PRO_Киберспорт
Киберспорт

Подвал и первый турнир в Сингапуре: как начался казахстанский киберспорт?

Подвал и первый турнир в Сингапуре: как начался казахстанский киберспорт?
news-banner7
mobile-news-top

Первые компьютеры и еще никакого намека на то, что это развлечение когда-нибудь превратится в спорт - в материале корреспондента Sports.ru.

Для многих из нас компьютерные клубы – воспоминания о беззаботном детстве, где всего за 100-150 тенге можно было прогулять уроки в школе, лекции в университете и насладиться парой часов игры в DotA и Сounter-Strike, а заодно пообщаться с одноклассниками и завести новых друзей. Людей не волновала старая техника и угловатая графика игр того времени, к тому же, История отечественного киберспорта начала зарождаться именно в этом местах.

Старая техника и цокольный этаж

В нулевые годы подобные заведения были на каждом углу, но культовым в истории все же остался алматинский SkyNet – постоянное место сбора лучших киберспортсменов страны, которые делали первые шаги к профессиональному уровню – Даурен AdreN Кыстаубаев, аналитик Virtus.pro Ильнар cau Галеев, Адлет Keen Нурсеитов, Рустем mou Телепов и другие.

Вот воспоминания бывшего киберспортсмена и вице-президента Qazaq Cybersport Federation, Евгения dreaM4w Богатырева:

«Большинство компьютерных клубов тогда – темные полуподвальные помещения без окон и старой техникой от самых разношерстных производителей, а не популярных сегодня флагманов. Что попадалось, тем и пользовались, также не было баров с напитками, еды и кальянов, как сейчас, но были свои другие особенности.

Я переехал в Алматы к 2006 году и в это же время стал ходить в SkyNet. Там проводились еженедельные турниры. Крупных призовых фондов не было, но команды-победители получали возможность неделю играть бесплатно. Из-за отсутствия интернета и онлайн-турниров казахстанцы могли участвовать на международных турнирах лишь один раз в году, и такую возможность им давали организаторы чемпионатов World Cyber Games. Конкуренция была просто сумасшедшей – чтобы отобраться на это мероприятие, в SkyNet собиралось около 50-80 команд.

Зал располагался на цокольном этаже – было грязно, почти вся мебель была сломана, а мониторы рябили, желтели. Несмотря на это, свои тренировки в этом клубе по старой привычке проводили и игроки клуба Kazakhstan-2030, у которых был отдельный ряд с более лучшими мониторами и видеокартами. Они не оставляли его, даже когда Arbalet стал оказывать им финансовую поддержку. Настолько легендарное было место».

Arbalet – особая страница в истории казахстанского киберспорта. Казахстанский бизнесмен Мурат Тулемаганбетов в то время проводил время свободное время в компьютерных клубах и получил известность по никнейму «arbalet».

Он рассказывал, что, однажды его увлечение Age of Empires переросло в организацию первых любительских турниров с друзьями The Legion Clan. С каждым годом участников становилось все больше и мероприятия получили название Arbalet Cup.

На этом вклад Мурата Жумашевича не остановился, дальше были: подготовка международных LAN-ивентов, идея об основании знаменитого украинского мультигейминга Natus Vincere и спонсирование игроков тега Kazakhstan-2030.

Первый шум за границей.

Впервые пошуметь за пределами страны игрокам Kazakhstan-2030 удалось на World Cyber Games 2005. Обыграв всех конкурентов дома, киберспортсмены отправились на главный ивент в Сингапуре. Общий призовой фонд турнира составил 85 тысяч долларов.

Вот воспоминания Нуртаса «Nur1k» Мамытбаева, бывшего игрока K23.

«В 2005 году комитет WCG объявляет о том, что взамен Counter-Strike: Condition Zero придет Counter-Strike: Source, – рассказывал он в своем блоге в 2011-м. – На тот момент, эта была абсолютно новая игра, неизученная никем. Отличия от старой были колоссальны. Абсолютно новый движок, новые текстуры, модели, физика самой игры, оружие и т.д. Первое впечатление от игры было неприятное. Болели глаза, в ушах оставался звон после взрыва ослепительных гранат. После выхода в свет CS:S не приобрел такой же популярности, как его предшественник C.S 1.6. Он никому не понравился. И все кибер-сообщество продолжало играть в C.S 1.6.

В 2005 году мы выигрываем отборочные игры WCG в Казахстане. Вот тогда нас приглашает на беседу Arbalet и объясняет нам, что если мы будем тренироваться только в Counter-Strike: Source, у нас будет преимущество перед остальными командами на чемпионате мира. После нашего разговора с ним мы так и делали. Тренировались на повал. Поскольку у нас не было быстрого доступа в Интернет и в Казахстане кроме нас уже никто не играл в CS:S, мы играли с ботами. Тренировались по 8-10 часов каждый день. Настреливали нереальное количество фрагов. Оттачивали эйм до нереальной точности. Это было нечто…

В Сингапуре нам удалось занять 2-е место. Конечно, сейчас я уже не могу вспомнить все в мельчайших деталях и передать вам испытанные мной и моими друзьями ощущения. Но я знаю одно, мы победили всех с легкостью и с улыбкой. Единственным достойным соперником оказалась команда «3D» из США. Признаться честно, мы просто не смогли ничего сделать. На тот момент, они действительно были в хорошей форме. К сожалению, у нас не было никакого опыта игры на сцене. Возможно, результат был бы совсем другим, если бы мы продолжили играть на своих компьютерах в игровой зоне. Дело в том, что на сцене был очень яркий свет, а сзади нас стояли огромные спикеры, из которых доносились громкая музыка и голос комментатора, а спереди рев толпы болельщиков. Звуков игры и голосов тиммэйтов не было слышно вообще…».

