«Начинаем тонуть, просто захлебываемся». Федерация бездействует, тренеры бьют тревогу

«Начинаем тонуть, просто захлебываемся». Федерация бездействует, тренеры бьют тревогу

Старший тренер по прыжкам на лыжах с трамплина Алматы Владимир Курганский в интервью корреспонденту Prosports.kz поведал о плачевном состоянии детской школы, отсутствии финансирования, ухудшающемся состоянии комплекса трамплина и самое главное - безучастии руководства федерации.

- Понятное дело, что роль общественных организаций у нас в Казахстане слабая. Плюс постоянные проблемы с инфраструктурой. Фактически все легло на плечи тренеров, которые занимаются всем. Хорошо еще Национальна лыжная ассоциация помогает. Что касается федерации, то работа с госорганами практически не ведется. Доходит до того, что мы, сами тренеры, должны ходить в госорганы и объяснять, что нам нужны поездки, что нужно детей на соревнования вывозить, инвентарь закупать и прочее. То есть вся работа общественной организации, в нашем случае федерации, сведена к тому, что тренер сам готовит трамплин, тренирует детей, занимается инвентарем и еще ходит по кабинетам. Все, как в старой пословице – кто везет, того и погоняют. А федерация появляется, когда это выгодно определенным людям. Решать комплексные вопросы по развитию прыжков на лыжах с трамплина, составить программу, чтобы ее реализовывать по пунктам – этого нет. Ведь, если у нас нет самоорганизации, то естественно с нами никто серьезно работать не будет. Что далеко ходить, нет никакой работы федерации с ДЮСШ. Если взять взаимодействие с госорганами, то нет нормального объяснения, для чего нужен календарь, его обоснованность, для чего нужно финансирование для развития спорта в Республике. И организационная работа федерации тоже очень слабая, в частности по вопросам проведения соревнований, мероприятий и различных семинаров. Хорошо, что у нас сейчас появился международный судья Назым Насыров. Он провел судейский семинар, а тренерских уже три года не было.

- А в целом, как обстоят дела с финансированием прыжков на лыжах с трамплина в Казахстане?
- Финансирование есть, но распределение средств зависит исключительно от президента федерации Андрея Вервейкина и старшего тренера сборной Кайрата Биекенова. В основном финансируют национальную команду. У школы, которая базируется в Алматы, есть какой-то бюджет. Но проблема в том, что комплекс один в Казахстане. Детские международные соревнования не проходят. А как спортсмен будет расти? Даже, чтобы получить олимпийскую лицензию, нам нужны выезды. То есть человек должен показать на международном уровне, что он умеет. Просто так никто никуда никого не допустит. Попрыгал где-то на детских стартах – это одно, а чтобы дальше двигаться, нужно участвовать в международных соревнованиях. Они проходят, как правило, за рубежом. В Казахстане нет международных стартов.

- То есть деньги выделяются для участия национальной сборной на международной арене, а дети никуда не выезжают?
- Так и есть. Сейчас очень сложно достать деньги. Мы с боем их выбиваем. В последний раз тренеры вывозили детей за свой счет. Школа не может профинансировать, потому что есть непонятное положение. Опять-таки федерация должна объяснитьи доказать в госорганах, что нам нужны командировки и не должны быть ограничения. В принципе много и не надо, три-четыре выезда в год для детей достаточно. Это не такие огромные суммы.

- Я правильно понимаю, речь идет о ближайшем резерве национальной сборной?
- Конечно. Мало того, что у нас проблемы с инфраструктурой. Канатная дорога стоит. Обслуживание трамплинов на низшем уровне. Все в ужасном состоянии. Плюс еще вот эти проблемы. Получается, что начинаем тонуть. Просто захлебываемся и все. Огромный груз проблем, которые тренер не в состоянии решать.

- Что с канатной дорогой, почему она не работает?
- Бывший начальник Дирекции спортивных сооружений Алматы Сергей Апенко забрал все финансирование за 2019 год. Сейчас его сменил Наиль Нуров. Он обещает исправить положение, но он остался без средств. Когда ему выделят бюджет на 2020 год, то и начнет заниматься трамплинами. Последние 7-8 лет комплексом вообще никто не занимался. Ни Апенко, ни бывший директор комплекса Руслан Кантарбаев. Изношен трос. Нужно содержать объект. Никто не выделял средства. Холодильные установки в таком же плачевном состоянии. Весь комплекс приходит в упадок. Эти люди довели до такого состояния. Особенно плохо было в прошлом и позапрошлом годах. Начались аварии на комплексе. Апенко вообще открещивался от всего. Нам его заместитель говорил – это и ваши проблемы, идите и решайте. Поэтому мы сами находили людей, которые ремонтировали поливное оборудование. Сами скидывались и платили им. Возникает вопрос, зачем вообще тогда эту организацию создали, если она элементарно за комплексом трамплинов не следила. Сейчас в дирекции сменился руководитель, нам сделали зал, ремонт в раздевалках, то есть процесс пошел. Но до этого была катастрофа. Понимаете, комплекс приходит в упадок. Оборудование на малых трамплинах, стоит миллион евро, и это только на разгоне. Бросить его и не обслуживать просто вверх халатности.

- Иными словами наш комплекс трамплинов уже не в состоянии принимать международные соревнования?
- Думаю, что еще пока в состоянии.

- А как без канатной дороги?
- Без нее нет, конечно. Есть выход, возить на автобусе. Были такие прецеденты за границей. Тут дело даже не в канатной дороге, а состоянии самого комплекса. Имея дорогой автомобиль или сложное техническое оборудование - нужно его обслуживать правильно. То есть проводить регламентные работы. В конце концов, проводить мелкий текущий ремонт. А когда оно не обслуживается, естественно придет в негодность. А оно современное и очень дорогое.

- Руководство федерации занимается этим вопросом?
- По идее президент федерации должен и решать эти моменты. Но он бездействует. Последние несколько лет работа федерации в этом плане очень слабо ведется. Можно сказать, что ее и нет. Никто не ходит и не доказывает, что это нужно делать. А нужно писать, звонить, бить в колокола, иначе никто и не будет обращать внимание на эти проблемы. Так тихо и умирай в своей кроватке.

- Низкие результаты наших прыгунов на этапах Кубка мира как-то с этим связаны?
- Напрямую. Им не хватает подготовки. Скоро нужно ехать на полетный чемпионат мира, а 125-метровый трамплин не готов. Они прыгают на малом 60-метровом трамплине. Тоже самое касается двоеборцев и женской команды. Девушкам надо ехать на молодежный чемпионат мира в Германию. У них всего прыжков двадцать на 95-метровом трамплине и то ходят пешком наверх или их возят на машине.

- В общем, чтобы все сдвинулось с мертвой точки нужно, чтобы включилось в работу руководство федерации?
- Да, чтобы активно работала федерация. Этот общественный орган для того и создан, чтобы развивать этот вид спорта.

Есть еще одна проблема. Идет процесс оптимизации детских школ. То есть происходит объединение, и я думаю, что это не очень хороший процесс. Понятное дело, мы со своей колокольни судим. Может быть, денег не хватает.

- При объединении, какие-то виды пропадают или им уделяют меньше внимания?
- Естественно меньше внимания. Понятно, что экономия средств и прочее. Городской бюджет, свои расходы. Но это не есть хорошо.

- Хватает ли тренеров в прыжках на лыжах с трамплина?
- Нет, не хватает. Зарплаты низкие. Молодежь не хочет идти. Мы работаем, потому что у нас есть категория, стаж и воспитанники. Спортсмен, закончивший свою карьеру, приходит на работу тренера и получает 42 тысячи. Это нереально низкая зарплата. И ничего с этим никто поделать не может. Думаю, что федерация тоже должна более активно принимать участие в этом процессе. Это общая проблема, не только нашего вида.

- А что касается детей, у нас сейчас отток или наоборот большой интерес к прыжкам и вы не можете всех принять?
- Скорее второе. Нехватка инвентаря, чтобы одного ребенка одеть нужно 1500 евро. Причем каждый год.

- Инвентарь и экипировка не обновляется?
- Последний раз покупали три пары лыж и ботинки три года назад.

- Одни за другими донашивают?
- Да. Но национальная сборная в этом плане слабый помощник. Они бы и рады отдать лыжи, но они длинные и для детей не подходят в любом случае.

Фото: Александр Ковпак 

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
Для того, чтобы оставить комментарий, или