12 мая – день рождения прославленного Тимура Сегизбаева
Этот материал был подготовлен нашим журналистом на прошлый, 79-й, год рождения великого футболиста. Но текст актуален и сегодня, публикуем с небольшими изменениями.
Сегодня могло бы исполнится 80 лет одному из самых известных казахстанских футболистов Тимуру Санжаровичу Сегизбаеву, сообщает Prosports.kz.
Рассуждать об игровых качествах выдающегося футболиста, никогда не видев вживую его действия на поле, занятие неблагодарное и в определенной степени бессмысленное. Любому отечественному болельщику и без автора этих строк известно, что Сегизбаев, появившийся на свет на родине казахстанского футбола, в Семее, был крайне одаренным форвардом.
И без меня, думаю, все знают, что в своем дебютном матче за «Кайрат» в Высшей лиге чемпионата СССР против минского «Динамо», который пришелся на 19-летие нападающего, он отметился дублем. А история о двух голах в ворота московского «Спартака» и вышедшая затем статья в газете «Известия» с заголовком «Тимур и его команда» давно превратилась в легенду и передается из поколения в поколение.
На рассказах о бомбардирских подвигах кайратовской «десятки», в том числе, вырос и я. Сегизбаев завершил карьеру очень рано, за три дня до своего 29-го дня рождения, 9 мая 1970-го. Я родился только спустя шесть лет, но с раннего детства знал и о Тимуре, и о его команде, так как практически с младенчества папа брал меня с собой на «Центральный» стадион, где я пропитывался любовью к «Кайрату», слушая на трибунах правдивые рассказы вперемешку с небылицами.
Сегизбаева народ любил всегда – и как футболиста, и как наставника, и даже как функционера. Возможно, Санжарыч и не обладал какими-то сверхкачествами, работая на тренерском посту или занимая должность чиновника. Тем не менее, у него был такой непререкаемый авторитет, что его игроки демонстрировали максимум своих возможностей. Это ведь под руководством Сегизбаева алматинский «Кайрат» показал наивысший результат в своей истории, финишировав на седьмом месте в чемпионате Советского Союза 1986 года.
Мне посчастливилось лично познакомиться с Тимуром Санжаровичем в 1993-м году. Получив редакционное задание, я, первокурсник журфака КазГУ, осмелился набрать номер футбольной федерации (тогда она называлась ФАРК – Футбольная ассоциация Республики Казахстан), и нарвался на самого Сегизбаева!
Сейчас такое сложно представить, чтобы при звонке в КФФ трубку взял один из ее руководителей, но в те времена с этим было проще. Дрожащим голосом я договорился с легендой об интервью и всего через час был уже в его кабинете. Хотя кабинетом то место, где работал тогдашний вице-президент ФАРК, назвать можно было весьма условно. Весь актив федерации размещался в одном из тесных и неуютных подтрибунных помещений «Центрального» стадиона Алматы, между спортивным магазином и какой-то коммерческой фирмой.
Никаких секретарш или пресс-атташе у начальников казахстанского футбола и в помине не было, Сегизбаев сам налил мне чаю и начал интервью. Собеседником он был очень интересным и информативным. Санжарыч мог говорить часами и без всякого пафоса. А его спокойный, с бархатной хрипотцой тембр, по-настоящему завораживал, ему хотелось верить.
С тех пор мы с Тимуром Санжаровичем стали общаться регулярно. Доходило до того, что я звонил ему и спрашивал, как сыграл «Кайрат» - интернета ведь в те годы еще не было. И он никогда не чертыхался, не ссылался на занятость, не посылал меня куда подальше с такими вопросами, а всегда отвечал – радовался, когда его родная команда побеждала и болезненно воспринимал поражения.
В последние годы своей жизни Тимур Санжарович сильно болел. Тем не менее, до последнего старался быть в курсе всех футбольных событий. Был поистине счастлив, когда клубной Академии родного «Кайрата» присвоили его имя. Эта награда была для Сегизбаева, пожалуй, важнее государственных орденов и медалей. Он жил футболом и сделал все для того, чтобы мы о нем помнили. С днем рождения, Легенда № 10!
Золотой «Кайрат»-2004: как сложилась дальнейшая судьба тех, кто привел алматинцев к триумфу
«Капитаном «Кайрата» меня выбрала команда, это накладывает особую ответственность»
«Алкоголь попробовал в раннем возрасте. Каюсь». Новичок «Кайрата» – о детстве в русской провинции