«Родиться в Караганде для попадания в состав - мало»
Директор «Шахтера» Ерлан Уразаев в интервью корреспонденту Prosports.kz объяснил причину ухода Вячеслава Грозного, выбор в пользу Константина Горовенко, а также рассказал, какую роль играет в клубе Али Алиев.
Хотя его имя и вписано в небогатую историю казахстанского футбола золотыми буквами, а все же автора единственного гола молодежной сборной нашей страны на чемпионате мира 1999 года в Нигерии в стране знают не очень хорошо. Прежде всего, в качестве менеджера. С момента своего назначения на должность исполнительного директора «Шахтера» Ерлан Уразаев дал так мало интервью, что для подсчета даже пальцев одной руки будет много.
Ерлан Уразаев
Но в последние дни карагандинский клуб стал главным спортивным ньюсмейкером Казахстана: неожиданно попрощался с украинским специалистом Вячеславом Грозным, а вскоре объявил о назначении на пост наставника молодого отечественного специалиста Константина Горовенко. Поэтому волей-неволей Ерлану Жанатаевичу пришлось выйти из тени.
- Ерлан Жанатаевич, почему вы так редко выступаете в прессе?
- Это точно не принципиальная позиция, я открыт для журналистов. Но о чем было говорить? О планах клуба заявил еще в самом начале. Потом были сборы, только стартовал чемпионат, и сразу режим ЧП, пандемия. Футбола, по сути, не было. Сейчас вот только вновь стали чувствовать вкус футбола, вроде начали предвкушать игру. Дай бог, чтобы рестарт состоялся в указанные сроки, все мысли лишь об этом.
- К вашим ранним заявлениям мы еще вернемся. Давайте теперь о главном: вы очень расплывчато объяснили уход Грозного. Можете назвать конкретные причины?
- Нет одной конкретной причины. По большому счету, у нас даже повода для претензий не было. Вячеслав Викторович усердно работал на сборах. Команда у нас неплохая, способна добиваться результатов. Но поскольку мы живем не только сегодняшним днем, и у нас есть план развития на 3 года вперед, то нужно было просчитывать дальнейшие перспективы.
Ерлан Уразаев и Вячеслав Грозный
Давайте откровенно: по итогам сезона лигу покинет лишь один клуб, так как «Иртыш» уже снялся. Так? Чтобы вылететь, нам надо откровенно провалиться. В теории этого исключать нельзя, но мы предпочитаем смотреть в будущее с оптимизмом. И поскольку дистанция чемпионата также существенно сокращена, матчей будет меньше, то и планы надо корректировать.
Основная задача на этот сезон – развитие инфраструктуры. Вы ведь в курсе, что мы сейчас ремонтируем стадион. Причем не только поле меняем, но и те же кресла, VIP-ложу, кое-что еще. Стадион обретет более привлекательный вид.
Стадион «Шахтер»
Вячеслав Викторович приглашался под определенную задачу: выстроить подготовку и подобрать состав так, чтобы мы смогли без спадов пройти всю длинную дистанцию. Это не мелочи, такое умение приходит лишь с опытом. А он тренер весьма опытный. Но, как я уже говорил, после рестарта сезона дистанция будет заметно сокращена. На первый план выйдут иные требования.
- Тогда почему выбор пал на Горовенко?
- Смотрите. Раз уж мы прощаемся с опытным иностранным тренером, то, согласитесь, глупо на его место звать другого иностранца. Согласны? Соответственно, приоритет был на стороне казахстанских специалистов. Среди них тоже есть тренеры разной формации, под разные задачи. Мы хотели, чтобы продолжилось развитие наших молодых игроков, особенно местных, из области. Мы ведь не в танке живем, читаем прессу, видим недовольство болельщиков по поводу отсутствия своих парней в составе. И нас тоже не устраивает эта ситуация.
Константин Горовенко
А Горовенко прекрасно зарекомендовал себя в качестве тренера, умеющего не только давать результат, но и здорово работающего с молодыми футболистами. При нем был большой прогресс и у ребят из «Кайрата», и у парней из «Жетысу-Б». Это то, что нам нужно.
Естественно, я наводил справки о его профессиональных качествах, общался с людьми из «Кайрата», «Жетысу», технического центра КФФ. И везде отзывы были лишь положительные.
- Вы ведь понимаете, что это риск – довериться тренеру без опыта самостоятельной работы в высшем дивизионе?
