«За «Иртыш» больно, но альтернативы госфинансированию казахстанского футбола я не вижу»

«За «Иртыш» больно, но альтернативы госфинансированию казахстанского футбола я не вижу»

Один из руководителей петропавловского клуба Федор Симиниди в эксклюзивном интервью Prosports.kz рассказал о проблемах и достижениях «Кызыл-Жара». Побеседовали мы и на тему профсоюза футболистов.  

- Начнем с главной темы последнего времени в казахстанском футболе – краха «Иртыша». У вас есть свое мнение на этот счет?

- Понимаете, практически весь наш футбол зависит от руководителей регионов. Когда в Актюбинской области акимом был Архимед Мухамбетов, «Актобе» гремел на всю страну, сейчас он руководит костанайским регионом, и результаты «Тобола» пошли вверх. Вот и с «Иртышом» та же беда – нынешним властям Павлодарской области пятикратный чемпион Казахстана оказался не нужен, при их попустительстве в клуб пришли люди, для которых это имя ничего не значит, что и привело к той ситуации, которую мы имеем сейчас. Так уж сложилось, что мы находимся в полной зависимости от региональных властей.

«Иртыш» для меня – отдельная тема и особая боль. Я играл в этой команде, в том числе и в еврокубках. У нас же до этого года было всего две команды, которые ни разу не вылетали из высшего дивизиона и приняли участие во всех без исключения чемпионатах Казахстана – это «Иртыш» и «Шахтер», теперь такая осталась одна.

- Понятно, что государственные деньги, на которые существует отечественный профессиональный спорт, – это зло, благодатная почва для всевозможных «откатов», «распилов» и прочих крупных и мелких экономических махинаций. Однако такой способ ведения футбольного хозяйства складывался десятилетиями, и почти за 30 лет самостоятельности в Казахстане в этом плане почти ничего не изменилось. Есть ли вообще шанс у него выжить без бюджетных вливаний?

- Никаких шансов, наш футбол сразу же умрет в этом случае. Вы сами сказали, что за три десятка лет независимости советская схема финансирования спорта не претерпела никаких изменений. А все почему? Потому что это не нужно не только клубам, но и тем, кто эти деньги выделяет. Альтернативы существующей системе я не вижу, клубы не выйдут даже на 5-10% самоокупаемости.

- Ну а как же частные клубы, такой вариант нам не подходит?

- Конечно, частные вливания – это хорошо. Но стоит владельцу клуба обанкротиться, или он просто потеряет интерес к футболу, все, песенка такой команды будет спета. У нас нет таких традиций, как в Англии, где из желающих приобрести даже проблемный клуб, с большими долгами, выстраивается очередь.

Вот был я на стажировке в Германии, у меня появилась куча идей, но, вернувшись в Казахстан, быстро понял, что в наших реалиях их воплотить в жизнь не получится.

- Например?

- Предложил передать стадион в Петропавловске в управление «Кызыл-Жару СК», чтобы мы хотя бы вход могли сделать платным. Пусть вырученных денег будет совсем чуть-чуть, но они будут собственно заработанными, а на полученные средства мы смогли бы проводить какие-нибудь викторины и розыгрыши призов. Поставили бы точки питания, просто хотя бы попробовали зарабатывать.

- Вход на футбол в Петропавловске бесплатный?

- В том-то и дело! Почему-то за вход в цирк или театр платить надо, а на футбол – нет. Нам говорят, что это социальный проект. 

- Все футболисты, включая легионеров, провели карантин в Петропавловске?

- Да, все были здесь, в том числе и иностранцы. Разве что литовец Витаутас Андрюшкявичюс улетел домой, но он сломался еще в первом туре, поэтому успел уехать домой на лечение. Я сам весь карантин провел вместе с футболистами, так что знаю ситуацию изнутри – никаких волнений в клубе не было.

- Когда было разрешено проводить групповые занятия, «Кызыл-Жар» где тренировался, на обновленном газоне петропавловского стадиона?

- Нет, мы провели недельный сбор в Нур-Султане. Что касается поля, то в самое ближайшее время мы ждем комиссию, которая должна принять газон, чтобы мы после возобновления чемпионата могли проводить домашние матчи в родных стенах. Будем изо всех сил стараться сохранить прописку в высшем дивизионе. К слову, мы ведь еще и в женский чемпионат команду заявляем, несмотря на свой скудный бюджет.

- Перейдем к профсоюзным делам. Вы ведь, насколько мне известно, возглавляете профсоюз футболистов. Немного странная ситуация, не так ли?

- Пока так, но это временно.

- Но пока вы не сдали дела на профсоюзном поприще, не могу вас не спросить вот о чем. Появилась информация о том, что «Астана» может снять свою молодежную команду с турнира Первой лиги. Понятно, что кризис затронул и нашего гегемона, но не получается ли так, что чемпион экономит на спичках? С одной стороны, представители сербско-хорватской диаспоры арендуют чартер и улетают на родину, с другой – игровой практики лишается ближайший резерв. Как вы можете оценить такое положение дел?

- Как гражданин Казахстана, я всегда буду поддерживать местных ребят. Сами же понимаете, что легионеры отработают свой контракт и уедут обратно. Даже тот же Эрич, ставший гражданином нашей страны, когда закончит, вряд ли останется здесь жить. Они, конечно, внесли немалый вклад в развитие отечественного футбола, однако после них никакого наследия не останется. А с учетом сложившейся в Казахстане и мире обстановки нам все сложнее станет заманивать к себе качественных иностранцев. И кто тогда придет на их место и будет играть? Те ребята, которых сняли с чемпионата? Это очень грустно.

- Профсоюз каким-нибудь образом может поддержать молодых игроков?

- Нашим футболистам в корне нужно менять менталитет, понять, что есть не только агенты, которые зачастую пудрят им мозги, но и органы, которые реально могут им помочь в трудной ситуации. Профсоюзными делами в казахстанском футболе начал заниматься еще мой друг Андрей Карпович.

Потом делом занялась Айгерим Сабралиева, мы в то время были еще действующими игроками, времени свободного не было, поэтому полностью ей доверились. Айгерим всем и занималась, но потом она стала поступать не совсем красиво. Не будучи гражданкой Казахстана, она заявлялась на международные мероприятия от нашей страны, причем не стеснялась это делать, когда я уже стал председателем профсоюза. Понятно, что за 10 лет она обросла связами в FIF Pro (Международной федерации ассоциаций профессиональных футболистов – прим. ), но к Казахстану она к тому времени уже не имела никакого отношения.

- В таком случае, как вам удавалось совмещать работу в клубе с председательством в профсоюзе, это же тоже не совсем корректно?

- Ты прав, это противоречит правилам и логике – в прошлом году мне пришлось покинуть «Кызыл-Жар СК» и сосредоточиться на руководящей должности в профсоюзе. Не хочу хвастаться, но за недолгий срок нам удалось помочь нескольким футболистам.

- Конкретный пример можете привести?

- Мы помогли Александру Заруцкому, когда тот разрывал контракт с «Атырау», вытащили из клуба его зарплату за три месяца, и он смог спокойно перейти в «Иртыш». Его и запугивали, и угрожали, но все закончилось хорошо, мы победили, парень остался довольным.

- А почему тогда вы вновь решили вернуться к клубной работе, если все так хорошо получалось в профсоюзе?

- Мне вновь поступило предложение из «Кызыл-Жара», и я с удовольствием его принял. Сейчас мы передаем дела в руки надежным людям, настоящим профессионалам. Профсоюз возглавит юрист, прекрасно знающий, чем ему предстоит заниматься. Не хочу пока афишировать его имя, но, поверьте, это очень грамотный специалист.

- Существует также некая Ассоциация профсоюзов футболистов Казахстана. Можно запутаться.

- Да, есть такая организация, я хорошо знаю ее руководителя Газинура Алимова. Мы друг другу палки в колеса не вставляем, наоборот, тесно сотрудничаем. В принципе, это обычная мировая практика – во многих странах по две-три профсоюзные организации.

- Помогают ли каким-нибудь профсоюзам футбольные власти Казахстана?

- Никто нам не помогает. По-хорошему представители профсоюзов должны присутствовать во всех структурах – федерации, Палате по разрешению споров, ПФЛК, но сейчас этого нет. Им мы не нужны.

- В связи с крахом «Иртыша» у профсоюза наверняка добавится работы?

- Конечно, мы постараемся помочь всем футболистам, которые будут в этом нуждаться. С легионерами будет сложнее, так как у них спонсорские контракты, но они наверняка обратятся напрямую в ФИФА. А казахстанские игроки «Иртыша» получат статус свободных агентов, и профсоюз им, в случае необходимости, в споре с бывшим клубом обязательно поможет. Повторюсь: наши футболисты должны понять, что профсоюз – это их друг, а не враг, желающий обогатиться за их счет и чем-то дополнительно нагрузить. Надеюсь, вскоре все отечественные игроки поймут это.

Футбол после COVID-19. Новая экономическая реальность?

«Астана» снимет свою молодежную команду из Первой лиги?

Официально: ФК «Иртыш» исключен из состава участников чемпионата Казахстана

ФК «Актобе» будет приватизирован

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
Для того, чтобы оставить комментарий, или