Финалист премии «Предприниматель года»: футбол должен научиться зарабатывать
В эксклюзивном интервью корреспонденту Prosports.kz Владимиру Жаркову молодой, но уже достаточно известный футбольный функционер рассказал не только о том, как стал финалистом престижной премии, но и коснулся более серьезных тем.
Премия «Предприниматель года по версии «Ernst & Young» по праву считается одной из самых престижных международных наград в области предпринимательства. Она открыта для всех представителей бизнеса, соответствующих критериям отбора.
В Казахстане каждые два года отбирают лучших предпринимателей страны, потом из них, по итогам голосования жюри, определяют одного победителя, который представляет страну на финальном конкурсе в Монте-Карло.
До последнего времени в этом конкурсе не было представителей спортивной сферы, так как эта индустрия в нашей стране считается полностью дотационной и никак не ассоциируется с возможностью не то, что заработка, а даже самообеспечения. В 2023 году этот стереотип был разрушен, и сегодня мы бы хотели задать несколько вопросов человеку, который попал в список финалистов этой престижной премии из сферы детско-юношеского футбола, давним другом Prosports.kz Алтаем Даумовым.
- Алтай, расскажите пожалуйста, как Вы оказались в числе финалистов такого престижного конкурса, работая в далеко не самой денежной индустрии – детского футбола?
- Честно признаюсь, инициатива участвовать в конкурсе исходила не от меня. Команда моего детища, футбольной академии KIFS, подала заявку, а я лишь наблюдал со стороны, как это происходило.
Когда прошли отбор, даже немного удивился. Я думал, что для этого нужны многомиллиардные обороты и различные связи, но оказалось, что организаторы смотрят на многие критерии, где деньги не стоят на первом месте. Помимо главного приза, как я понял, у них имеются различные номинации, в которых есть шанс победить у каждого из финалистов.
Но сам факт того, что обычный директор футбольной школы рассматривается наравне со знаковыми фигурами из бизнеса, говорит о том, что команда «Ernst & Young» объективно подходит к отбору претендентов и дает шанс таким социальным предпринимателям вроде меня.
Это с очень положительной стороны характеризует их компанию и еще больше стимулирует небольшие организации выстраивать грамотный менеджмент на местах.
- Кто выигрывал в этом конкурсе раньше, кто претендует на победу в этом году и как вы оцениваете свои шансы на завоевание премии?
- Я не помню всех предыдущих победителей, но из тех, кого запомнил, хотелось бы выделить Нурлана Смагулова (Astana Motors), Анатолия Попелюшко («Рахат»), Андрея Лаврентьева (Allur group), Кайрата Мажибаева (RG Brands), а прошлым победителем был Еркин Татишев (Kusto Group), который сейчас был в составе жюри.
В этом году участвуют не менее крутые предприниматели, и, чтобы никого не обидеть, не буду никого выделять. Но то, что среди претендентов есть имена, которые знают практически все казахстанцы, уже говорит о том, что конкурс продолжает быть очень представительным и престижным.
Есть ли у меня шансы на победу? Ну, раз я оказался в числе финалистов, значит, шанс точно есть. Тем более, что я представляю индустрию, где деньги являются далеко не главным критерием успешности. Если мы поможем государству вырастить несколько тысяч здоровых, счастливых и успешных граждан нашей страны, разве можно это выразить в денежном эквиваленте?
- Для тех, кто не знаком с вашей деятельностью и проектом KIFS, расскажите, пожалуйста, чуть подробнее, чем конкретно вы занимаетесь и как планируете развиваться в будущем?
- Многие знают, что мы изначально открывались как простая футбольная школа, создать которую было моей заветной детской мечтой. Честно признаюсь, мы тогда даже и не думали о том, что спустя пять лет настолько глубоко погрузимся в эту индустрию и сможем влиять на нее изнутри.
Буквально через год после открытия мы осознали, что наступит момент, когда нам нужно будет расширять свои горизонты, и для этого понадобятся качественные кадры. Сразу встал вопрос о том, где именно брать эти кадры? Мы не придумали ничего лучше, чем готовить их самим. И, благодаря очень крутой поддержке наших учредителей из Казахской академии спорта и туризма, мы открыли целую кафедру футбола, на которой в данный момент уже обучается около 400 будущих специалистов в футболе.
Благодаря этому из 35 тренеров и сотрудников KIFS, 30 человек являются выпускниками, студентами или сотрудниками вуза. Не было бы кафедры, мы бы и близко не смогли достичь нынешнего положения на рынке, и не было бы никакого конкурса «Предприниматель года» для меня (смеется).
- Если я не ошибаюсь, в последней Стратегии развития казахстанского футбола, президент КФФ Адлет Барменкулов большое внимание уделяет именно подготовке кадров. Есть ли у вас какие-то совместные программы или договоренности с федерацией?
- Вы правы, в стратегии, к которой я, кстати, тоже приложил руку в качестве консультанта, очень важное место занимает именно кадровый вопрос и, по последним данным, дефицит по этому направлению составляет примерно 2500 квалифицированных специалистов.
У руководства нашего вуза была уже одна встреча с Адлетом Назарбаевичем, на которой мы обозначили основные аспекты сотрудничества и в данный момент это коллаборация видится мне как win-win cтратегия для обеих сторон. Надеюсь, уже в ближайшем будущем мы выйдем на новый уровень взаимоотношений и сможем совместными усилиями улучшить качество футбольных кадров в стране.
Ведь, помимо футбольных тренеров, мы могли бы готовить и менеджеров, скаутов, судей, психологов и других специалистов в футболе. Благо, желающих работать этой сфере хоть отбавляй. Нужно лишь разработать грамотную траекторию развития этих специалистов и подобрать правильных преподавателей и наставников, которые смогут эту работу качественно организовать.
Забегая немного вперед, скажу, что у нас эти наработки уже имеются, и о них я более подробно рассказываю в теме своей докторской диссертации, которая напрямую связана с той деятельностью, о которой я рассказывал вам только что.
- Приятно слышать, что такая работа ведется и что у Казахстана уже в ближайшем будущем будет больше грамотных специалистов, которых катастрофически не хватает нашему футболу. 400 человек — это очень внушительное количество. Не думаю, что в каком-либо еще отечественном вузе наберется столько желающих обучаться на футбольные специальности. Расскажите, пожалуйста, в чем секрет привлекательности именно вашей кафедры?
- Когда мы только открывались, я даже представить не мог, сколько молодых парней и девушек мечтают связать свою жизнь с футболом. Но когда на первый отбор к нам пришло под 150 человек, я убедился, что открытие кафедры было очень правильным решением. Это притом, что у нас не было особых маркетинговых бюджетов или PR-кампаний. Главной нашей рекламой стало качественное и, самое главное, некоррумпированное образование и грамотный профессорско-преподавательский состав с очень большим практическим и теоретическим опытом.
И, что так же немаловажно, на базе своих студентов мы организовали собственную футбольную команду, которая должна стать продолжением славных традиций команды СКИФ (Алма-Ата), в свое время бывшая кузницей талантов для всего казахстанского футбола.
За четыре года мы стали одной из сильнейших команд города Алматы и в 2023-м представляли наш родной город на республиканском турнире в городе Павлодар, где ребята очень хорошо проявили себя против команд, составленных из бывших и нынешних профессионалов. Я, правда, не понял, почему на любительский турнир допустили столько профессионалов, но в итоге это пошло на пользу нашей команде, и игроки после турнира иначе взглянули на свои способности и стали значительно более уверенными в себе.
- Многие ветераны с теплотой вспоминают команду СКИФ, которая дала им путевку в большой футбол. Какие планы у вас лично и у вашей команды на следующий год?
