Футбол после COVID-19. Новая экономическая реальность?
Последние несколько лет доходы крупных футбольных клубов и западноевропейских лиг неуклонно росли. Телевизионные права становились дороже от сезона к сезону, крупные бренды с большим энтузиазмом вкладывали деньги в спортивные проекты, а 100 миллионов евро за игрока – это уже вполне привычная сумма для клубов из ТОП-лиг старого света.
Коронавирус изменит или уже изменил многое в спорте номер один. Клубы сначала остались без болельщиков, а затем и вовсе без футбола. Большая пауза в проведении игр заставляет задуматься о том, как будет работать спортивный бизнес в ближайшее время.
Футбольная индустрия довольно быстро ощутила и осознала глубину кризиса, связанного с пандемией. Мы стали свидетелями беспрецедентной отмены игр по всему миру, футбольная деятельность приостановлена на неизвестный период практически везде, хотя шаг за шагом спорт все-таки возвращается.
Весь футбол попал в критическую ситуацию, когда нужно было в кратчайшие сроки решать вопросы жизни и смерти. Из-за кризиса большинство клубов решились огромной доли средств, на которые рассчитывали.
Современная футбольная экономика строится на ряде различных источников дохода (примерная структура от специалистов LTT Sports есть на диаграмме), но, так или иначе, можно выделить два основных:
- Болельщики. Именно эти люди приносят клубам прямой доход, покупая билеты или атрибутику, а также они помогают клубам косвенно, оплачивая подписки на спортивное телевидение (в странах СНГ реже) или потребляя продукцию брендов-партнеров.
- Талантливые игроки, позволяющие клубам зарабатывать на трансферах.
Рано или поздно матчи вновь вернутся на стадионы и пока нет никаких признаков, что структура рынка после кризиса будет меняться. Вопрос скорее в том, будут ли снижены доходы от таких важных источников, как билеты или ТВ-права?
Кризис – возможность для поиска новых путей заработка
Посткризисное время может стать вполне успешным для клубов, которые извлекут уроки из событий этой весны и оперативно перестроятся.
Иные индустрии для спонсорства. В кризисное время дела у автопроизводителей и банков могут пойти несколько хуже, а вот сектор здорового образа жизни (фармацевтика, БАДы, фитнес и тд) и IT компании, напротив, будут увеличивать обороты.
Иной взгляд на стадионы. К сожалению, еще не ясно, когда болельщики массово вернутся на стадионы и вернутся ли вообще? Пандемия могла вызвать у людей определенную боязнь массовых мероприятий. Возможно, клубам придется идти на уменьшение посадочных мест на стадионах, увеличивая расстояние между ними. Больше внимания стоит уделить созданию отдельных лож и переходу к «Hospitality-ориентированному» типу взаимодействия с болельщиками.
Развитие молодежи. Это важный источник доходов для многих клубов, для некоторых в Европе и вовсе смысл существования. Ожидается, что суммы трансферов заметно просядут в ближайшие сезон-два, а рынок перенасытится свободными агентами, которые появятся из-за финансовых проблем.
В теории, клубам нужно будет полагаться больше на собственных воспитанников (вместо их продажи), для разгрузки собственной зарплатной ведомости на ближайшее время.
Социальная деятельность. Клубы быстро поняли, что в непростое время им нужно участвовать в жизни городов, чтобы лишний раз напомнить о себе и не оставаться в стороне от проблем незащищенных слоев населения. Естественно, подобная социальная активность не принесет прямых дивидендов, но поможет усилить лояльность существующих болельщиков и, возможно, приобрести новых (не забываем, что болельщики – это локомотив заработков для клубов во всей Европе).
Какие клубы останутся на плаву после кризиса?
Уже сейчас существуют несколько компаний, которые сосредоточены на выведении клубов из тяжелого положения в это время. Одна из них – Club Affairs из Швейцарии, которая назвала список из нескольких позиций, которые важны для стабилизации экономики футбольного клуба.
- Денежные резервы – пожалуй, здесь не нужно дополнительных комментариев.
- Статус владельца – государство или частник? Крупный нефтяной бизнес или производство электроники? Все будет играть свою роль
- Размер и уровень развития местной экономии – если общая ситуация в стране резко ухудшится, то действия футбольного клуба могут быть бессмысленны. При отсутствии денег у населения – проблемы будут у всех сфер бизнеса, в том числе и спорта.
- Размер и уровень развития местного футбола – внутри лиг необходимо укрепление внутренних связей и взаимодействий. Обмен идей и постоянная связь между соперниками-партнерами может привести к созданию большЕй футбольной экономики. Отличный пример есть в Германии, где большие команды финансово помогли коллективам из лиг рангом ниже.
- База болельщиков – эти люди могут стать спасительным жилетом для многих клубов.
- Квалификация менеджеров – многое, если не все, зависит от качественной работы руководства. Создание сценариев антикризисного планирования и регулярная оценка ситуации – могут стать ключом к успеху.
- Бизнес-модель – теперь доходы клубов не должны быть так тесно привязаны к матчам и на все 100% зависеть от доходов в matchday, то есть в день игры. Такая бизнес-модель сгубила сразу несколько клубов в Европе, из-за приостановки чемпионатов они просто потеряли свой источник дохода.
- Поддержка государства – сейчас даже самые крупные клубы не откажутся от бюджетных средств. Стоит только вспомнить, что несколько клубов АПЛ прибегли к помощи государства, чтобы оплачивать зарплату персоналу.
Если резюмировать, то уже сейчас существуют потенциальные решения будущих проблем футбольной экономики, которая в любом случае претерпит изменения.
Клубам нужно продумывать возможные сценарии развития, пытаться менять собственные бизнес-модели и подходы к поиску спонсоров, стараться заранее обеспечивать весь бюджет еще до начала сезона (но это очень сложно даже для ТОПов), а самое важное – быть готовыми к новым приостановкам турниров.
В материале были использованы исследования от LTT Sports и Club Affairs.