«Восемь швов наложили на голову, весь правый бок отбил…». Боец ММА из Казахстана об упущенном титуле и серьезных планах
Казахстанский боец ММА Имран Тайсултанов (6-1) – явление в смешанных единоборствах точно не ординарное. Уже, казалось, напрочь завязав со спортом, спустя много лет он решил возобновить тренировки и попробовать себя на профессиональном уровне. Решено – сделано. Идя на впечатляющей серии победных поединков, файтер получил право оспорить чемпионский титул – однако, в силу непреодолимых причин, не смог выйти на этот бой в оптимальных кондициях… Но, тем не менее, вполне готов еще раз пройти этот путь – только уже более успешно.
Корреспондент Prosports.kz вязался с Имраном Тайсултановым и попросил его рассказать историю своей спортивной жизни, а также поделиться профессиональными планами.
- Имран, Ваш родной Усть-Каменогорск, вроде бы, не кажется самым главным центром развития спортивных единоборств в Казахстане. Как получилось, что Вы пришли в боевые искусства?
- Я родился в Усть-Каменогорске, там мои родители живут. Там вольной борьбой занимался тоже, а потом перешел на ММА. Давно хотел смешанными единоборствами заняться, если честно. А в 23 года травму получил по вольной борьбе. И семь лет у меня был простой. Но в 30 лет решил – пока время есть, пока силы есть, надо попробовать.
И все – пошел в ММА. Начал тренироваться в Усть-Каменогорске первое время. Выиграл пару чемпионатов Казахстана, чемпионат Евразии по жекпе жек. После понял, что в родном городе смысла топтаться на месте уже нет – и поехал в Астану, в Tobet Top Team. Где на данный момент и тренируюсь.
- С какого, вообще, возраста регулярно тренируетесь? В каких-то еще видах спорта пробовали себя?
- На вольную борьбу я пошел в 16 лет, в 23 завязал с ней, получается, из-за травмы. А так, входил в сборную Казахстана по вольной борьбе. После травмы все приостановилось, и семь лет я ничего не делал.
- Вы были успешны на любительском уровне в смешанных единоборствах – становились чемпионом мира по панкратиону. Каких-то еще серьезных достижений добивались?
- Выигрывал чемпионат Мира по панкратиону в 2021 году, потом чемпионат Мира по ММА GAMMA. Что-то еще выигрывал, по-моему, - не помню... И в 30 лет решил себя попробовать в новом виде спорта – и все нормально, в принципе, по воле Всевышнего.
- Википедия указывает, что Ваше прозвище в профессиональном ММА – «Танк». Почему?
- Прозвище «Танк»? Я не знаю – не я его себе давал-то, если честно. Люди сами так сказали, так прозвали… Ну, наверное, - из-за моей манеры ведения боя.
- С лета 2021-го, почти за три года, Вы провели всего один поединок, в котором уступили в титульном бою в Naiza FC Руслану Шамилову из России. Почему дрались в последнее время так нерегулярно?
- До того боя, где ровно год назад я дрался за пояс, там не могли мне найти соперника. Год ждал этого поединка. И потом вот с Русланом мне предложили подраться. Я вышел – но в каком состоянии, знают немногие… Но я не мог ждать еще – и так слишком долго ждал этого боя за пояс. И в любом состоянии бы на него вышел.
Тренер меня отговаривал, конечно… Говорил, что нужно еще время. Он знал, короче, больше… Отговаривал – но я его уговорил. Мол, надо рисковать, надо попробовать. И попробовали… Ну, ничего страшного. Это бои – работа наша. Получилось, как получилось.
- Так что же произошло? И в каком именно Вы были в тот момент состоянии?
- Я, получается, дрался с ним после аварии – в Таиланде перевернулся на мотоцикле, мне восемь швов наложили на голову, весь правый бок отбил… Ну, короче, нормально мы перевернулись. И все. За две недели до боя я весил 83 кг – и бороться вообще не боролся, если честно. Левой рукой начал более-менее бить, по-моему, тоже только за две недели до боя. Но, говорю, не мог больше ждать – и так долго ждали…
- Видимо, у Вас и шансов не уступить тогда не было…
- Да, наверное, скорее всего, мне нужно было, все же, еще немножко подождать, восстановиться после аварии. Два-три месяца. Но нетерпение меня толкало вперед… Говорю – долго ждал этого момента, чтобы подраться за пояс. И не мог откладывать. Ну, ничего – будет уроком.
- В мае Вам предстоит поучаствовать в поединке в новой лиге Care Glory Championship в ОАЭ. Как связались с этой организацией?
- Да, предстоит в мае или 8 июня, вроде, как мне сказали, в новой лиге. Настроен хорошо – готов выиграть, показать зрелищный бой им, чтобы подписали меня на хороший контракт. Как связался с этой лигой – на меня вышел менеджер по имени Павел. Он предложил мне бой на замену – с поляком, если не ошибаюсь. Это еще в Саудовской Аравии тогда должен был турнир состояться. Я сразу согласился – а поляк через неделю отказался, снялся. Потом был грузин – тоже через неделю снялся. Теперь, по-моему, - узбек.
- Вот его, Мамурджона Хамидова из Узбекистана, успели изучить? Понимаете, как нужно строить этот бой?
- Не факт тоже, что он останется, если честно.
- В целом, на данный момент бои в ММА – это для Вас профессия или, все же, что-то вроде хобби, на котором можно заработать?
- На данный момент ММА для меня – это профессия. Я на этом живу, зарабатываю.
- Чего мечтаете добиться в смешанных единоборствах? И, вообще, - в жизни?
- Добиться чего мечтаю? Хочу посмотреть, на сколько хватит моих сил, докуда меня хватит. А так, - конечно, мечты есть у меня. Конечно, чемпионские пояса завоевать тоже охота. Охота что-нибудь серьезное выиграть – такое, что-то значимое. Еще года три-четыре я, как минимум, буду драться. За это время, думаю, можно много чего сделать.
В жизни – хочу, знаете, человеком остаться хорошим. Людям помогать, делиться опытом. Тренировать детей в будущем. Делать тоже из них чемпионов, ИншаАллах. Если получится, конечно… Планы такие.
Фото: архив Имрана Тайсултанова