Pizza – это хорошо. Он вернулся в КПЛ и снова стал лучшим

Pizza – это хорошо. Он вернулся в КПЛ и снова стал лучшим

Prosports.kz фиксирует главные моменты в невероятно насыщенной карьере полузащитника «Актобе» Маркоса Пиззелли, который не уходит с поля без гола уже в седьмом матче подряд.

Маркос – настоящий продукт глобализации, у него итальянские корни, но он абсолютный бразилец, всю жизнь играющий за сборную Армении.

Он родился в крохотном городке штата Сан-Паулу – Пирасикаба, но все детство Маркоса прошло в соседнем Сан-Карлуше. Он не был окружен жизнью фавел, его семья не бедствовала, отец лишь просил маленького Маркоса уделять особое внимание тренировкам и относится к футболу ответственно. К слову, отец Пиззелли был вратарем, собственно, на нем он и отрабатывал технику ударов, этот элемент в итоге станет важнейшим в наборе скиллов бразильского армянина.

Армения, Франция, сборная

В юношеской команде «Сан-Карлуша» помимо Маркоса ярко засветились в будущем правый латераль Мариано (ныне игрок «Галатасарая») и нападающий Жонас (лучший форвард чемпионата Португалии в составе «Бенфики»). Маркос тем временем уже выходил из возраста «подающего надежды» и при этом оставался в «Сан-Карлуше». Будничный старт карьеры был прерван неожиданным предложением из Армении. Его заметил бывший игрок сборной СССР Аркадий Андреасян.

«На принятие решения ушел почти месяц: общался с семьей, клубом, все взвешивал. В Армении – другая культура, другие люди, да все другое. В первые пару дней я чуть не сорвался обратно, настолько мне было плохо. Говорил всем: «Может, вернусь в Бразилию?» Но я был молод и открыт возможностям – это главная причина, почему я остался.

По контракту у меня был 21 день, за который я могу передумать и покинуть Армению. Я оказался вне зоны комфорта. Но время шло, я познакомился с городом и страной, начал тренироваться, играть. И убедился: футбол всюду одинаков. Хотя на полную адаптацию ушел целый год: первый сезон в «Арарате» у меня получился ужасным», – вспоминал Маркос.

Но уже через два с половиной года мучения полузащитника прекратились, более того, он принял гражданство Армении и стал выступать за сборную. Он не знал языка, не мог привыкнуть к местной кухне, был не в восторге от климата, но в итоге стал одним из лучших в чемпионате Армении и гордился этим, когда стал играть за национальную команду.

Меж тем на клубном уровне возникли проблемы. У «Арарата» за который выступал Маркос, начались серьезные финансовые трудности. И тут он совершил еще один нетривиальный ход в своей карьере.

Самое забавное, что название его команды осталось прежним – «Арарат», только базировался он в пригороде Парижа, а именно в муниципалитете Исси-ле-Мулино. Клуб играл в пятом дивизионе (полулюбительском), но Маркос и его супруга были счастливы: Франция очаровала их, несмотря на довольно деревенский быт команды. Маркос сам стирал форму (один комплект на сезон) и даже тренировался порой самостоятельно, потому что тренировки отменяли из-за занятости местного поля.

Спустя год Пиззелли вернулся в Армению, его позвали в «Пюник». Там собралась отличная банда, где также раскрывались молодые Газарян (экс-игрок карагандинского «Шахтера») и Мхитарян. Они стали чемпионами, а Маркос еще и добился звания лучшего бомбардира сезона.

Следом наступил расцвет и в сборной Армении, которая выдала лучший отборочный цикл в истории (квалификация ЕВРО-2012) и едва не прошла стыки. Маркос был одним из ярких символов той команды, их атакующий ансамбль со все теми же Газаряном и Мхитаряном крушил Македонию, Словакию, но так и не дотянулся до Ирландии.

Украина, Россия, Красножан

С 2011-го по 2014-й Маркос сменил три команды: одну украинскую и две российские. Самый удачный и ударный период пришелся на «Кубань», где Маркос блистал и был одним из лидеров. В том же клубе он успел поработать с экс-тренером сборной Казахстана Юрием Красножаном.

«Он гораздо больше внимания уделял тактике в отличие от Петреску, но я бы не назвал это его сильнейшей стороной. Красножан много общается с игроками лично, объясняет, чего он хочет от каждого. При Красножане мы продолжали давать результат, но Петреску поднимался с «Кубанью» из первой лиги, многое пережил с командой и знал игроков, как своих сыновей. Те доверяли Дану. А Юра Красножан был для нас новым человеком – это значит новая философия, новая тактика», – отмечал Маркос.

Позже он перейдет в стремительно развивающийся «Краснодар», его кандидатуру пролоббирует нападающий сборной Армении Юра Мовсисян. Маркос назовет «Краснодар» лучшим клубом в его карьере по всем показателям, но заиграть в нем он не сумеет.

Казахстан, Ближний Восток, деньги

Его и раньше звали в «Актобе», но он отказывался, поскольку был востребован в РФПЛ. Время наступило в тот момент, когда красно-белые обладали едва ли не сильнейшим составом в КПЛ (или по крайней мере одним из самых звездных), и к тому там играли его хорошие знакомые Роберт Арзуманян и Сергей Давыдов. Баснословные контракты контрастировали с футбольной серостью, где на скамейке сидел Владимир Газзаев-младший, а домашней ареной «Актобе» служил школьный стадион. Набор качественных легионеров без выстроенной игры проигрывал «Кайрату» с историческим счетом 1:7, позорно вылетал из еврокубков от эстонского «Нымме Кальо» и обеспечил клубу многолетний кризис, с которыми не могут справиться уже несколько менеджеров, включая Самата Смакова.

Пиззелли был одним из самых высокооплачиваемых игроков клуба, получая 75 тысяч долларов в месяц. Но как в первый, так и во второй сезон Маркос являлся едва ли не лучшим по системе гол+пас: в 2014 году он оформил 16 результативных действий в 28 матчах, в 2015-м будет чуть поменьше – 13 (5 голов + 8 передач). Однако «Актобе» начал плавное падение, в том числе финансовое, и в следующем году Маркос уехал в Саудовскую Аравию. Он не скрывал: в 30 лет для него были важны деньги, он разом обеспечил всех членов семьи работой и домами. Но не сказать, что эти годы отличались стабильностью. С 2016-го по 2018 год Пиззелли сменил четыре команды и три страны, при этом самый счастливый отрезок пришелся на греческий «Ксанти», где Маркос встретил самых крутых фанатов в своей жизни:

– Таких безумных я никогда не видел. Мы играли кубковый матч против команды второй лиги. Стадион – битком! Фанаты наших соперников пытались нас убить. Покидать стадион нам помогала полиция. Риск для жизни – это не здорово, но когда тебе кричат гадости с трибун – это и есть футбол. Обожаю такую атмосферу.

Возвращение в «Актобе» вышло неожиданным, тем более клуб должен был ему денег. Именно Маркос стал лидером клуба и человеком, способным принести результат вне зависимости от окружения и качества общекомандной игры.

С одной стороны, грустно признавать, что 33-летний Пиззелли (при всем к нему уважении) приезжает после сомнительных командировок в арабские страны и снова крушит всех в Казахстане, включая сильнейших наподобие «Кайрата». Это значит, что чемпионат за это время не только не вырос, а скорее регрессировал. При этом, надо признать, Маркос – большой мастер и действительно один из положительных примеров легионера, который ведет себя как истинный профессионал.

В его карьере было 9 стран, 12 клубов и одна сборная. Пиззелли – творец на поле, его итальянская фамилия органично вписалась в бразильский футбольный интеллект, который был разбавлен армянской чертой не сидеть на месте.

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
Для того, чтобы оставить комментарий, или