- Грандиозных планов у нас всегда много. Каждый год мы стараемся улучшать не только свою деятельность, но и влиять в положительном ключе на развитие всего футбола в Казахстане.
Я вообще хочу объединить всех специалистов в футболе, которые желают не просто зарабатывать деньги, но и делать что-то полезное для индустрии, в целом, и всесторонне при этом развиваться. Пока же большинство не готово к объединению, так как все еще считают друг друга конкурентами, а не коллегами.
Что же касается планов команды, то мы уже наконец-то созрели мысли для создания своего профессионального клуба и сейчас находимся в поиске инвесторов, партнеров и спонсоров, которым небезразлична судьба казахстанского футбола. То, что предлагаем мы, не сможет повторить ни один клуб, что делает наш проект особенным.
Представьте, что сотни мальчишек и девчонок, мечтающих связать свою судьбу с футболом, смогут реализовать свои амбиции в нашем вузе и в клубе. Без отрыва от образовательного процесса мы даем им возможность продолжать карьеру футболистов или стажироваться в выбранной ими профессии в футболе. При этом, у нас имеется собственная инфраструктура (два стадиона и четыре стандартных поля), детская академия, как мужская, так и женская, где уже занимается около 500 детей, и есть все предпосылки для того, чтобы утроить это количество.
Это притом, что у нас имеется практически неограниченный доступ к футбольным кадрам, которые мы сами же и готовим. И, что самое важное, делается это все за счет частных средств и грамотного менеджмента. Футбольный клуб тоже хотелось бы создать на частные деньги и начать реализовывать планы КФФ по увеличению количества частных клубов в будущем.
- Это очень радует, что есть еще люди, которые верят в развитие частного футбола в Казахстане. А как к этой инициативе относятся в федерации футбола и в лиге? Есть ли какая-то поддержка от них в этом вопросе?
- Так скажем, есть на это очень большая надежда. Благо, что сейчас туда пришли новые люди, которые, действительно, стараются что-то улучшить. Я до сих пор не понимаю в связи с чем ПФЛК, при прежнем руководстве, увеличила взнос для участия во Второй лиге до 15 миллионов тенге. Это притом, что в эту стоимость входят только несколько десятков мячей и заработная плата судей, тогда как остальные расходы, включая организацию матча, перелет и проживание судей, и все остальные расходы, ложатся на команды.
Куда и на что расходовались остальные средства, никто внятно объяснить мне не смог в прошлом году. Что будет в следующем сезоне, я не знаю, но очень надеюсь, что хотя бы таким клубам, как наш, будет оказана поддержка со стороны федерации и лиги.
Только таким способом можно будет добиться показателей, которые прописаны в Стратегии развития казахстанского футбола 2034. Кто бы со мной ни спорил, я искренне верю в то, что именно за такими частными клубами будущее, и, когда наше государство полностью откажется от финансирования профессионального футбола, ни один из действующих клубов, привыкших каждый год получать сотни миллионов тенге, не сможет выжить и быть конкурентоспособным.
Есть клубы, которым дают больше 500 миллионов тенге в год на участие во Второй лиге и еще добавляют миллионов 200 на футбольный центр, а они при этом даже не ставят перед собой цель добиваться каких-то спортивных результатов или выращивать молодых футболистов.
И, с другой стороны, мы, кто не получает никаких гарантированных денег от государства и вынужден изворачиваться ради получения хоть каких-то денег на развитие того же дела, на которое выделяются огромные бюджетные средства другим командам. Но во всем нужно искать плюсы. Если бы нам давали деньги просто так, то сегодня меня не было среди участников конкурса «Предприниматель года», благодаря которому состоялось наше сегодняшнее интервью.
- Благодарю вас за беседу и желаю победы в конкурсе, а вашей команде успеха в следующем сезоне!
- Благодарю! И вам желаю всего наилучшего и поздравляю с наступающими праздниками!
Фото из личного архива Алтая Даумова