Несмотря на проигрыш со счетом 0:2, начало было положено – в других странах наконец узнали, что в Казахстане постепенно развивается киберспорт. Игроки K23 продолжали тренировки и подготовки к следующим соревнованиям, но уже в другом месте. К сожалению, в 2008-2009 годы эпохе SkyNet пришел конец: клуб разорился, а на его месте сейчас располагается лаундж-бар.

Переезд в GOSU: мафия, пицца и настольный теннис.

Традиции SkyNet и Omega-Sector до самого закрытия в 2013 года продолжало интернет-кафе GOSU, где к перебравшимся туда «к’серам» добавились «дотеры». Для них также устраивали много интересных турниров и всевозможных LAN-party.

Одна из гостей подобных мероприятий – киберспортсменка женского подразделения K23 по CS:GO Стелла insomnia Ким.

«В киберспорт я пришла довольно поздно, – вспоминает Стелла. – Начала играть лишь в 2011 году и о серьезном участии в соревнованиях тогда не думала. Наша организация называлась Verum Metam, много кто из «олдов» помнит этот период
Онлайн-турниров тогда не было, все мероприятия проходили в клубах – поэтому приходилось сидеть с утра и до утра следующего дня. Выживали как могли. Однако атмосфера на LAN-ах незабываема – приходишь поиграть и пообщаться со всеми своими друзьями, происходит много забавных моментов и ситуаций во время конкурсов и мини-игр – мы ели вкусную пиццу, играли в мафию, настольный теннис. Думаю, что такие эмоции уже никогда не вернуть и ничем не заменить».

Об истории GOSU рассказывает Евгений dreaM4w Богатырев: «Это место, которое стало преемником SkyNet и Omega Sector. Клуб жил с 2010 по 2013 годы, был первым на рынке с хорошими условиями для киберспортсменов и долгое время поддерживал свою команду. Кстати, оттуда вышел Бектияр fitch Бахытов.

«Для гостей там проводились еженедельные турниры и была «вечерка», когда любой человек мог прийти вечером туда, собрать микс и сыграть 5х5. Место было очень чистым и опрятным, у них уже был первый бар с напитками и недорогой едой, сэндвичами, хот-догами.

В GOSU часто проводились Arbalet Cup, там собирались все казахстанцы и туда же на свой первый чемпионат приезжали Natus Vincere. Клуб закрылся в 2013 году после выхода Counter-Strike: Global Offensive – местное «железо» игру уже не тянуло, все активнее наступала эра интернета».

«На фоне предыдущих успешных активностей по DotA в Omega Sector, у нас также было решено устраивать турниры по этой дисциплине,

– добавляет Артем Одинцов, организатор в клубе GOSU.

– Устраивая стабильные еженедельные LAN-события в GOSU, удалось достаточно быстро приучить игроков посещать оффлайн события, кроме того, основной фишкой были NON-PRO турниры, когда более 2-3 про-игроков не могли играть в одной команде. Все это создало достаточно много микс-составов, которые чуть ли не каждую неделю менялись участниками. В дополнение к текущим постоянным гостям база наращивалась через анонсы событий в казахстанских комнатах Garena и через клубы New Wave (та же сеть что и Gosu) в разных частях города.

Атмосфера каждого соревнования была достаточно ламповой, сейчас даже сложно представить подобное. Все друг друга знали, не сильно кто-то расстраивался из-за поражений, а даже наоборот, оставались и продолжали болеть за спинами команд, которые выходили в финал. Смотря на еженедельные турниры, команды по большей части приходили весело провести время, а не выиграть денежный приз, который в то время был достаточно маленьким».

Признание киберспорта в 2018 году

К 2018-му на успехи казахстанцев в киберспорте обратили внимание государства на проблему интернета. Вскоре у про-игроков появилась возможность соревноваться в сети.

Следующие шаги казахстанского киберспорта пунктиром:

•‎ Признание киберспорта видом спорта в 2018 году;

•‎ Начало деятельности Федерации казахстанского киберспорта;

•‎ Появление отдельного хаба для игроков Средней Азии на платформе FACEIT в январе 2019 года;

•‎ Проведение World Electronic Sports Games Central Asia на территории Казахстана в октябре 2019 года;

•‎ Признание киберспорта Национальным Олимпийским Комитетом;

•‎ Презентация программы развития киберспорта на 2021-2025 годы.

Больше материалов и новостей о киберспорте - в разделе «Киберспорт» на Prosports.kz.

Подписывайтесь на нас в Instagram - @cybersports_kz

The International 10 не состоится в Швеции

«ArT» стал лидером по эффективности энтри-фрагов в 2021 году

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии