«Ценник Transfermarkt – это награда для футболиста»
Как уже сообщал Prosports.kz, наше издание заключило эксклюзивное партнерское соглашение с авторитетным порталом Transfermarkt.
За казахстанский сегмент сайта с мировой известностью отвечают два человека – Артем Заводник и Дмитрий Граф. Оба они живут Штутгарте. В интервью корреспонденту Prosports.kz Владимиру Жаркову Артем и Дмитрий рассказали о себе, отношении к их деятельности со стороны футболистов, а также интересных предложениях, которые им поступали от игроков и их агентов.
- Расскажите нашим читателям о том, что такое Transfermarkt. Им наверняка будет интересно узнать об этом авторитетном портале из первых уст.
Артем: Transfermarkt - это самая большая база данных про футбол в мире. Этакая футбольная Википедия, в которой можно найти информацию практически обо всем. На данный момент наш сайт охватывает 329 лиг и 780 тысяч футболистов.
Transfermarkt - это в первую очередь интерактивный сайт, где зарегистрированные пользователи могут активно участвовать в развитии и жизни сайта. Ровно 20 лет назад это все начиналось, как проект от фанатов для фанатов. Никто в мире так подробно не занимается рыночной стоимостью футболистов, а мы регулярно ее обновляем.
Дмитрий: Нас смело можно считать самым большим информационным порталом о мировом футболе. У каждого пользователя есть возможность дополнять любые профили на нашем сайте, таким образом, каждый день растет наша база данных футболистов, тренеров, протоколов.
То, что мы занимаемся рыночной стоимостью игроков, и обеспечивает «Трансфермаркту» известность и популярность как в среде фанатов, так и спортивных СМИ. Ведь у многих есть желание узнать, сколько стоит любимый футболист или целая команда. Но мы не можем нормально функционировать без активных пользователей и так называемых датаскаутов – людей, занимающихся сбором персональных данных.
Артем Заводник Дмитрий Граф
- Вы, наверное, неспроста занялись казахстанским футболом. Какое-то отношение к нашей стране имеете?
Артем: Я родился и вырос в подмосковных Химках, где поначалу вообще играл в хоккей. Отцу предложили работу в Германии, и мы всей семьей переехали в Штутгарт, где я уже начал учиться и заниматься футболом. В Казахстане, к сожалению, пока ни разу даже не был. Надеюсь, что пока.
Дмитрий: У меня тоже нет никакого отношения к Казахстану, так как я всего-навсего «русский немец». Родился в Германии, но интересуюсь футболом в постсоветских странах. Когда появилась возможность заниматься Казахстаном (это было в конце 2018-го года) я, конечно, с удовольствием согласился оказывать ему техподдержку. Зато мы недавно получили усиление в команду непосредственно из Казахстана. Наш человек, его зовут Айдос, будет отвечать за Первую лигу, как говорится, с места событий.
- А к футболу? Вас можно назвать теоретиками или же вы всерьез им занимались?
- Артем: После этого вопроса я вспомнил, что у меня все же были определенные взаимоотношения с Казахстаном. В молодежной команде «Штутгарта» я пересекался с Алексеем Шпилевским (главный тренер «Кайрата» - прим. Prosports.kz). Он немного старше меня, так что с ним и против него я не играл, но знал, кто он такой, что он русскоговорящий.
Более интересное пересечение с Казахстаном у меня по игроку вашей сборной Александру Меркелю. Мы с ним учились в одной школе, вместе начинали заниматься футболом. Он, конечно, был очень одарен и быстро попал в «Штутгарт». А когда в 16 лет Меркель уехал в «Милан», я как раз рассматривался в качестве его замены по позиции. Но выбор пал не в мою пользу, я, видимо, оказался не столь талантлив, как Александр. Потом травмы, учеба – про футбольную карьеру пришлось забыть.
Дмитрий: В детстве, когда у меня было свободное время, мы с друзьями часто играли на футбольном поле, но на профессиональном уровне, к сожалению, не выступал. В первую очередь меня можно назвать теоретиком, так как я люблю смотреть футбол. Регулярно наблюдаю за матчами Российской и Казахстанской Премьер-лиг. Мне нравится подробно анализировать действия команд и игроков КПЛ, со многими из них я, можно сказать, заочно знаком.