- Осознаю вполне. Но вы как считаете, если мы не будем им доверять, рисковать, то как они обретут этот опыт? Я вот тоже не обладал опытом управленческой работы в футбольных клубах до этого. Мое назначение тоже ведь риск. Футбол вообще весь состоит из рисков. Их нельзя со стопроцентной точностью предсказать.
Я прекрасно понимаю, что если у Горовенко не сложится, то начнут говорить: это все Уразаев виноват, притащил в команду своего бывшего одноклубника. А если наоборот, то будут петь дифирамбы о том, какой я молодец, что доверился нашему молодому специалисту. У Карповича ведь в прошлом сезоне получилось. В «Окжетпесе» не ошиблись. Будем верить, что и у нас получится.
- А кто еще был в вашем шорт-листе?
- Всего 5 фамилий. Помимо Горовенко - Бабаян и Карпович. Понятно, что они оба заняты. И вполне естественно, что до переговоров дело даже не дошло. Но первыми в списке шли Игорь Солошенко и Андрей Финонченко. Но у Финонченко нет лицензии PRO, а Игорь пожелал остаться у руля второй команды. Он посчитал, что пока ему не хватает опыта для работы в основном составе. В будущем я уверен, что именно Солошенко будет главным тренером «Шахтера» на долгие годы вперед.
Андрей Финонченко
- С Бабаяном все понятно, он в более богатом клубе, борется за медали. Почему Карпович отказался?
- Он нашу «разведку» обрубил на корню (смеется). Объяснил, что не может так поступить по отношению к людям, которые ему доверились, не может бросить команду посреди сезона. В принципе, мы предполагали такой ответ.
- А зимой, помимо Грозного, кто еще рассматривался? В прессе назывались имена Али Алиева, того же Бабаяна.
- Кроме них был еще вариант с белорусским специалистом Алексеем Багой. Мы даже провели предварительные переговоры. Но немного не сошлись по финансовым условиям.
- Вернемся к теме вашего заявления: когда вы пришли, то в первом же своем интервью заявили, что «Шахтер» будет надеяться на клубных воспитанников, делать ставку на них. Что пошло не так?
- Правила игры. Это первое. Когда я это говорил, то игроки из ЕАЭС еще были легионерами. Потом все начали ими комплектоваться, наш главный тренер не гарантировал успех, если мы будем заведомо в невыигрышной ситуации.
Второе: я от своих слов не отказываюсь. Мы все еще намерены делать ставку на своих воспитанников, как это было и до меня. Это для нас приоритетное направление.
Третье: тогда от нас еще не ушли Игорь Шацкий, Дмитрий Бачек и Оралхан Омиртаев. Четвертое: я не могу навязывать главному тренеру игроков в состав. Иначе он мне даст в руки свисток и скажет – сам тренируй. Любой тренер так скажет, не только Грозный.
- А почему ушла вышеупомянутая тройка?
- У каждого свои индивидуальные причины. Мы точно никого не выгоняли и не выпроваживали. И это я говорю не только про Шацкого, Омиртаева и Бачека, а вообще про всех. Ни с кем мы не разрывали соглашений по своей инициативе, готовы были сохранить лидеров. Но те, кто ушел, сделали свой выбор. Насильно мил не будешь. Те, у кого действовал контракт с клубом, поехали с нами на сборы и играют по сей день. За исключением Марата Шахметова, от его услуг уже во время УТС отказался Грозный.
Оралхан Омиртаев
- Но согласитесь, на их места вы взяли не топ-футболистов, пришли возрастные россияне и не самые сильные африканцы.
- Пришли те, кто нам по карману. Думаете, мы не хотели подписать условного Томасова или Жоао Пауло? Очень бы хотели. Но у нас не тот бюджет. По сравнению с прошлым сезоном наш зарплатный фонд серьезно сократился, таких условий уже ни у кого нет. При этом, я считаю, что нам удалось неплохо укомплектоваться, если исходить из нашего бюджета. Два кандидата в национальную сборную - Турысбек и Какимов - пришли к нам бесплатно. Это ведь хороший показатель.
- Значит, Горовенко будет вводить в состав местных парней?
- Послушайте, это только ему решать. Мы высказали свои предпочтения, объяснили, что местная молодежь в приоритете. Он с этим тоже абсолютно согласен. Но это не значит, что теперь тренер будет их за шкирку тащить в состав. Он будет давать им шанс. А воспользуются они им или нет – это уже другой вопрос. Наличие в графе паспорта о месте рождения слова Караганда никому прямую дорожку в состав не дает. Надо пахать и развиваться, выигрывать конкуренцию.
