Петровский: Женский футбол должен быть коммерчески привлекательным
Спортивный директор красноярского «Енисея» Денис Петровский в интервью рассказал о структуре клуба и развитии женского футбола.
- Денис Витальевич, расскажите о прошлом сезоне в высшей лиге России. Почему команда заняла предпоследнее место?
- Мы не считаем результат прошлого сезона неудачным, потому что мы дебютировали. Команда, по сути, играла составом первого дивизиона. Основная задача была – не стать последними. Задачу эту футболистки выполнили. Если в целом оценивать сезон, то он прошел положительно, в том плане, что команда получила важный опыт, а второе, что клуб выполнил поставленную задачу. Мы для дебюта выступили неплохо.
Основная цель на нынешний сезон у нас – сохранить костяк. Из прошлого состава у нас осталось порядка 14 футболисток. К этому составу на каждую линию, мы искали уже по более опытному и мастеровитому игроку.
- Как возник вариант с подписанием казахстанского игрока Аиды Гайстеновой в женский «Енисей»?
- Когда мы искали кадры, мы задавали определенные критерии нашим агентам, которые работают с мужской командой, также задействовали в поиске наших скаутов. Как раз выяснилось, что наш хороший знакомый знает менеджера Аиды, и нас связал напрямую. Мы решили пригласить Аиду на просмотр, так как в принципе об игроках из Казахстана не так много информации, в том же InStat Scout (крупнейшая платформа информации о спортсменах – прим. автора). Там мы обнаружили в основном игры за сборную. Конкретного представления было не много, очень сухая статистика. Поэтому предложили сначала приехать на просмотр, и после этого сделали выводы. Она провела на просмотре суммарно около двух недель. После чего тренерский штаб рекомендовал заключить с ней договор.
- Как стало известно журналистам сайта Prosports.kz контракт рассчитан на сезон…
- В этом вопросе мы не отличаемся оригинальностью от других российских клубов. Исключение составляют молодые футболистки, которые могут нам понадобиться, это наши красноярские воспитанницы и у них есть перспектива дальнейшего роста. Их контракты подписываются чуть на больший срок, дабы закрепить за собой. Все-таки своими воспитанниками нужно дорожить.
- Насколько интересны казахстанские футболистки российскому футбольному пространству?
- Я скажу так, не готов отвечать за все клубы, но нам в первую очередь интересно ближнее зарубежье. В связи с тем, что адаптация игроков будет проще, и в плане ожиданий зарплаты совпадает с нашими условиями. Поэтому, конечно, выбор падает на Казахстан, Беларусь и Украину в том числе. Последняя сейчас по политическим причинам сложная страна, но в любом случае мы переговоры ведем со всеми. Национальность для нас не имеет особого значения.
- Насколько велико внимание правительства и спонсоров к женскому футболу России на данный момент?
- Мне бы хотелось поблагодарить Правительство Красноярского края, Министерство спорта Красноярского края и депутатов Заксобрания. Четыре года команда занимала по спортивным принципам право выступать в высшей лиге, но прошлое руководство ее никогда туда не пускало. Сопоставив все расходы, оптимизировав смету, мы снова обратились за поддержкой, и наше предложение нашло отклик во всех инстанциях.
Женский футбол – в нашем представлении, более социальная история. Мы хотим для спонсоров сделать из этого привлекательный продукт с точки зрения коммерции. У нас есть что предложить, потому что «Енисей» на данный момент самый посещаемый женский футбольный клуб высшей лиги России. Мы в этом направлении работаем, не скажу, что к нам тут очередь выстраивается, но небольшие партнеры у нас уже появились, еще даже в конце прошлого сезона. В новом сезоне, надеюсь, еще и результаты будут подкреплять наши затеи.
- На данный момент у женской команды нет спонсора?
- У нас клубный бюджет, в структуру «Енисея» входит женская команда. Деньги, выделяемые футболисткам, это деньги учредителей. Но постепенно у нас появляются рекламодатели. То есть, это компании, которым интересно размещаться на баннерах и других рекламных площадях во время наших матчей. Самый простой локальный пример, не о миллионах речь - каждый матч одна из крупнейших цветочных фирм Красноярска организует букеты для лучших игроков матчей, как одной команды, так и другой. Это мелкие партнеры, но, тем не менее, они стали появляться. Это важный момент. Все команды, которые приезжают к нам на выездные встречи, приятно удивлены вот такой цветочной церемонией. В принципе, собирая мелких партнеров суммарно получается какая-то выгода. Кроме того, мы думаем о привлечении новых лиц и через мужской футбол, нам в этом плане проще.
- По вашему мнению, важно ли, чтобы в структуре мужского футбольного клуба находились молодежные и женские команды?
- С точки зрения женского футбола это выгодно. Два года назад в «Енисей» пришло новое руководство, и когда мы начали развивать коллектив, то стали продвигать ту философию, что если ты болеешь за «Енисей», то болеешь за весь клуб в целом: за основную, за молодежную команду, и за женскую. Болельщики приходили, может даже не из-за любви к женскому футболу, а потому что это именно «Енисей». Элемент того, что у нас много людей на трибунах во время матчей девушек связан, в том числе, и к привязке к бренду мужского клуба. Это история достаточно распространена в Европе. Многие футбольные клубы, топовые гранды в структуре своей имеют женские команды. Это международный опыт, который в России нужно применять.
- В конце сезона-2017 ЖФК «Енисей» меняет главного тренера, что не устроило в прошлом наставнике?
- Алексей Мартынов отработал в роли главного тренера четыре года, и сам изъявил желание сменить амплуа. Сейчас он занимается административной работой в нашей спортивной школе «Енисей». Он знает все нюансы касательно комплектования команды мастеров, в том числе женской команды. Сейчас мы совместно с руководством школы решаем вариант заявить нашу команду девочек U-17 в первенство России первого дивизиона зоны «Сибирь». Пусть это будет базовая команда нашего дубля. Хотим, чтобы эта структура работала. Имея свою школу, хочется подпитываться своими кадрами. У нас по мужской команде как раз есть молодежная команда. Стабильно минимум один человек раз в год попадает в команду мастеров. Это притом, что в мужском футболе конкуренции существенно выше. Точно также это должно работать в нашей женской команде.
- Возглавил коллектив небезызвестный советский и российский нападающий Олег Гарин. Прослеживается ли уже сейчас, что клуб нарабатывает атакующую модель игры?
- Олег Гарин был легендарным форвардом московского «Локоматива». В 90-х один из лучших. Что касается атакующей линии, я не знаю, какую тактику он выберет в итоге. Для этого сейчас и проводятся сборы, учитывая подбор игроков. Понятно, что линию атаки он знает, как свои пять пальцев. Соответственно, как выстроить тактику нападения у него вопросов не возникнет. Какую модель он выберет, это уже совсем другая история.
- Проблемы дебютанта РФПЛ ФК «СКА-Хабаровск» зачастую возникают из-за чудовищного графика перелетов из одной точки РФ в другую. Красноярск находится в Центральной полосе России, возникают ли трудности у женского клуба с перемещением по стране во время чемпионата?
- Девушкам, конечно проще, потому что график игр не такой плотный. Что касается мужской команды то да, у нас одна игра на неделе дома, другая – на выезде. Летать приходится действительно много. В целом, большинство игроков привыкшие. Летать с востока на запад тяжелее, чем с запада на восток. С этим ничего не сделаешь, географически так сложилось.
- Денис Витальевич, расскажите о конкуренции в команде и стратегии развития ЖФК «Енисей».
- Конкуренция – естественный момент, поэтому комплектация команды идет по каждой позиции. По итогам сезона прошла естественная ротация. Прошлый год позволил нам оценить уровень соперников и свои возможности на фоне тех команд, которые давно участвуют в турнире. Самое главное было сохранить костяк команды, потому что сезон показал, кто смог прогрессировать.
Что касается стратегии развития, мы не хотим, чтобы у нас была команда мастеров в отрыве. Опять-таки вернусь к тому, о чем говорил выше. Важно, чтобы у нас была выстроена вертикаль со спортивной школой. Исторически так сложилось, что у нас очень хорошие условия. Команда мастеров и молодежь находятся в одном здании, тренируются на одном поле, соответственно, тренеры имеют возможность общаться друг с другом. Между школой и клубом идеальное взаимопонимание. Это выглядит единой целостной структурой. У нас общая психология, все одна семья и должны работать на результат.
- Селекция ЖФК «Енисей» одна из лучших в чемпионате России?
- Тут я не готов вам сказать (улыбается). Не хочу оценивать остальные клубы, так громко заявлять я бы не стал. Обновление произошло вследствие желания дальнейшего развития.
- На официальном сайте ФК «Енисей», в составе женской команды заявлена Анастасия Абраменко 2000-го года рождения. С кого взяли такой селекционный пример?
- Анастасия Морозова также в заявке, тоже 2000-го года. Они обе входили в состав юниорской сборной России, сейчас в U-19 входит только Абраменко, потому что у нее было больше игровой практики, но в целом Настя Морозова в этот подготовительный цикл очень хороший уровень продемонстрировала. Абраменко второй круг прошлого сезона высшей лиги выдала шикарный – в свои 17 лет завоевала место в основной команде. Человек выкладывается на тренировках, он одарен и талантлив, не зря ее тренеры сборной заметили. Это как раз история о том, что свои воспитанники должны и могут усиливать команду мастеров.
- Как скоро представительницы «Енисея» заиграют в женской Лиге чемпионов?
- Мы пока не ставим таких целей. В прошлом сезоне была задача не стать последними, нам нужно было перед учредителями обосновать свое появление в высшей лиге. Впрочем, даже если бы мы стали последними это бы не было причиной посыпать голову пеплом, понятно, что дебют. Сейчас заявлять о том, что «Енисей» будет бороться за золотые медали чемпионат России слишком пафосно и неоправданно. При этом, я никогда не понимал клубы, которые ставят задачу занять пятое место или шестое. Есть призовые места, а есть все остальное. Это потеря спортивного принципа. Поэтому мы ставим задачу – побеждать в каждом матче. Кто-то может сказать, что это банально, но это дает игрокам более сильную мотивацию, чем «четвертые-пятые места».
ЧМ-2019. Казахстан – Россия: Заявка казахстанской команды
ФОТО. Сестра Ким Кардашьян снялась для рекламной кампании Adidas Originals Arkyn 2018