Экспертное мнение

Андрей Чернышов: Клуб моей жизни? «Спартак», но не московский

Андрей Чернышов: Клуб моей жизни? «Спартак», но не московский
news-banner7
mobile-news-top

Известный российский специалист Андрей Чернышов в беседе с корреспондентом Prosports.kz Владимиром Жарковым рассказал о том, как ему удалось поиграть сразу за три национальные сборные, как он оказался в чемпионате Казахстана, какой клуб считает своим главным в жизни и многом другом.

- Чем сейчас занимаетесь?

- Сейчас я тружусь генеральным менеджером команды «Динамо» из города Нови-Сад. В прошлом году два бизнесмена решили создать новую школу, причем сделать упор на детско-юношеский футбол, о профессиональном клубе речи пока нет. Мне предложили работать в этом проекте, я с удовольствием согласился. Еще в декабре я подписал контракт, мы уже начали набирать ребят в школу, но потом в дело вмешалась эта ситуация с коронавирусом.

- Какова сейчас обстановка в Сербии?

- Страна на карантине, но моя работа в клубе не остановилась, ежедневно приезжаю в офис. Это же не тренерская деятельность – приходится решать множество административных вопросов, работать с документацией. Так что без дела я не сижу.

- Намеренно остались в этой стране или не смогли вернуться в Россию? Или же сейчас Сербия и есть ваш дом?

- Можно сказать, что Сербия – это мой второй дом, я влюблен в эту страну, у меня здесь много друзей и знакомых, ко мне здесь очень хорошо относятся – еще со времен работы в «Спартаке» из Суботицы. Наша семья, которая состоит из меня, жены и собаки, решила остаться здесь.

- Вы прилично поколесили по свету, сменив за карьеру немало клубов, главными из которых все же можно считать московские «Динамо» и «Спартак». Затем вы тренировали сразу два «спартаковских» коллектива, а сейчас работаете «динамовским» менеджером. Кем вы себя в большей степени ощущаете – «бело-голубым» или «красно-белым»?

- Мне постоянно приходится отвечать на подобные вопросы, и я всегда говорю, что не могу себя ассоциировать только с одним из этих клубов, каждый из них мне многое дал. В «Динамо» я воспитался, состоялся как футболист, получил оттуда приглашение в молодежную сборную СССР, с которой выиграл чемпионат Европы, а потом попал и в национальную команду Советского Союза. Перейдя в «Спартак», я смог завоевать трофеи – Кубок СССР, Кубок России и два чемпионства, то есть, достичь тех высот, которые мне не покорились в «Динамо». Эти две команды занимают в моей команде особое место, но не могу сказать, что какая-то больше, какая-то меньше.

- А если предложат сыграть в ветеранском турнире, кому отдадите предпочтение?

- Кто первым позовет, за того и сыграю (смеется).

- Со «Спартаком» вы не только стали чемпионом России, но и едва не вышли в финал Кубка Кубков сезона-1992/93. Тогда московскую команду откровенно засудили в ответной полуфинальной игре с «Антверпеном». Однако спустя несколько лет вы оказались в этом бельгийском клубе. Как там себя чувствовали?

- Нормально себя чувствовал, комфортно. Когда я пришел в «Антверпен», с момента того злопамятного матча в полуфинале Кубка Кубков прошло больше четырех лет, и в бельгийской команде было немало тех, против кого я играл за «Спартак». Они приняли меня хорошо – все-таки к ним пришел футболист с опытом выступления за свою сборную. Да и мне не было смысла держать обиду на футболистов, тогда нас откровенно прибила бригада судей из Португалии. Сейчас смело можно сказать, что она выполняла заказ со стороны «Пармы». Итальянцы не хотели нас видеть в финале, где легко разобрались с «Антверпеном» и завоевали трофей. К слову, надо отдать должное бельгийскому клубу – против «Спартака», возможно, он тогда провел один из своих лучших матчей в истории.

- Вам также посчастливилось защищать цвета сразу трех национальных сборных – СССР, СНГ и России. За какую из них вы провели самый яркий матч?

- Сразу, конечно, вспоминаю противостояние с Италией в составе советской сборной, и прежде всего – матч в Риме. «Скуадра адзурра» тогда выступала в ранге бронзового призера чемпионата мира и считалась безоговорочным фаворитом в игре с нами, необстрелянными юнцами. Но мы дважды сыграли с итальянцами вничью 0:0 и оставили их за ботом финальной части Евро-1992. В московской встрече я имел стопроцентный момент, но не смог забить из убойной позиции. Возможно, оно и к лучшему, в любом случае мы решили главную задачу и вышли в финальную часть континентального первенства.

- А поехала в Швецию уже сборная СНГ. Давайте вспомним ее непродолжительную историю и участие на Евро-1992. Ваша команда поочередно играет вничью с действующими чемпионами мира и Европы – Германией и Нидерландами соответственно, для выхода в полуфинал ей достаточно с любым счетом обыграть немотивированных шотландцев, но в том матче сборную СНГ постигло настоящее фиаско – разгром 0:3, бесславный вылет из турнира и прекращение существования…

- Это был тот случай, когда все сошлось воедино – у Шотландии залетало все, причем то от спины вратаря, то рикошетом от нашего защитника, а у нас вообще ничего не получалось. И потом, кто сказал, что они были немотивированны, я почти уверен, что заинтересованные стороны в нашем поражении – немцы и голландцы – вполне могли выйти на футболистов сборной Шотландии с интересным предложением. А разговоры об отсутствии мотивации, как и о том, что с британцами могли о нужном результате договориться наши Кузнецов с Михайличенко, которые в то время выступали за «Глазго Рейнджерс», были запущены специально, чтобы мы подсознательно расслабились. Кстати, слухи, что шотландцы чуть ли не всем составом играли с нами полупьяными или с бодуна, я тоже не могу подтвердить. В каждой команде есть нарушители режима и любители погулять накануне матчей, но чтобы это было поголовно – нет, такого не припомню.

- В КПЛ, кстати, уже долго и небезуспешно работает еще один участник той памятной встречи с британцами – Кахабер Цхададзе, рикошетом от ноги которого мяч и влетел в ворота Дмитрия Харина. Вы случайно не поддерживаете отношения?

- Да, я знаю, что Каха работает в Казахстане, в «Ордабасы». К сожалению, мы давно с ним не общались, в последний раз виделись, когда он возглавлял азербайджанский «Интер». Но я знаю, что у него все хорошо в Казахстане.

- Ваша тренерская карьера началась довольно рано и очень ярко: молодежная сборная России, национальная команда, московский «Спартак»…

- Да, едва я завершил игровую карьеру, как сразу пошел по тренерскому пути. В 2002-м году возглавил юношескую сборную России, потом молодежную. А когда Валерий Газзаев формировал свой штаб в национальной команде, пригласил туда и меня – я отвечал за просмотр молодежи. В это же время последовало приглашение в «Спартак», а от таких предложений не отказываются.

- Что же все-таки произошло в «Спартаке» во время вашей работы там? Спустя годы можете приоткрыть занавесу бромантановой истории?

- Я не люблю кого-то голословно обвинять, поэтому не буду называть фамилий – каждый участник той истории знает свою роль в ней. Скажу только, что я действительно был не в курсе этой ситуации с бромантаном, и это легко доказать. Я ведь в то же время параллельно со «Спартаком» работал и в молодежной сборной России, в которой было немало «спартаковцев». Все они регулярно проходили допинг-контроль, и ни к кому из них не было никаких вопросов. А в составе «красно-белых» бромантан нашли у опытных Юрия Ковтуна и Егора Титова. То есть, какой-то системы не было, кто-то взял на себя больше ответственности, чем ему было позволено.

- В 2010-м году вы оказались в уральском «Акжайыке». Каким ветром вас занесло в чемпионат Казахстана?

- Я на тот момент более года находился без работы, поэтому с энтузиазмом принял этот вызов. «Акжайык» прилетел на сбор в Турцию, а у него не оказалось главного тренера. Я приехал и подписал контракт.

- Как можете охарактеризовать время, проведенное в Уральске?

- Если только время, то замечательно. Что касается футбола, то там сложная была ситуация. Местное начальство требовало, чтобы за клуб выступали только уральские игроки или легионеры. По сути, я был лишен возможности пригласить в команду казахстанских футболистов не из Уральска, а это сильно ограничивало наши возможности.

- Что-нибудь произвело на вас неизгладимое впечатление, врезалось в память на всю жизнь?

- Запомнились бесконечные переезды на поездах, которые сильно утомляли. Ну что поделать – огромная страна, а у «Акжайыка» были не самые большие финансовые возможности.

- Противостояние с каким тренером в Казахстане запомнилось больше всего?

- Едва я пришел в «Акжайык», передо мной сразу была поставлена задача – во что бы то ни стало обыграть «Ордабасы», куда как раз и ушел тот самый тренер со сборов (по всей видимости, речь идет о белорусском специалисте Анатолии Юревиче – прим. Prosports.kz). Так и сказали, мол, можешь проиграть кому угодно, но только не «Ордабасы». И мы ведь победили шымкентцев на своем поле.

- Следите за судьбой «Акжайыка»?

- Разумеется! Знаю, что в прошлом сезоне команда заняла третье место в Первой лиге и участвовала в стыковых матчах, но, к сожалению, проиграла.

- Если позовут в казахстанский клуб, рассмотрите предложение?

- Почему нет? С удовольствием! Ваш футбол вырос, появились сильные футболисты, на пользу пойдет и отмена лимита легионеров на граждан ЕАЭС.

- После Уральска в вашей тренерской истории были и Саудовская Аравия с Кувейтом, и возвращение в Россию, и Греция с Сербией, где вы трудитесь уже во второй по счету команде. В какой из этих стран вы по-настоящему были счастливы профессионально?

- Однозначно – в Сербии! Такие страны, как Саудовская Аравия или Кувейт, хороши тем, что там можно заработать себе на безбедную старость. Что до футбола, то удовольствия от него там получить трудно. А вот в Сербии у меня получилось многое из того, чего раньше не получалось. Думаю, время, проведенное в «Спартаке» из Суботицы – лучшее в моей тренерской жизни.

- Нереализованные амбиции еще остались?

- Конечно, их масса. Каждому тренеру хочется расти и самосовершенствоваться, и я – не исключение.

В заключение – небольшой блиц:

- Месси или Роналду?

- Роналду

- Газзаев или Романцев?

- Романцев

- Примера или Бундеслига?

- Бундеслига

- Пельмени или бешбармак?

- Пельмени

- Блондинки или брюнетки?

- Брюнетки.

Димитар Димитров: «Иртыш» мне должен, но я готов пойти на уступки

Клуб экс-тренера «Ордабасы» и «Атырау» единолично лидирует в чемпионате Беларуси

Лучшие тренеры-иностранцы в истории КПЛ

Источник: Экспертное мнение Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии