«В Лондоне планировала хорошо проплыть, а в Рио побороться за «золото». Драматичная история талантливой пловчихи, которой не суждено было раскрыться  

«В Лондоне планировала хорошо проплыть, а в Рио побороться за «золото». Драматичная история талантливой пловчихи, которой не суждено было раскрыться  

Спорт как никто другой не терпит сослагательных наклонений, а госпожа фортуна далеко не всегда благоволит тем, кто, казалось бы, по праву этого заслуживает. Так и профессиональная карьера спортсменов зачастую складывается из мелких деталей, но эти самые детали далеко не всегда приводят их к желанному результату.

Нечто подобное произошло с карьерой талантливой казахстанской пловчихи Юлии Литвиной (ныне Панариной), которая уже в 16 лет била рекорды страны на взрослом уровне, ставила перед собой самые высокие цели, но из-за драматичного стечения обстоятельств завершила спортивную карьеру, так и не успев по-настоящему раскрыть весь свой огромный потенциал.

В интервью спортсменка поведала о своем становлении в плавании, тяжелых победах на международном уровне, а также злополучных причинах вынудивших ее преждевременно завершить профессиональную карьеру.

– Юлия расскажите, в каком возрасте вы пришли в спорт?

– Впервые на плавание меня привели в 6 лет. На тренировки ходила моя подружка, и я пошла вместе с ней. К сожалению, в какой-то момент не было возможности меня возить, поэтому случился перерыв, и потом я вновь пришла на плавание почти в 13 лет.

– Почему сразу решили остановиться именно на плавании? Другие виды спорта вас не привлекали?

– В детстве я пробовала заниматься танцами, но как-то у меня не шло. На плавание тренер посадила меня перед бассейном смотреть, как тренируются другие дети, а потом спросила – смогу ли я также? Я ответила, что смогу и она бросила меня в бассейн. Я сразу же с первой тренировки поплыла, и моим родителям сказали, что у меня большой талант и мне нужно продолжать заниматься.

– Когда к вам пришли первые результаты?

– Когда в шесть лет я пришла, то плавала еще в 25-метровом бассейне и на соревнованиях заняла второе место.

– В какой момент вы окончательно поняли, что плавание уже является вашим осознанным жизненным выбором?

– Это было в 13 лет, когда вновь попросилась пойти на плавание и могла уже сама ездить на тренировки на трамвае. Тогда же меня повезли на первые сборы, и я сразу поставила перед собой цель заниматься и стать олимпийской чемпионкой.

– Первый серьезный международный успех пришел к вам на юношеских Азиатских играх в Сингапуре в 2009 году, где вы стали первой на двухсотметровке брассом. До сих пор ли помните ту победу и то, в какой тяжелой борьбе она вам досталась?

– Да. Это было неожиданно, потому что моя коронная дистанция была 100 метров брассом. К двухсотке я целенаправленно не готовилась, а все старшие мне, 16-летней девчонке, советовали ни на кого не смотреть, когда буду плыть. Первые 150 метров я так и делала, просто плыла и считала гребки. На последнем полтиннике после длинного выхода увидела, что практически на корпус впереди всех. Рядом плыли китаянки, которые традиционно физически сильные и были выше меня на голову. Я поняла, что нужно выжимать из себя максимум, потому что на финише они меня «сожрут». В итоге я выиграла на финише касание – 0,11 секунды. Тогда я установила рекорд Казахстана на взрослом уровне.

– В тот же год были медали Азиатских игр в закрытых помещениях, а также чемпионате Азии в Токио, но потом наметился некоторый спад в результатах. Для этого были какие-то объективные причины?

– Наверное, в тот момент наступил период переходного возраста, менялась физиология и все остальное. Спад случился к молодежным Олимпийским играм, и мои результаты немножко отошли назад. Обычно после 18-19 лет у девушек снова наступает прогресс, когда уже многие физиологические процессы подходят к своему завершению.

– В 2012 году случился эпизод с полугодовой дисквалификацией за допинг. Насколько эта ситуация оказалась судьбоносной для вашей карьеры?

– Я отбиралась на Олимпиаду в Лондон и из-за переживаний в связи с набором лишнего веса, начала принимать жиросжигатель – Lipo 6 Black. Оказалось, что 1 марта того года вышел закон о запрете препаратов с экстрактом герани во время соревновательного процесса. Я об этом не знала, а в тот момент проходил чемпионат Казахстана в Темиртау, через который я готовилась к Олимпийским играм. На этом турнире в ходе допинг-теста у меня обнаружился запрещенный препарат. Мне дали дисквалификацию на полгода и я поняла, что пролетаю мимо Олимпиады. Случился какой-то злой рок, потому что если бы этот закон вышел раньше или же я сдала допинг-тест раньше, то все могло бы обойтись.

– Это было для вас большим психологическим ударом?

– Мне было очень тяжело. Плохо, что тогда со мной не работали психологи, потому что в тот период я на время закончила со спортом. Мне было тяжело психологически. На Олимпиаде в Лондоне я планировала хорошо проплыть, а уже в Рио через четыре года стать финалистом, а в идеале побороться за золотую медаль.

– Как вы вновь вернулись в большой спорт?

– Где-то через полтора года меня пригласили выступить за команду Алматы на Спартакиаде народов Казахстана. До соревнований оставалось примерно два месяца, и задача была не из легких, особенно в заплыве на более длинной 200-метровке. В общем, я принесла городу 4 золотых медали, а на полтиннике мне не хватило всего 0,07 секунды, до лицензии на чемпионат мира в Казани. Потом тренер меня взял на чемпионат Турции, где мне не хватило 0,06 секунды. Из-за этого я опять впала в отчаяние и подумала что просто не судьба. Хотя, если бы в то время с командой работали психологи, то все могло сложиться иначе. Возможно, сейчас уже с национальными командами работают хорошие психологи, но тогда их не хватало.

 – Как развивалась ваша жизнь после ухода из большого спорта?

– Я открыла свой плавательный клуб, и все было достаточно неплохо. Единственное с детьми было заниматься очень трудоемко, и в какой-то момент я устала и ушла. Реализовала себя в бизнесе, вышла замуж за спортсмена Мастера спорта по боксу – Панарина Максима. Сейчас у меня уже есть маленький ребенок и три действующих бизнеса. Не реализовала себя в спорте, зато удалось это сделать в бизнесе, причем в разных направлениях. У моего мужа есть сеть клубов по контактному рукопашному бою и ему нравиться работать с детьми.

– В будущем свое возвращение в спорт в той или иной роли для себя не рассматриваете?

– Если только где-то в далеких мечтах. Есть американские пловцы и пловчихи, которые добиваются впечатляющих результатов и в 43 года. Что-то подобное есть в мечтах, так как тяжелые тренировки снятся мне каждый месяц, хоть уже и прошло столько лет. В глубине души некий огонек живет.

Фото: Личный архив Юлии Литвиной

В Казахстане разрабатывают систему стимулирования детских тренеров

«Пришло в голову открыть аккаунт». Призер чемпионата мира решился на неожиданный шаг ради денег

Атлеты из 60 стран примут участие в Ironman Kazakhstan 2023

Медиафутболистка показала фото без лифчика и в мини-юбке

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
Для того, чтобы оставить комментарий, или