Совершеннолетие казахстанского футбола
25 апреля далекого уже 2002 года большинством голосов крупнейших футбольных стран Европы было принято это судьбоносное для нашего футбола решение, сообщает Prosports.kz.
Во многих странах и культурах по достижении 18 лет юноша становится мужчиной, именно в этот год отмечается совершеннолетие человека, это возраст обретения полной гражданской дееспособности. Ровно столько лет прошло с момента вступления казахстанского футбола в ряды УЕФА.
Мало кто верил в его реализацию, но группа функционеров пошла на обдуманный риск, покинув состав Азиатской конфедерации футбола, серьезно рискуя остаться у «разбитого корыта». Мы постучались в двери более развитой и богатой организации.
Казалось бы, после такого мощного импульса перед отечественным футболом откроются новые вершины, и сама игра будет тянуться к уровню тех стран, с которыми предстоит конкурировать на европейской арене. Но давайте попробуем разобраться, стал ли наш футбола за это время дееспособным мужчиной или стал 18-летним карликом, который просто повзрослел, но толком так и не вырос?
Но перед тем как разбираться в последствиях, окунемся немного в историю нашего вхождения в УЕФА, которую многие уже и не помнят, а некоторые намеренно ее замалчивают, принижая значимость этого грандиозного события. Между прочим, мы легко могли вступить в УЕФА сразу после обретения Казахстаном независимости, в начале 90-х.
Однако в силу обстоятельств и недальновидности футбольного руководства той поры было принято решение о присоединении к азиатской футбольной семье и отказаться от вхождения в европейский футбольный союз, куда нас, наряду с другими постсоветскими странами, любезно приглашали. Возможно, приняв верное решение уже тогда и имея неплохой фундамент, оставшийся в наследство от советской системы, мы бы смогли значительно поднять уровень футбола и инфраструктуры в стране, но на этот вопрос уже никто точно ответить не сможет.
Факт остается фактом: нас звали в элитное футбольное общество, а мы демонстративно пошли по пути, как казалось на тот момент, наименьшего сопротивления.
Что было до 2002 года, уже мало кто помнит, но некоторые истории помогут приблизительно понять суть происходившего. Вы можете себе представить, чтобы, к примеру, «Ливерпуль», перед матчем Лиги чемпионов против мадридского «Реала» взял на один матч в аренду несколько ведущих игроков «Манчестер Юнайтед». Просто для того, чтобы они помогли им обыграть испанский клуб, а затем спокойно вернулись в состав своей команды? Дикость невообразимая, скажете вы. Но вся соль в том, что такое действительно пытались провернуть наши клубы, за что, естественно, и были наказаны.
Или попробуйте вообразить, что ведущие футболисты национальной сборной попадаются на воровстве недорогой техники перед матчем отборочного цикла Чемпионата мира в чужой стране. Представляете, какой репутационный урон они нанесли своей родине, где, казалось бы, не бедные люди воруют безделушки в стране, в которой за это предусмотрено отсечение конечностей, а без играть в футбол, прямо скажем, не очень удобно. Вот такие времена были в нашем футболе, и это далеко не все, что можно было бы рассказать о той поре, иначе статья превратится в учебник – «Как не нужно было делать. Пособие для футболистов и функционеров».
Теперь вы примерно представляете, через какие смутные времена прошел наш многострадальный футбол за тот без малого десяток «азиатских» лет. Все держалось на советском наследии и голом энтузиазме. Инфраструктура ветшала, клубы ничего не зарабатывали, кадровый резерв готовился по принципу «что вырастет, с тем и будем работать». Ни о какой планомерной работе не было и речи.
И вот, приходит радостная для всех весть, мы наконец-то вступили в Европу, а это значит, что прошлое можно забыть, как страшный сон. Действительно, европейский подход к делу разительно отличается от азиатского, и суммы дотаций от УЕФА, соответственно, тоже значительно выше, да и сам подход у них совершенно иной. Чтобы у вас было понимание о финансовой помощи УЕФА, рассмотрим пример тренерского обучения и развития массового футбола.
В УЕФА имеется четкая градация всех футбольных ассоциаций по каждому сектору на следующие категории: Gold, Silver, Bronze (Золотой, Серебряный и Бронзовый). Для получения этих значений необходимо соответствие определенным критериям.
