«Есть потребность в новых трассах». План развития «Шымбулака»
Новый генеральный директор «Шымбулака» Ринат Абдрахманов в интервью корреспонденту Prosports.kz рассказал о перспективах развития, проблемах и спортивной составляющей курорта.
- Что ждет гостей курорта в этом сезоне?
- Мы выжали из нашей системы все возможное, так как октябрь и ноябрь были сложные для подготовки. Температура была плюсовая, но все-таки мы смогли 15 ноября открыть сезон. В прошлом году нас посетило 682 тысячи человек, то есть по сравнению с позапрошлым сезоном увеличение на 17%. Из них 220 тысяч - это лыжники. Из года в год у нас хорошая динамика по росту посетителей. Ожидаем увеличение показателей и в этом сезоне, несмотря на то, что открылись на неделю позже.
Отмечу, что в 2011 году мы запустили систему проката, к настоящему времени она уже устарела. Поэтому к этому сезону мы полностью реконструировали помещение проката и локеров. Увеличили его до 2 тысяч квадратных метров. Закупили дополнительные локеры и довели горнолыжное снаряжение до 3 тысяч единиц. Постарались сделать все более технологичным, чтобы люди могли быстрее получать свое снаряжение. Также мы завели систему регистрацию наших гостей, так как мы хотим в перспективе все наши услуги объединить в одну систему обслуживания, чтобы позволить гостям онлайн покупать ски-пассы, брать инвентарь в прокат, регистрировать инструктора. Мы плавно идем к тому, чтобы уменьшить очереди в кассах или же вообще, чтобы гости миновали их.
- Что еще вы подготовили к новому сезону?
- Еще одним новшеством являются новые ратраки с возможностью катания гостей. В этом году мы запускаем такой сервис, который уже стартовал. То есть люди садятся в ратрак и едут по трассам наверх. У них есть возможность выйти на средней станции, конечная остановка на перевале 3200. Данная услуга доступна по цене и думаю, будет очень востребована. Более того мы не ограничиваем поездки по количеству человек, повезут даже одного пассажира. Но ратрак имеет 10 посадочных мест. Поездки на нем всего на 500 тенге дороже, чем канатная дорога.
- Вы недавно возглавили «Шымбулак». Будете ли вы продолжать ту стратегию, которая есть или же у вас есть свое виденье развития курорта?
- На курорте я уже работаю с 2011 года. У нас хорошо сформированная команда, которая четко понимает, как управлять и развивать курорт. Что мы хотим сделать в ближайшем будущем? Появилась большая потребность разработки новых трасс. Мы чувствуем, что у нас определенное перенасыщение курорта в выходные дни. Это, во-первых, сказывается на безопасности клиентов. Во-вторых, падает интерес приезжать на курорт, так как из года в год катание происходит по одним и тем же трассам. Людям хочется что-то новое. Поэтому мы с нашими европейскими партнерами подготовили планы развития соседних урочищ пика Панорама и пика Башута, которые можно развивать. В ближайших планах хотим улучшить действующие трассы «Сухой лог» и «Цирк», то есть установить там дополнительную канатную дорогу. Кроме того мы развиваем молодежное экстремальное направление. Уже построили сноупарк на перевале Левый Талгар, то есть на высоте 3200 метров, что является самым высоким подобным парком в центральной Азии, а может быть и СНГ в целом. Там будет свой подъемник и отдельный абонемент, то есть любители экстремального катания могут проводить целый день в парке, не покидая его.
Еще большая потребность у нас в гостиницах. Сейчас на курорте их всего две с 56 номерами в целом. В прошлом году мы запустили международное направление. Это Россия, Китай, Корея и Индия. Пошел отклик от нашей работы. Иностранцы приезжают сюда и первая проблема, с которой мы сталкиваемся – это их размещение. Благо «Шымбулак» располагается очень близко к городу и у нас есть возможность расселять их там. Но клиенты хотят все-таки хотят располагаться на курорте. Мы этот спрос не можем покрыть полностью. Как ни крути наш курорт выходного дня, то есть в пятницу, субботу и воскресенье большая загруженность. А в будни есть нехватка посетителей. Чтобы изменить это есть две вещи: расширить зону катания, чтобы человек мог ознакомиться с трассами не за четыре часа, а за несколько дней. И гостиничные номера, тогда это позволит нам удерживать клиента около пяти дней.