- Понятно, что у вас есть Жан-Али Пайруз и Геворг Наджарян. А кто еще из местных способен выстрелить?
- Егор Алишаускас, Руслан Туткышев, Матвей Герасимов. Уверен, что и из «Шахтер-Булата» игроки прибавят. Открою вам секрет: мы ведем переговоры о возвращении в команду нашего талантливого воспитанника Дмитрия Бачека, сам он не против. Осталось договориться с агентом. Если он не станет возражать, то Дима будет играть у себя дома.
Воспитанники «Шахтера» Дмитрий Бачек и Жан-Али Пайруз
Повторюсь, тренерский штаб готов давать всем шанс. Но все остальное зависит от самих футболистов. Я прекрасно понимаю желание болельщиков. Мне и самому хочется, чтобы у нас вновь появились местные любимцы. Хорошо помню, как в прежние годы в «Шахтере» ведущие роли занимали Игорь Солошенко, Андрей Финонченко, Евгений Лунев, Руслан Иманкулов, Максим Самченко.
И мы тоже хотим вырастить нового Финонченко. Но чтобы такие появились, надо прежде поработать над развитием инфраструктуры и детско-юношеского футбола в регионе. Если детям играть негде будет, то откуда взяться новым звездам?
- Когда уходил Шацкий, болельщики очень огорчились. Вы сказали, что согласовали с ним новый контракт, но затем он передумал из-за ухода тренера вратарей Валерия Ситало. Сейчас Ситало вернулся. Значит ли это, что стоит ожидать появление в команде и Шацкого?
Игорь Шацкий
- Знаете, он сейчас игрок «Тобола», у него контракт с костанайцами, и с моей стороны будет крайне бестактным спекулировать на эту тему. Это не солидно. Скажу только, что «Шахтер» - это родной дом Игоря. И в родной дом для него двери не могут быть закрытыми.
Что касается возвращения Валерия Ситало, то мы очень этому рады. За многие годы он стал в Караганде своим. Надеюсь, что все так и будет продолжаться.
- Вы вскользь упомянули про план развития клуба. Можете чуть подробнее рассказать об этом?
- Могу. Но лучше сделать это чуть позже. Не хочу казаться человеком, который лишь обещает. Надо многое еще подготовить. Как вы понимаете, вынужденная пауза в чемпионате спутала нам многие планы. Скажу только, что мы хотим строить клуб основательно, и стараться приблизиться к западным стандартам: работа со спонсорами, развитие маркетинга, развитие инфраструктуры, в перспективе открытие собственной академии.
Планов много, реализовать их, само собой, не просто. Но надо идти к этому, пусть даже небольшими шагами. Тем более, что руководство области нас полностью поддерживает в этом. Те же приобретение нового клубного автобуса на спонсорские средства и заключение соглашения о сотрудничестве с ADIDAS как раз и есть эти маленькие шаги.
- И финальное. Ходят слухи, что Али Алиев является кем-то вроде серого кардинала в вашем клубе. Насколько это соответствует действительности?
- На ноль процентов. Он никакой роли в этом клубе не играет. Мы с ним смеялись, когда слышали такое. Давайте рассуждать логически: если бы Али действительно был тем, как про него говорят, то не проще ли было мне назначить его спортивным директором? Он – тренер. И хочет развиваться именно в этой стезе.
Али Алиев
Мы с ним дружим с детства, играли вместе в сборных, в одном клубе. И не прекращали общаться, когда я завершил карьеру. То же самое могу сказать и про Григория Бабаяна. Что, он тоже у нас серый кардинал?
А Женька Тарасов и Алихан Акказынов? Я ведь и с ними дружу по сей день. Если я вместе с другом наблюдаю за игрой команды, то это уже автоматически значит, что он принимает решения за меня? Бред же, согласитесь.
Честно говоря, я догадываюсь, кто распространяет эти домыслы. Реагировать на это не желаю. Чего эти люди добиваются этим самым – тоже не понимаю. Но это пусть останется на их совести.
Олжас Амангельдинов
«Шахтер» подписал контракт с новым главным тренером
Ерлан Уразаев объяснил причины отставки Грозного с поста наставника «Шахтера»