Например, если ваша федерация футбола получила право обучать тренеров на категорию «В UEFA», то вы получаете бронзовый статус и 50,000 евро в год; за категорию «А UEFA» уже положен статус Silver и 75,000 евро; за категорию «Pro UEFA» вы поднимаетесь до уровня Gold и 100,000 евро на свой банковский счет. То же самое и в массовом футболе. Сумели доказать, что федерация активно прививает любовь к футболу в массах и проводит различные мероприятия для его развития, получите максимальную выплату. В противном случае можете остаться ни с чем.
Подобная градация применяется в каждом из секторов – таких, как женский футбол, футзал, лицензирование и т. д. Каждый год критерии могут меняться и, соответственно, можно как подняться по уровню, так и упасть, если комиссия УЕФА посчитает, что работа ведется не на должном уровне. В итоге какая-то страна может получить за год 1 млн. евро, а другая в несколько раз больше.
Суммы и критерии показаны для наглядности и могут отличаться от реальных. Главное, чтобы сложилось представление о самом процессе. С уверенностью можно утверждать, что в Азии суммы значительно скромнее, а это означает, что мы даже в этом аспекте получили неплохое финансовое преимущество от смены континентальной прописки.
То же самое касается и выплат за участие в соревнованиях под эгидой УЕФА. Здесь разница в призовых фондах отличается еще больше. Для наглядности понимания разницы в денежном эквиваленте: победитель Лиги чемпионов Азии получает около 5-6 миллионов долларов США, тогда как греческий «АЕК», выйдя в групповую стадию европейской Лиги чемпионов УЕФА в сезоне 2018/19 и не набрав при этом ни единого очка, заработал немногим менее 19 млн. евро (18,963 млн., если быть точнее).
«Барселона» в том розыгрыше обогатилась на 117,73 млн. евро, а ведь каталонцы добрались тогда только до полуфинала. Нетрудно подсчитать, что даже главный неудачник в сильнейшем турнире Европы зарабатывает в три раза больше лучшего клуба в Азии. Занимательная математика, не правда ли?
Доходы победителей Лиг чемпионов футбольных конфедераций отличается в 20 раз, а у менее успешных клубов разница и того больше. Именно поэтому такие клубы, как белорусский БАТЭ, один раз выйдя в групповую стадию ЛЧ, живут на эти деньги по 3-4 года и не получают таких колоссальных финансовых вливаний от государства, как это происходит в Казахстане.
Если сравнить суммарные инвестиции (хотя сложно назвать инвестицией простое расходование средств) в наш профессиональный футбол и белорусский, сравнение будет явно в нашу пользу, а результатов на международной арене почему-то добиваются больше наши друзья по ЕАЭС. Сразу напрашивается вопрос, а туда ли мы тратим деньги простых налогоплательщиков?
За 18 лет в УЕФА мы можем похвастаться тем, что на клубном уровне только 2 клуба («Шахтер» и «Астана») сумело пробиться в групповую стадию еврокубков, при этом, что греха таить, достигнуты эти успехи были силами, по большей части, легионеров с помощью успешного менеджмента клубов, нежели планомерным развитием отечественного футбола.
Подтверждением этих слов служит наглядная демонстрация в виде рейтингов. В таблице коэффициентов УЕФА, где учитываются клубные достижения, Казахстан расположился на 24 месте из 55 стран, опережая Беларусь, Польшу, Болгарию и другие страны, которые на уровне сборных команд явно превосходят нашу, в чем можно убедиться, заглянув в табель о рангах ФИФА, а там мы занимаем «почетное» 118 место из 210 команд.
Вдумайтесь, это даже не середина рейтинга среди сборных, где некоторые команды даже не имеют собственных чемпионатов и профессиональных игроков. Непросто в это поверить, но выше нас в списке стоят такие замечательные сборные, как Фарерские Острова и Люксембург, Палестина и Сирия, - страна, в которой много лет идет кровопролитная война. А также Мавритания и, что самое обидное, соседний Кыргызстан, где на футбол выделяются настолько малые деньги, что их не хватит даже на годовое содержание одного нашего клуба из первой «пятерки».
Более того, нас значительно опережают в рейтинге даже такие страны, как Мадагаскар (91 место) и Кюрасао (80 место). Попробуйте вбить в поисковике «Мадагаскар» и вы не увидите ничего об этой стране на первой странице поиска, зато сможете пересмотреть все серии одноименного мультфильма.
Про Кюрасао еще веселее. Мы уверены, многие даже не знали о существовании такой страны, а о каких-то знаменитых футболистах и подавно. Но представьте, что есть такой островок в Карибском море площадью 444 квадратных километров и населением около 150 тыс. человек. Страна получила свою независимость от Нидерландских Антильских островов только в 2010 году. Получается, государственное управление с 10-летней историей и населением одного нашего Талдыкоргана на 38 позиций опережает нашу сборную по футболу в рейтинге ФИФА.
С нашей национальной сборной все предельно ясно. Ни в одном из отборочных циклов на чемпионаты мира или Европы не было даже намека на то, что мы можем побороться хотя бы за стыковые матчи. В последней квалификации, которую некоторые могут посчитать успешной, большую часть очков мы заработали против команды Сан-Марино, которая продолжает оставаться «карликом» даже для нас. А вот на клубном уровне, как было сказано выше, ситуация не такая плохая, хотя некоторые результаты были добыты скорее вопреки, чем в результате долгосрочных действий.
А если сопоставить объемы финансирования наших клубов с другими восточно-европейскими командами, которые регулярно участвуют в главных футбольных соревнованиях Европы, то тут результативность далеко не в нашу пользу. Имея намного более скромные бюджеты и не получая дотаций от государства, иностранные коллективы научились сами зарабатывать на свое существование и развитие, чего не скажешь об отечественных.
По мнению многих специалистов, без государственной поддержки более 90% наших клубов прекратит свое существование в первый же год. И снова напрашивается вопрос, чем мы занимались все это время, пока нефть стоила больших денег, а государство львиную долю средств, выделяемых на спорт, распределяла именно на развитие футбола?
Как посчитал несколько лет назад на тот момент Президент ФФК Ерлан Кожагапанов, за годы независимости бюджет страны выделил более миллиарда (!) евро на развитие футбола, и большая часть была потрачена, именно начиная с момента вхождения в УЕФА.
Сколько хорошего было сделано для футбола за эти 18 лет? Сколько построено стадионов, футбольных полноразмерных полей, манежей, академий и, самое главное, каких успехов добился отечественный футбол за эти годы? Сколько выращено качественных футболистов, способных играть в ведущих европейских чемпионатах? Воспитали ли мы качественных тренеров, готовых выводить наших игроков в финальные стадии самых значимых турниров? И, наконец, сколько клубов за все эти 18 лет научились зарабатывать хотя бы половину тех средств, которые они бездумно тратят на легионеров и другие вещи, которые инвестициями даже язык не поворачивается назвать?
Можно только предположить, чего больше построили за это время наши функционеры – футбольных полей и манежей, на которых могли за это время появиться настоящие казахские Месси и Роналдо, или же больших и красивых домов для себя любимых? Для многих из вас ответ тоже очевиден.
А ведь за все эти годы казахстанский футбол получил хорошие деньги от УЕФА и ФИФА в качестве солидарных выплат, прав на трансляцию и спонсорских отчислений. Сотни миллионов долларов «уехали» из нашей страны в карманах легионеров и зарубежных тренеров, которые, возможно, и выполнили краткосрочные задачи, но глобально на развитие футбола в стране не повлияли.
Это всего лишь краткая история о примерном состоянии футбола в нашей стране, которая, впрочем, может помочь ответить на самый главный вопрос - стал ли наш футбол дееспособным самодостаточным мужчиной за последние 18 лет или все же превратился в повзрослевшего карлика?
В любом случае, окончательное решение остается за самыми главными участниками процесса - болельщиками. Ведь именно для них и только для них существует казахстанский футбол. За 18 лет отечественный болельщик вырос и стал требовательным. Он прекрасно понимает, что мы больше не имеем морального права бездумно транжирить «родительские» деньги и уже должны задуматься о том, что пора бы уже самим начать себя обеспечивать.
Предлагаем подготовить план действий, как в условиях экономического кризиса не потерять казахстанский футбол и придать ему новое дыхание, которое позволит нам отказаться от аппарата искусственного вливания денег государства. Только тогда наш футбол наконец сможет вдохнуть полной грудью. Но напрашивается еще один вопрос: интересно ли это тем, кто руководит казахстанским футболом эти долгие годы, готовы ли они взяться за его спасение?
Алтай ДАУМОВ
УЕФА рекомендует лигам доиграть сезон, но уже не настаивает на этом