- Сколько сейчас трасс на курорте?
- Суммарная протяженность трасс на «Шымбулаке» - 25 км. «Сухой лог» и «Цирк» даст еще восемь километров. Если говорить о соседнем урочище пика Башута, то минимум еще плюс 30 км. Но и инвестиции потребуются очень существенные. Мы их сейчас просчитываем. Есть большой интерес города поддержать этот проект. Все понимают, что главные затраты – это канатные дороги и курорт сам не сможет полностью покрыть расходы.
- В каком состоянии действующие канатные дороги курорта на сегодняшний день?
- Нашим канатным дорогам практически десять лет. А по европейским меркам обязательно после прохождения 22500 мото/часов канатную дорогу полностью разбирают на мелкие части и все меняют. В этом году мы проводили уникальные работы по демонтажу роликовых балансиров опор канатной дороги «Медеу» - «Шымбулак». Десять опор было полностью демонтировано, разобрано и заменено. Эти работы очень дорогие. Сделать под ключ нашу канатную дорогу стоит три миллиона евро. Понятное дело, что выручки «Шымбулака» не хватает для единовременного выполнения этих работ, поэтому мы их разбиваем на части и проводим ежегодно. Для нас это становится требованием каждый сезон. Мы как белка в колесе бежим, а догнать не можем. Но задача все же увеличить возможность посещения курорта, на текущий момент с нашей пропускной способностью мы не можем это сделать.
- Не так давно на грузинском курорте «Гудаури» произошел ужасный инцидент с канатной дорогой, в котором пострадали люди. На «Шымбулаке» такое не может случиться?
- Если разобрать инцидент, который произошел в Грузии, то здесь был человеческий фактор. Сама канатная дорога была в надлежащем состоянии. Важно делать акцент на обучении персонала. Мы ежегодно привлекаем европейских партнеров, причем не только производителей, но и инструкторов, чтобы выстроить систему работы на канатных дорогах. Работники проходят тренинги и тестирование. Меня радует то, что наш персонал - это те люди, с которыми мы начали модернизировать курорт в 2009 году в рамках подготовки к проведению зимних Азиатских игр-2011 года и они до сих пор с нами. Люди обладают необходимым багажом управления канатными дорогами. Со своей стороны, как руководитель я скажу, что наши ребята знают и умеют управлять ими, поэтому решат любую проблему в экстренной ситуации. С уверенностью говорю, что наши пассажиры канатных дорог в абсолютной безопасности.
- Вы рассказали о разработке новых трасс в соседних урочищах. Не боитесь ли вы экозащитников и собираетесь ли вы проводить рекультивацию трасс после их строительства?
- При подготовке к Азиаде мы имели определенные проблемы с эрозией трасс. Поэтому ежегодно в летний период мы стараемся исправлять эту ситуацию. То есть производить засевание травы. Помимо экологической проблемы - это также влияет и на операционную деятельность. Если вы заметили, то с каждым годом все меньше нареканий со стороны клиентов по качеству склонов. Ранее в начале сезона постоянно говорили, что много камней. Чтобы работать нормально, у нас должны быть хорошие зеленые качественные трассы. Легче готовить снег на траве, нежели закрывать камни системой оснежения. Так что наша приоритетная задача все-таки правильное профилирование будущих трасс и их подготовка. Они должны быть как поля для гольфа.
- Ценовая политика в этом сезоне останется без изменений или же планируется повышение стоимости ски-пассов?
- Если говорить о стоимости абонементов на катание, то ни для кого не секрет, что большая часть операционной деятельности обеспечена европейскими производителями. Поэтому все расходы по обслуживанию производятся в евро. 56% наших расходов – это операционная деятельность. Если говорить о динамике девальвации и прочих факторов, то мы должны были каждый год поднимать цены. В 2016 году мы увеличили стоимость на катание на 1000 тенге, но произошла девальвация и получается, что наша прибыль стала намного меньше. Однако повышать цены, мы не предполагаем по причине того, что это негативный фактор со стороны наших местных клиентов. Если для иностранцев очень дешево, то для алматинцев это очень существенная сумма. Поэтому мы хотим увеличить конверсию. Это достижимо только благодаря увеличению канатных дорог и расширение зон катания. Это две вещи, которые позволят увеличить конверсию без повышения стоимости катания.
- Будете ли вы продолжать проводить международные соревнование на курорте?
- Однозначно. Как вы помните в марте мы проводили финал Кубка мира по фристайлу в дисциплинах индивидуальный и параллельный могул. В этом году мы встречались в директором соревнований FIS по фристайлу. Он приезжал к нам, и мы договорились, что на протяжении трех лет на нашем курорте будут проходить этапы Кубка мира. В 2020 году 29 февраля и 1 марта мы проведем этапы Кубка мира по лыжной акробатике и могулу. В рамках этого события мы планирует провести для спортсменов на трассу систему оснежения. Установить дополнительный подъемник, что обеспечить тренировки нашим спортсменам и фристайлерам из восточных стран. Они будут тренироваться у нас. Мы почувствовали отклик после проведений соревнований. Азиатским странам и Кореи в частности очень понравилась подготовка наших трасс. В этом году мы заключили контракт с национальной сборной Кореи. Перед сезоном она у нас тренировались и будет это делать на протяжении всех зимы. Это очень важно. Мы не только открываем новое спортивное направление, которое будет позволять казахстанцам конкурировать с иностранными спортсменами, но и обмениваться опытом с ними. Поэтому мы и дальше будем двигаться в этом направлении, чтобы проводить такие значимые мероприятия международного уровня.
- Что планируете сделать для зрителей, ведь трасса находится довольно далеко от базовой станции?
- Да существует такая проблема в силу специфики курорта. Мы сейчас рассматриваем возможность доступа гостей к трассе. В прошлом году, те, кто мог кататься на лыжах, имели доступ к трассе. Теперь мы думаем о пеших туристах. Удаленность самой трассы практически 1700 метров. Идти пешком по склону не совсем удобно. Одно из предложений, которое прозвучало - это использовать ратрак или снегоходы. Но они не создадут большую конверсию посещаемости. Поэтому все-таки будет доступ только для лыжников и сноубордистов, которые смогут сами подъехать к трассе. Но при всем при этом для тех, кто здесь будет находиться мы постараемся обеспечить видеотрансляцию, чтобы они смогли увидеть соревнования.
- Расскажите о вашей горнолыжной школе, кто в ней занимается сейчас?
- В горнолыжном спорте у нас финансируется сейчас только взрослые лыжники из национальной сборной. А детско-юношеский спорт в Алматы и области практически отсутствует. Готовят детей в основном в Риддере и Усть-Каменогорске. Поэтому мы создали такой общественный фонд – спортивный клуб Shymbulak Ski Club. Начинали мы буквально с тремя тренерами, которые были действующими спортсменами национальной сборной. На тот период набор был с восьми лет, сейчас же уже с четырех. За шесть лет мы создали не просто спортивную секцию, а резерв национальной сборной. Большинство членов женской команды состоит из наших воспитанниц. Но задача, какой она амбициозной не была, все-таки из детей сделать узнаваемых спортсменов. Большая проблема детско-юношеского спорта и спорта в целом в том, что тренировки проходят в Казахстане. Но, как вы знаете, чтобы иметь возможность подняться на пьедестал почета с сильными спортсменами, то нужно тренироваться в Европе, чтобы постоянно оттачивать свое мастерство. Мы со своей стороны предоставляем возможность бесплатно тренироваться. Готовим для ребят специальную трассу. Каждый день у них проходят тренировки с утра до обеда. Так же «Шымбулак» предоставляет адресную спонсорскую помощь спортсменам, на которых мы делаем ставку. В ближайшей перспективе они будут являться членами национальной сборной, будут представлять нашу страну на Олимпийских играх.
- Кто сейчас тренирует детей в вашем клубе?
- Это бывшие спортсмены. На данный момент их восемь. Например, Роман Григоров также тренирует и молодежную сборную. Все они опытные, прошли такие старты как Азиатские игры, чемпионаты Казахстана. Считаю, что у нас довольно сильный тренерский штат.