Креспо - о работе с Месси, трансфере Неймара в ПСЖ и деле Энгеля (Видео)
представляет вашему вниманию эксклюзивное интервью со знаменитым испанским спортивным юристом, работавшим над делами Лео Месси и трансфером Неймара в ПСЖ, Хуаном де Диосом Креспо.
- Здравствуйте! Рад возможности поговорить с вами! Первый вопрос. Вы - очень популярный спортивный юрист, но про вас совсем немного информации в СМИ. Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в эту интересную профессию?
- Приветствую! У меня более 450 дел в арбитражном суде по спорту, и, скажем, 15 или 20 из них составляют дела, в которых мы изменили юридическую структуру футбола.
Я не могу перечислить все дела, потому что их много. И я не делаю много трансферов, в основном мы занимаемся судебными тяжбами. Но что касается трансферов, да, мы делали некоторые переходы, как, например, трансфер Зидана, когда он переходил из «Ювентуса» в «Реал Мадрид» в качестве игрока. Я также занимался трансферами Серхио Агуэро, когда он сначала переходил из «Индепендьенте» в «Атлетико Мадрид», а затем из «Атлетико Мадрид» в «Манчестер Сити». И последними трансферными делами были, конечно, Неймар из «Барселоны» в ПСЖ, я тогда выступал в качестве юриста ПСЖ, и переход Кепы из «Атлетик Бильбао» в «Челси». Так что, да, трансферов мало, но всегда выходят хорошие сделки.
- Хорошо. Теперь я хочу спросить, насколько вовлечены агенты в современный мир футбола?
- Они полностью вовлечены и они нужны. Нужны, потому что молодые игроки сталкиваются со многими не знакомыми ему вещами, спорными вопросами - по имиджевым правам, налогам. Так что он постоянно нуждается в нужных людях рядом, чтобы понять все детали, чтобы ему дали лучший совет. Иногда вокруг игроков куча агентов, и я считаю, что футболисту обязательно нужно иметь одного ответственного человека.
Когда футболисты приходят и просят, чтобы я был их агентом, я отвечаю им нет, потому что я адвокат, а не агент. Так что игроку нужен кто-то, кто будет заботиться о них. Начиная с самых базовых вещей: в какой город игрок едет, где он будет жить, в какую школу пойдут его дети и так далее. Также игроков нужно сопровождать вплоть до подписания контракта, вопросов об имиджевых правах, налоговых дел. Есть много моментов. Конечно, бывает и наоборот, когда агент работает на клуб и ищет конкретного игрока для конкретного клуба, и это тоже важно. Он смотрит, есть ли у него паспорт, достаточно ли он хорош и т.п. Я думаю, что обеим сторонам нужны агенты - как для игрока, так и для клуба. Это необходимо, могу сказать это точно, в соответствии с моим 35-летним опытом.
- Вы сказали, что работали с большими футбольными звездами. Насколько тяжело было с Лионелем Месси? Возможно, с лучшим игроком в истории игры.
- Ну, у меня был только один кейс, связанный с ним, зато очень большой. Это был случай, когда он повздорил с судьей в квалификации чемпионата мира 2018 года. Очень громкая история, Месси получил от ФИФА длительную дисквалификацию - на четыре матча. Но нам удалось выиграть дело и отменить наказание. Было очень много бумажной работы, затем судебных слушаний, которые длились по восемь часов в апелляционном комитете ФИФА. Но это было не более сложно, чем и с любым другим игроком.
Наказание означало, что он пропустит четыре матча – до самого окончания квалификационного турнира. Аргентинцы были не в лучшей ситуации, находились на шестой строчке таблицы, а нужна им была четвертая или минимум пятая позиция. Так что для Месси это было действительно что-то очень важное.
Это был сугубо юридический вопрос, поэтому я не сильно взаимодействовал с игроком, но он помогал мне отвечая на все мои вопросы. Так что смысл моего сотрудничества с игроками предельно прост: позвольте мне просто делать свою юридическую работу, а игроку заниматься своими проблемами.
В конце концов, мы выиграли, а самый важный результат дела – это победа.
- Хорошо. Что вы можете рассказать о его ситуации в «Барселоне»? Как вы думаете, он останется в клубе или нет?
- Я правда не знаю. Я не его агент. Так что не в курсе, останется ли он в «Барсе». В августе прошлого года он собирался уйти. И, на мой взгляд, у него был шанс. Но, конечно, это было бы судебное дело против «Барселоны». Насколько я понимаю, он не хотел судиться с каталонцами. У клуба не было руководителя до 7 марта, то есть до новых выборов президента. А потом, я думаю, новый босс обязательно начнет с ним переговоры, чтобы он остался. Но вы знаете, сейчас уже март, осталось всего четыре с половиной месяца до конца сезона, и я не думаю, что можно было бы легко повлиять на его мнение. Но ничего нельзя говорить с уверенностью, поскольку его семья хорошо устроена в Барселоне, он сам тоже. Лео играл только за одну команду и был вовлечен только в один проект, так что с новым президентом он может передумать уходить.
- Переход Неймара из «Барселоны» в ПСЖ - один из крупнейших футбольных трансферов в истории. Что вы чувствовали, когда была заключена эта сделка? И расскажите об этом трансфере подробнее.
- Это не один из самых больших, а самый большой!
- Да, согласен.
- 222 миллиона евро. Я думаю, что с коронавирусом и с тем, с чем мы сейчас сталкиваемся по части экономики в футболе, этот трансфер останется крупнейшим надолго, если только «Реал» не захочет купить Мбаппе, и у него найдутся деньги, чтобы заплатить за француза. Но не думаю, что этот трансфер достигнет 222 миллионов. Эта цифра сохранится еще на несколько лет.
Если говорить о правовом вопросе, то все было просто. Нам надо было решить две проблемы: во-первых выяснить, должны ли быть уплачены налоги сверх 222 миллионов. Я отправил свой отчет в ПСЖ, в котором говорится, что нет, не нужно платить больше. А во-вторых, как быть с оплатой, но мы думали, что с этим все будет в порядке. Я сказал: хорошо, мы пойдем в испанскую лигу, что я уже делал несколько раз с другими игроками, в первый раз 25 лет назад, поэтому прекрасно знал, что делать. Вы идете туда, платите, и у вас встреча с директором Лиги и так далее, но лига почему-то не захотела принять чек. Они отказались, поэтому нам пришлось думать о плане Б - о том, что мы будем делать дальше. Я просто спросил адвоката Неймара, моего друга, мистера Мортона, и он сказал: послушайте, нам нужно поехать в Барселону и заплатить им. Несмотря на то, что это был не совсем правильный путь, а законно было лишь оплатить лиге, но лига отказалась, поэтому мы поехали в Барселону, чтобы узнать, хотят ли они чек или нет. А если нет, у нас был третий план, план C. Но я не раскрою этого - на тот случай, если в будущем снова окажусь в такой ситуации и чек откажутся принимать и лига, и клуб. В этом случае «Барселона» не отказалась от денег, они получили чек, и теперь это был просто вопрос наличия ITC - международного сертификата трансфера, это заняло немного больше времени, чем обычно, потому что, когда вы идете оплачивать деньги в лигу, это легко, но на это у нас ушло еще пять-шесть дней. Но в итоге все оказалось не так уж сложно. Гораздо больше говорили в прессе о том, что происходит, а затем о юридических аспектах. У меня были чеки на эту сумму, и у меня уже были сотни случаи со СМИ, большие дела, поэтому я чувствовал себя нормально. Я знал, что лига не согласится, потому что они были под давлением, поэтому у нас был подготовлен план Б и так далее. Откровенно говоря, да, это огромная сумма. Да, это самый крупный трансфер в истории футбола. Но вы знаете, в моем возрасте, с моим опытом, вам просто нужно выполнить план ABC - Always Be Cool.
- Можно ли сейчас сказать, что трансфер Неймара - ваш самый запоминающийся карьерный кейс?
- С точки зрения трансфера - это был хорошо известный пример, но мне очень нравится переход «Куна» Агуэро, он не был сильно сложным, но в каком-то смысле даже труднее, чем переход Неймара. Что касается судебных разбирательств, мне очень нравится моя работа с Месси, потому что это было действительно нелегко. Нелегко сократить четыре матча, на которые ФИФА дисквалифицировала его, есть и множество других дел по всему миру.
Если выбирать только один кейс, то это очень тяжело, поскольку для меня это как выбрать сына или дочь, ведь я люблю обоих одинаково.
Было много серьезных дел, например, когда 74 человека погибли на стадионе в Порт-Саиде в Египте. Это был большой кейс, и мой клуб «Аль-Масри» был подвержен санкциям. Нам удалось выиграть дело, иначе клуб был бы ответственен за гибель 74 человек. Или, например, случай с Паоло Герреро, когда он был забанен за допинг и мог бы не сыграть на чемпионате мира 2018 года. Нам удалось добиться того, чтобы он сыграл на том турнире, несмотря на уже примененные санкции в его сторону. Ему было уже 33 года, это была последняя возможность для него, а сборная Перу не участвовала на чемпионатах мира, по-моему, 32 года. Так что это был его последний шанс, мы очень хорошо поработали с командой и выиграли это дело. Знаете, я не могу сказать, что предпочитаю одно или другое дело, потому что я всегда помню последний кейс, но могу точно сказать, что и первые дела были волшебными.
- А теперь вопросы о некоторых случаях из Казахстана. У нас запрещено иметь двойное гражданство, должны ли натурализованные легионеры сдать паспорт своей родной страны, чтобы играть за Казахстан?
- Есть много стран, которые запрещают двойное гражданство, но есть и те, кто положительно относятся к двум, трем, четырем, пяти паспортам. Например, США. Но в Испании, в моей стране, нельзя иметь двойное гражданство, правда, если вы не из Латинской Америки, Экваториальной Гвинеи. Или если вы не потомки евреев, которых изгнали из Испании в 15 веке. С этими странами можно, но вы, к примеру, не можете быть французом и испанцем, вы не можете быть американцем и испанцем одновременно. Если кто-то так говорит, можете быть уверены - это ложь.
Что касается Казахстана, то если вы испанец и хотите играть за Казахстан, вам нужно перестать быть испанцем, чтобы стать казахом. Так что, если какой-то испанец хочет играть за Казахстан, он обязан отказаться от прежнего паспорта. То же самое и наоборот, иначе никак, если, конечно, вы не из тех стран, которые я назвал ранее.
- Еще один кейс. Есть футболист, его имя Константин Энгель. Он родился в Казахстане, но в раннем детстве вместе с семьей переехал в Германию. Затем он получил приглашение от сборной Казахстана и «Астаны», а после выяснилось, что клуб выдал ему поддельный паспорт и ссылаясь на это, «Астана» сама расторгла контракт с игроком. К тому времени Энгель уже успел сыграть 11 матчей за национальную сборную. Кто виноват и должен понести наказание в данной ситуации?
- Ничего себе! Сложная ситуация. Что с этим игроком сейчас? Он с вашим паспортом или уже нет
- Больше нет. Клуб сказал, что этот паспорт фальшивый, но игрок сыграл 11 матчей за сборную с этим документом.
- У меня было два таких случая в Армении с игроками из Камеруна. Во-первых, тут виноват игрок, но и, конечно, в не меньшей степени должны нести ответственность федерация и клуб. Все они должны показать, что не причастны к этому поддельному паспорту. Я даже не представляю, что может случиться, если кто-то потребует санкций для федерации, игрока или клуба. Он провел 11 игр за национальную сборную, кто-нибудь из других стран пытался как-то обжаловать это? Ведь Казахстан мог победить в этих матчах благодаря ему. Кто-нибудь возмущался или все просто забыли?
- Просто забыли.
- Окей, он забыл, вы забыли, но если это повторится снова, то виноваты будут игрок, клуб и федерация. Это точно. Тогда, конечно, нужно будет продемонстрировать, были они в курсе ситуации или нет.
- Вы когда либо сотрудничали с Казахстаном или нет? И что вы знаете о нашей стране в целом?
- Прежде я не работал с казахтанскими футболистами, и это одна из немногих стран, с которыми я никогда не сотрудничал. Поэтому я буду счастлив иметь клиента оттуда, но пока у меня нет такого опыта. Но мне хорошо знакомы государства, которые рядом с вами - Иран, Ирак, Армения, Азербайджан, много-много стран. Конечно же, это и Китай – там были одними из лучших моих клиентов. Были также страны бывшего СССР - Россия и Украина. Многие страны, но, к сожалению, не ваша.
Я знаю, что вы - бывшая часть СССР, богатая и молодая страна, у вас развивается футбол, но вам все еще не хватает последнего шага, чтобы попасть на чемпионат мира.
- Это был мой последний вопрос. Я хотел бы поблагодарить вас за уделенное время, и мы будем ждать вас в Казахстане в качестве гостя.
- Это зависит от Казахстана. Я имею в виду, если казахстанская федерация, клубы или лига захотят, чтобы я приехал к вам с лекцией о футболе, я буду только рад.
- Большое спасибо! Надеюсь, скоро увидимся. До свидания!
- Спасибо и вам. До встречи!
Гаиска Мендьета: «Посетить Казахстан помешала пандемия»(Видео)