Как правильно лишить футболиста зарплаты?

Как правильно лишить футболиста зарплаты?
news-banner7
mobile-news-top

Пандемия вскрыла изъяны экономики, в том числе и в Казахстане. Президент приказывает не увольнять сотрудников и не сокращать зарплаты, но малый и средний бизнес не в состоянии содержать полноценный штат в условиях карантина. Сначала под удар попали Алматы и Нур-Султан, где быстро объединились крупные бизнесмены и волонтеры, наладив помощь нуждающимся, организовав сеть поставки продуктов и средств первой необходимости. Правительственные меры также помогут уязвимым слоям населения пережить кризис. Такова сейчас ситуация в каждом городе мира, закрытом на карантин. Отличие в том, что в Европе в ликвидации последствий активно принимают участие и звезды спорта.

В Казахстане спортсмены не столь богаты, чтобы отдавать миллионы на благотворительность. Те же популярные боксеры и бойцы ММА пока не вышли на доходы, которые имеют их именитые соперники. Исключение составляют футболисты – несмотря на резкое падение зарплат, игроки казахстанской премьер-лиги по-прежнему являются самыми богатыми представителями нашего спорта. Prosports.kz попытался разобраться, какие изменения могут произойти с их зарплатами.

Слишком богатые или точечно бедные?

Да, средняя месячная зарплата в КПЛ уже не составляет 20 000 долларов, за последние три-четыре года оклады сильно снизились, но и 5 миллионов тенге в месяц, согласитесь, неплохой оклад. Конечно, звезды мирового футбола получают в разы больше, но и продаются они (через билеты, футболки и остальные доходы клубов) получше, и платит за все не государство, а частные владельцы. В КПЛ же все, кроме «Кайрата» (по крайней мере, основного состава алматинцев), финансируются из государственной казны. Логично, когда руководство «Барселоны» срезает зарплаты игрокам-миллионерам на период пандемии (они, кстати, восприняли решение резко негативно и готовы бастовать): клуб живет за счет доходов, тесно связанных с матчами, коих сейчас нет. В КПЛ же достаток клубов не зависит ни от участия в турнирах, ни от успехов, ни от маркетинга: наш футбол сосет деньги из региональных акиматов и объем их зависит от настроения того или иного акима. Бюджет каждого клуба уже был сформирован. Тогда зачем сейчас сокращать зарплаты, если деньги на них имеются вне зависимости от того, будет проводиться чемпионат или нет? Версии две:

  • Не все клубы полностью получили деньги, утвержденные в бюджетах. Такое бывает, что финансы поступают на счета постепенно, в течение года. В этом случае вполне возможно, что бюджеты будут пересмотрены и сокращены в связи с пандемией и тогда урезание зарплат вполне обоснованно.
  • Деньги получены, но расходов будет больше, так как чемпионат, возможно, не будет доигран в 2020 году и для участия в окончании сезона, естественно, потребуются дополнительные деньги. Глядя на масштабы распространения вируса в Европе, можно предположить, что такое маловероятно, но возможно.

В начале года по стране прошла волна негодования. Лишить футбол денег призывали все: от бойцов ММА до депутатов мажилиса. Затем пришел коронавирус и о «необоснованно обеспеченных» забыли. Однако сейчас они решили сами о себе напомнить.

Первым начал «Иртыш», где тренерскому штабу, персоналу и футболистам платят теперь только минимальную заработную плату – 42 500 тенге. В ответ поступила жалоба на имя акима области. Эстафету подхватили и другие клубы. Так, игрокам «Окжетпеса» обрезали зарплаты на 50 процентов.

В общем, кто во что горазд. Стоит предположить, что в скором времени по этому вопросу выступит и Профессиональная футбольная лига Казахстана, руководство и топ-менеджер которой чутко относятся ко всем проблемам КПЛ.

Что делать?

Вы удивитесь, но футболисты – тоже люди и не все из них сказочно богаты. Во-первых, наш футбол, это не только КПЛ, но и еще два дивизиона пониже, где зарплаты порой по 200-300 долларов. Во-вторых, и в КПЛ есть игроки, чей доход ограничивается 600-700 тысячами тенге и они, уж поверьте, не шикуют. Кто-то в кредитах, у других большие семьи (футболисты зачастую содержать чуть ли не всех родственников). Да и в целом стоит понимать, что высокие доходы футболистов связаны еще и с тем, что их спортивная жизнь коротка. Хорошо зарабатывать игрок начинает, как правило, в 20 лет, а карьеру завершает в 35. За 15 лет он должен обеспечить себя на всю жизнь, так как по окончании карьеры большинство из них не способно найти себе прибыльное ремесло, да и старые травмы дают о себе знать.

Как мы видим, финансовое положение клубов и футболистов разнится. А это значит, что и сокращать зарплаты нужно в соответствии с достатком. То, что в «Иртыше» пострадали еще и сотрудники клуба – дикость. Чем, скажем, администратор или маркетолог футбольного клуба отличается от своего коллеги из акимата? Оба получают деньги из госбюджета и зарплаты их примерно сопоставимы. Однако госслужащим никто оклады не урезает.

Также и по игрокам. Я лично знаком со многими ребятами, кто живет от зарплаты до зарплаты. Не имеет ни дорогих часов, ни уж тем более огромных квартир и люксовых автомобилей. И в премьер-лиге такие футболисты тоже есть. Я не представляю, как их семьи должны жить на 500 долларов или, уж того хуже, МЗП, составляющую 90 у. е..

Пока руководители клубов (а возможно и лиги) не начнут вникать в зарплатные ведомости, ситуация не будет решена благополучно. Президентам и директорам стоит отнестись к вопросу более внимательно, словно они возглавляют на государственный спортивный клуб, а свой личный бизнес. А что делает успешный бизнесмен? Например, уборщице, которая на период карантина и дистанционной работы не нужна, адекватный руководитель вряд ли урежет зарплату, так как понимает, что может лишить человека средств к существованию. В то же время, директору и бухгалтеру, которые в форс-мажорных обстоятельствах будут работать еще больше, оклады придется сократить и это по-человечески правильно: на этих должностях обычно трудятся люди, которые и сбережения имеют, и при сокращении заработной платы уж на продукты и коммуналку точно наскребут.

В нашем же футболе как всегда все наперекосяк. Миллионер может спокойно сидеть дома и постить в Instagram вайны, зная, что его достатку ничего не грозит. В то же время, молодой, и без того неуверенный в своем будущем, футболист вполне может уйти в глубокую депрессию из-за того, что его кровные ежемесячные 400 тысяч вдруг превратились в 200, или, того хуже, 42 500. Выступают они за разные клубы, но получают деньги, по сути, из одного источника – из государственного бюджета.

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии