Человек-миф Увайс Ахтаев – великан с непростой судьбой
Prosports.kz вспоминает о человеке, благодаря которому казахстанцы полюбили баскетбол.
К сожалению, молодое поколение спортивных болельщиков почти не знает, кто такой Увайс Ахтаев, или, как его все называли, Вася Чечен. Между тем, это человек, который сделал для мирового баскетбола больше, чем любой другой казахстанец - не в обиду нашим олимпийским чемпионам Алжану Жармухамедову и Валерию Тихоненко. Из-за него кардинально поменялись методики тренировок и тактика на матчи, совершенствовались правила игры.
Этот «Гулливер» не завоевал ни одного трофея в большом спорте, однако заслужил нечто большее, чем медали и трофеи – народную любовь, болельщики его, без какого-либо преувеличения, боготворили.
Увайс Мажидович Ахтаев родился 26 декабря 1930 года на территории современной Чеченкой Республики Российской Федерации, но уже с 13-летнего возраста прочно связал свою жизнь с казахстанской землей. Его семья в 1944 году была депортирована в Карагандинскую область, ставшую для Васи Чечена второй родиной.
Именно там Увайс начал заниматься баскетболом, хотя, наверное, об этом тогда и не мечтал. Легенда гласит, что в спорт Ахтаева привел сотрудник милиции, который увидел, как тот тащил то ли неподъемную связку дров, то ли сразу четыре железнодорожные шпалы. Он задержал правонарушителя, однако отвел не в участок, а в легкоатлетическую секцию.
Уже через два года Вася Чечен представлял Казахскую ССР на Спартакиаде во Львове в соревновании дискоболов. С разной степенью успеха Увайс пробовал себя в боксе, толкании ядра, вольной борьбе.
Но когда 16-летний гигант, рост которого к тому времени был уже далеко за два метра, дебютировал за алма-атинский «Буревестник», стало понятно, что именно игра с оранжевым мячом – призвание Ахтаева. В «Буревестнике» Вася Чечен отыграл 10 лет, и все это время его окружали всевозможные байки и мифы, среди которых сейчас уже и не разберешь, где правда, а где вымысел.
Рассказывали о том, что Увайса пытались вывести из равновесия любыми способами, в том числе - не совсем честными и спортивными. Соперники провоцировали и щекотали его во время матчей, забирались друг на друга, чтобы сравняться в росте, не давали выспаться перед играми, крали экипировку. Вроде как одному из таких провокаторов Ахтаев нечаянно наступил на ногу, после чего тот потерял сознание.
Говорили, что в сборную Советского Союза Васю Чечена не брали то ли по личному распоряжению Лаврения Берии, требовавшего от Увайса смены имени и национальности, то ли из-за какого-то психического расстройства.
Впрочем, вторая версия не выдерживает никакой критики, а первую косвенно подтверждал великий тренер Александр Гомельский, когда-то сказав буквально следующее: «Если бы власти пускали Ахтаева на международные соревнования, мы давно были бы чемпионами мира».
Утверждали, что Васю Чечена звали сыграть «Гулливера» в кино, но он, узнав, что съемки по времени совпадают с баскетбольным сезоном, ответил отказом. Что в день он выпивал до 15-ти литров жидкости, а своим автомобилем управлял с заднего сиденья.
Личность Ахтаева настолько обросла легендами, что они не отпускали его и после смерти, а ушел Вася Чечен из жизни очень рано, в возрасте 47-ми лет. О том, где он покоится, знают только самые близкие баскетболисты, которых он еще при жизни якобы попросил захоронить его так, чтобы ничего не напоминало о его гренадерском росте. Отсюда пошли слухи о том, что Увайс Мажидович не захоронен вовсе, а его скелет в качестве экспоната находится в одном из анатомических музеев.
Ахтаев был обречен стать одним большим мифом. И нет никакого смысла сейчас выяснять, где в его жизни была правда, а где – выдумки. Ясно одно: Вася Чечен внес настолько серьезный вклад в развитие казахстанского баскетбола, что переоценить его просто невозможно.
Вместе с партнером по «Буревестнику» Арменаком Алачачяном они вывели эту игру на новую высоту, в любом городе Союза собирали полные залы, люди шли поглазеть на взаимодействия малыша (174 см) Алачачяна и гиганта Ахтаева (236 см).
Сейчас в это трудно поверить, но в 50-х годах прошлого века баскетбол в Казахской ССР был намного популярнее волейбола, водного поло, всех видов хоккея и даже футбола, причем всех вместе взятых.
Примечательно, что родились они с разницей в один день – Алачачану могло бы исполниться 90 лет 25 декабря, он не дотянул до этой даты совсем немного, скончавшись три года назад в Торонто. И если Арменак Мисакович прожил долгую, в том числе, и спортивную жизнь, завоевав множество титулов - как в качестве игрока, так и тренера, то Увайса Мажидовича не стало в 47-летнем возрасте.
Его игровая карьера длилась всего 10 лет и вся она прошла в «Буревестнике», и это, повторюсь, было самое счастливое десятилетие для баскетбольных болельщиков Казахстана и для самого Васи Чечена.