«Катастрофа». Акимат Туркестанской области хочет уничтожить «Кыран»?
Генеральный менеджер футбольного клуба «Кыран» Нурлан Орынбаев в интервью корреспонденту Prosports.kz рассказал о финансовых затруднениях в команде.
- «Кыран» не сыграл в 25-ом туре Первой лиги, а «Кыран-М» - в 35-ом туре Второй Лиги. Почему?
- Как всем известно, у нас финансовые затруднения. За 15 дней до запланированной игры с семейским «Алтаем» (25 тур Первой лиги — прим.редакции) мы забронировали билеты на поезд. Однако не смогли их выкупить. Позже посчитали стоимость билетов на самолет. Перелет в один конец составляет 90000 тенге на одного человека. Это для нас слишком затратно. Молодежную команду «Кырана», играющую во Второй лиге, мы отправили на последнюю игру с «Актобе».
- Как сказалось на игроках то, что они пропустили игру?
- Конечно, негативно. Это катастрофа. В последней игре ребята разгромили одного из лидеров чемпионата «Актобе» со счетом 5:1. У ребят был отличный, боевой настрой. Футболисты не получают зарплату на протяжении семи месяцев. Но несмотря ни на что, они бьются до конца и играют.
- Покинули ли игроки команду, когда начались финансовые затруднения?
- Да. После первого круга 3 приезжих футболиста вернулись домой. Сейчас у нас в составе местные воспитанники и легионеры из Узбекистана.
- «Кыран» сможет закончить чемпионат?
- Да, конечно. У нас осталась только одна игра. 3 ноября дома сыграем с «Академией Онтустик».
- Будет ли дополнительное финансирование?
- Я не знаю. Нам обещали, что рассмотрят этот вопрос на областной сессии маслихата. Мы обратились во все необходимые инстанции: заходили и к заместителю акиму Туркестанской области, начальнику управления спорта и физической культуры области. Написали письма Президенту Казахстана и Елбасы. Ждем ответа.
- В следующем году «Кыран» хотят ликвидировать и вместо этого открыть другой клуб «Туран». Знаете ли какие-то подробности в этом деле?
- Начальник управления спорта и физической культуры Туркестанской области Полат Кырыкбаев о создании новой некой команды «Туран» говорит с начала 2019 года. Но мне ничего не известно. В настоящее время управление финансов Туркестанской области уведомило нас о том, что они хотят разорвать договор доверительного управления. Они предъявляют нам то, что мы не платим зарплату сотрудникам и налоги. Из чего нам платить? За последние два года нам сократили бюджет почти на 200 миллионов тенге. В 2017 году перед тем как клуб был переведен на доверительное управление его бюджет был 376 миллионов тенге. Эти деньги были только для одной команды. Обязательным условием при приватизации клуба было создание дополнительных 10 рабочих мест для местного населения. В 2018 году, посоветовавшись с управлением финансов тогда еще Южно-Казахстанской области, решили создать команду Второй лиги и начать работать с молодежью. При этом дополнительного финансирования мы не просили, могли уложиться и в эту сумму. Но в 2018 году наш бюджет был урезан начальником управления спорта и физической культуры Южно-Казахстанской области Алибеком Нуртаевым почти на 100 миллионов тенге. В этом же году количество команд, участвующих в чемпионате, увеличилось с 9 до 12. То есть у нас увеличились затраты на дорогу, проживание, питание. Если в 2017 году «Кыран» добился всего 5 побед в сезоне, то в 2018 — 23. Соответственно увеличились и премиальные футболистам. Задолженность перед игроками была еще с конца 2018 года.
В начале каждого года с казахстанской федерации футбола приходит независимый аудит, который проверяет клуб на задолженности перед игроками. С разрешения заместителя акима Туркестанской области Талгата Сарсенбаева сделали передвижку денег с последующих месяцев на январь, чтобы погасить задолженность перед игроками за прошлый год. В марте при первой сессии маслихата он обещал нам помочь с финансированием. Но на этот маслихат документы не были поданы вовремя. Чтобы получить деньги, мы отправляем документы управлению спорта. А они, как администраторы программы, должны передать их в отдел экономики. Но наши документы даже не дошли до управления экономики и финансов. Получается, что в 2019 году мы вновь не получили те 100 миллионов тенге.
Если бы бюджет не был урезан, то никаких этих проблем и долгов не было бы.