- Как давно головной офис Transfermarkt обратил внимание на казахстанский рынок игроков?
Артем: Вести казахстанский чемпионат Transfermarkt начал в 2012-м, с этого года активно вносятся рыночные стоимости всех игроков КПЛ.
Дмитрий: Я подключился к проекту немного попозже, но сейчас уже глубоко в теме.
- Теперь к самому интересному. Откуда берется трансферная стоимость того или иного футболиста? С потолка?
Артем: Да, мы принимаем что-нибудь на грудь, потом идем к гадалке и получаем у нее нужную нам информацию. Шутка, конечно, хотя нам в комментариях иногда такое люди пишут. На самом деле – это большой труд, огромная работа. Есть три компонента, на основе которых складывается общая картина: это игровые показатели футболиста в течение сезона, спрос на него со стороны других клубов, прежде всего – зарубежных и, конечно же, его возраст.
Сейчас наметилась такая тенденция, что молодые футболисты оцениваются дороже возрастных, к 30-ти годам рост замедляется или вообще останавливается, а после 32-х лет, как правило, рыночная стоимость начинает падать.
Дмитрий: Это, конечно, самый интерес вопрос, который надо обсуждать подробно. Мы смотрим на уровень команды и чемпионата, в котором клуб выступает. Если же первенство не такое сильное и качественное, как в Западной Европе, футболисту будет тяжелее получить высокую рыночную стоимость. Для анализа данных игрока очень важно выступление на международной арене, как он играет за сборную или в еврокубках? Анализируем данные и действия игрока, например, какую роль он играет в команде, в каком он возрасте, что у него со статистикой.
Чемпионаты постсоветских стран имеют одну особенность – кроме топ-клубов, практически все трансферы футболистов осуществляются как переходы свободных агентов, информация о реальных суммах сделок всячески скрывается.
- Где вы находите информацию об игроках, их контрактах, травмах?
Артем: У нас налажен контакт практически со всеми клубами, за редким исключением. Зачастую нужная нам информация поступает оттуда, так как клубы сами заинтересованы в том, чтобы данные об игроках отражались объективно. Бывает, сами к нам обращаются с просьбой о корректировке данных. К примеру, мне на днях написал сотрудник ФК «Краснодар» - попросил подправить сроки восстановления защитника Уроша Спайича.
Дмитрий: Мы также отслеживаем спортивные казахстанские СМИ, заходим на официальный сайт ПФЛК. Конечно, там почти нет никакой информации по ценам за трансферы, так как клубы неохотно ею делятся. Но все равно кое-что найти можно. Вдобавок к этому, нам помогают активные пользователи, во многом благодаря им профили на нашем сайте всегда в хорошем и самом актуальном состоянии.
- Насколько, на ваш взгляд, данные Transfermarkt совпадают с реальной стоимостью игроков?
Артем: Тут сразу стоит оговориться: рыночная стоимость не равна трансферной, эти понятия очень часто путают. Допустим, у игрока закончился срок контракта, и он совершенно бесплатно перешел в другой клуб. Но это же не значит, что у него нет цены, правда же?
Или же у него остаются считанные месяцы до окончания договора, и его срочно решили продать, в такой ситуации ценник на него тоже будет прилично сбит, хотя его технико-тактические характеристики будут абсолютно такими же, как за полгода до этого.
Мы не претендуем на истину в последней инстанции, но, полагаю, данные Transfermarkt, более-менее объективно отображают действительную картину на футбольном рынке. Хотя это все же в большей степени своеобразный прогноз на будущее, и к нему в клубах прислушиваются.
Дмитрий: Как я уже говорил, в Казахстане официальная информация по сумме трансферов футболистов - настоящая редкость, так что непросто ответить на этот вопрос. Но если оценивать данные по другим чемпионатам, можно сказать, что наша стоимость очень близка к реальному рынку.
- Как футболисты относятся к тому, что у каждого из них есть свой ценник?
Артем: Это уже обычное дело, игроки к этому привыкли. Большинство относится позитивно, об этом можно судить по комментариям в Инстаграме, когда выходят наши обновления. Но, конечно, есть и недовольные – пишут, возмущаются.
Дмитрий: На мой взгляд, наши ценники - своеобразная награда для них. Если футболист отлично выступает и способен привлекать внимание клубов высшего уровня, он растет в стоимости. А если наоборот, то ценник падает. Таким образом, есть дополнительная мотивация для игрока, если он, конечно, относится к этому серьезно.
- Были ли случаи, когда футболисты или представители клубов обращались к вам с интересным предложением? В смысле – не просили ли вас увеличить или, напротив, уменьшить трансферную стоимость игроков и команд?
Артем: Всякой бывает – инициатива исходит как от самих игроков, так и от их агентов. Известные футболисты и большие клубы, конечно же, этим не занимаются, так как заботятся о своей репутации, а вот те, что поскромнее, бывает, предлагают договориться. Был случай, когда нашему администратору по Турции предлагали отпуск в пятизвездочном отеле, если он определенному футболисту повысит стоимость. Но мы неподкупные, не все в этой жизни измеряется деньгами (смеется). У нас нет трансферной стоимости. Один раз таким займешься, никогда не отмоешься.
Дмитрий: Такого случая, чтобы какой-то футболист или представитель клуба захотел уменьшить стоимость, не припомню. Наоборот, есть футболисты и агенты, которые проявляли заинтересованность по поводу увеличения рыночной стоимости. Из моего опыта могу сказать, что такие случаи были в Киргизии и в Узбекистане.
- В казахстанском футболе ваша деятельность будет распространяться только на высший дивизион? Или же вы планируете охватить Первую и Вторую лиги тоже?
Артем: Мы уже работаем по Первой лиге, просто ждем, когда начнутся игры. Специально для этого мы и нашли активного пользователя из Казахстана Айдоса, который и будет собирать информацию с места событий.
Дмитрий: Я уже второй сезон занимаюсь Кубком Казахстана, а в этом году, как уже сказал Артем, запускаемся и по Первой лиге. Что касается Второй лиги, то чего-то конкретного мы еще не можем сказать, поскольку сначала хотим узнать реакцию фанатов и СМИ о нашей работе по Первой лиге.
- Вы сами считаете, что занимаетесь нужным и полезным делом? Или это все же в большей степени развлечение?
Атрем: Если 20 лет назад, когда Transfermarkt только начинался, это можно было назвать баловством, то сейчас все более чем серьезно. Такие авторитетные аудиторские компании, как KPMG и Ernst & Young, которые также проводят оценочную стоимость футболистов, ориентируются на наши данные. Так что говорить о том, будто мы развлекаемся, не приходится.
Дмитрий: Все любители казахстанского футбола могут быстро найти всю главную информацию про любого человека из КПЛ. Даже СМИ и блогеры пользуются информацией из нашего портала, а агенты козыряют нашими ценниками при переговорах. Все это заставляет нас всех гордиться тем, что мы делаем, и делаем, полагаю, не зря.
- А за счет чего существует Transfermarkt, вам же не поступают агентские отчисления от продажи футболистов?
Артем: К сожалению, не поступают (улыбается). Мы живем за счет рекламы, интернет-траффика, подписываем партнерские соглашения. 49% наших акций принадлежит издательскому дому Axel Springer AG – одному из крупнейших мадиаконцерну не только в Германии, но и во всей Европы.
А совсем недавно мы запустили специальную программу для скаутинга, ею уже пользуются многие клубы – в частности, бременский «Вердер» и леверкузенский «Байер». Это тоже будет нам приносить определенную прибыль, так как направление интернет-скаутинга очень перспективное.
Исламбек Куат подписал контракт с «Химками»
Prosports.kz и Transfermarkt заключили договор о сотрудничестве
«Почему бы с помощью «Кызыл-Жара» не попасть в АПЛ или Бундеслигу?» Вратарь петропавловского клуба считает, что нет ничего невозможного