Риме, а в Париже, к сожалению, проиграла во втором круге нашей будущей сопернице по Кубку Федерации Наде Подорошке. Елена Рыбакина сыграла на US Open не так, как хотелось бы. До «Ролан Гарроса» в Страсбурге в финале она проиграла Элине Свитолиной. Но там были очень сложные погодные условия. Осень. Безумно холодно. Там, даже летом бывали заморозки. А учитывая ее игровую нагрузку, здоровья не хватило. Рыбакина сильно заболела. Я точно знаю, что Лена не была готова к «Ролан Гарросу» из-за этой болезни и просто играла, как могла.
- Елена Рыбакина успешно начала год, затем карантин, а после рестарта сезона так и не вернулась на свой уровень. На ваш взгляд это напрямую связано с пандемией?
- В случае Лены пандемия прервала ее победную серию, кураж и так скажем накатанность. Она на каждом турнире шла матч за матчем. Затем все обрубилось. Может быть, она могла набрать еще больше очков и опыта. Улучшить игру и ментальность на корте. Она молодая и ей нужно как можно больше побед, чтобы закреплять свое становление в качестве суперигрока. К сожалению, такие условия сейчас. Я общаюсь с ней и ее тренером. Они не расстраиваются и положительно смотрят на вещи. Знают над чем работать и будут продолжать двигаться в том же направлении. Работа принесла свои плоды. Они попытаются ее повторить и даже улучшить результаты. Лена сейчас стоит 19-й в мире и это очень круто, но она может еще лучше.
- Не так давно была очная встреча между Рыбакиной и Путинцевой в Риме. На ваш это было обычный матч или настоящее казахстанское дерби?
- Нет, это обычный матч, но никто не отменял конкуренцию внутри команды. Может быть, в каком-то смысле сыграли и нервы. Одна первая в команда, другая вторая. Поэтому и на матч нужно выходить с другим подходом и такое часто бывает в командах.
- Есть надежда, что в следующем году Кубок Федерации все-таки состоится. Но как в таких сложных условиях готовить игроков и на кого вы можете рассчитывать?
- Мы планируем задействовать полный состав команды. Сейчас есть информация, что матч должен был проходить в небольшом городке где-то в Аргентине. Куда из Буэнос-Айреса нужно было еще очень долго добираться. Сейчас объявили, что перенесли матч в Буэнос-Айрес, где проще будет создать «пузырь» для защиты игроков. Пока непонятно, как все это будут делать организаторы, за сколько мы должны будем туда прилететь. Понятное дело, что нам нужно будет туда вылететь раньше, потому что это другой конец света. С тренерами и игроками советуемся, как лучше сделать. Может быть, по возможности остаться в Австралии, где будет лето, так как в Буэнос-Айресе тоже самое время года. Также есть страхи по поводу того, что не дай Бог у кого-то в команде обнаружат коронавирус. В этом случае всех дисквалифицируют, потому что мы все будем двигаться в одной группе. Много нюансов. Пока все в подвешенном состоянии. Будем ждать, и подстраиваться под ситуацию.
- Еще одним важным турниром для национальной сборной станет Олимпиада в Токио. Каковы шансы у нас туда отобраться?
- На данный момент у нас не так много кандидаток. Допустим второй состав сборной, то есть те, кто на пути в команду, еще не дотягивает для попадания на Олимпиаду. Рейтинг будет считаться после «Ролан Гарроса». По крайней мере, так было по предыдущим правилам. Но сейчас все меняется. Рейтинговая система пересматривается. Но надеюсь, что нам удастся, как можно больше девчонок задействовать. И у меня есть возможность свой замороженный рейтинг использовать для участия в Олимпиаде. Так что одно место я заберу (смеется) и надеюсь смогу достойно сыграть. Постараюсь набрать самую лучшую форму, чтобы добыть наконец медали. Я планирую выступать в одиночке и в паре. Поэтому мы будем стараться сейчас в Леной, как можно чаще играть вместе.
- И последнее. Недавно в Нур-Султане впервые прошел турнир серии ATP. Что думаете о том, что в нынешних условиях в Казахстане может появиться первый турнир серии WTA?
- Положительно. И до и после проведения турнира серии ATP в Нур-Султане был большой бум тенниса. Это большой турнир, да он всего 250 тысяч, но все равно это ATP. И наконец-то у нас появилась возможность его провести. Это был праздник тенниса. Я надеюсь, что нам удастся провести также турнир серии WTA. У нашего президента федерации всегда была цель и желание проводить турниры высших категорий. Так что мы движемся к этому. Поэтому я надеюсь, что у нас прибавится больше игроков и турниры WTA и ATP категорий.
«Несколько титулов и первый турнир ATP в Нур-Султане». Итоги сезона для казахстанских теннисистов
«Восемь лет прошло». Вспоминаем «золотой сет» Ярославы Шведовой и не только
«Появляются сомнения и неуверенность». Казахстанский теннисист – о последствиях пандемии