Акмаль Бахтияров: Найти агента мне посоветовал гендиректор «Кайрата»
Один из самых громких футбольных скандалов 2018 года завязан на персоне 20-летнего воспитанника «Кайрата» – Акмаля Бахтиярова. В эксклюзивном интервью для Prosports.kz молодой полузащитник рассказал о том, кто подтолкнул его покинуть алматинский клуб, почему не вернется в КПЛ, где будет играть зимой и какие грешки водятся за ним самим.
- Появилась информация, что ты договорился о переходе в «Сочи»? Можешь прокомментировать?
- Да, это правда. Договоренность есть, но контракт еще не подписан. Я думаю, что это вопрос времени. Пару моментов нужно урегулировать по условиям и, думаю, зимой подпишу контракт.
- Почему согласился на предложение «Сочи»? Все-таки, это не самый топовый клуб из второй по силе лиги чемпионата России.
- Для меня шаг вперед, в любом случае. Так как этот вариант лучше, чем армянская лига. Т.е. уровень уже повыше. К тому же, футбол, который проповедует «Сочи» – жесткий, силовой. А мне как раз этого не хватает. И я думаю, что игра в такой команде пойдет на пользу.
- Думаешь, что раскроешься лучше, если будешь играть в подобной жесткой лиге?
- Да, потому что футбол сейчас именно такой – силовой. Приходится постоянно бороться. А мне этого не хватает, потому что я небольшого телосложения, щуплый. Думаю, игра в ФНЛ пойдет мне на пользу. Боюсь ли я конкуренции? Нет.
- Окей. Вернемся в прошлое. Когда ты решил: «Все, в «Кайрате» я больше не останусь?»
- Изначально такой мысли не было. Сейчас бы вспомнить... Мне захотелось чего-то большего после матча с «Окжетпесом» (1/8 финала Кубка РК. – прим. автора). Тогда я очень неплохо сыграл, на мой взгляд. Хотел хотя бы тренироваться с премьер-лигой. Просто понял, что нельзя терять время и сидеть в первой лиге, когда я уже должен играть на более высоком уровне. А уже после матча с «Ордабасы» (1/4 финала Кубка РК. – прим. автора) подошел к руководству, чтобы поговорить насчет моего будущего. В итоге, мы заключили устный договор: если я в течение месяца не тренируюсь с премьер-лигой, то могу уйти в другой клуб. Потому что так будет лучше для моего будущего. Но ничего не изменилось, и я решил покинуть команду.
- Примерно в то же время у Карлоса Алоса Ферера спрашивали насчет тебя. Он отвечал, что вскоре подпустит к тренировкам. Ты с ним не разговаривал? Возможно, стоило чуть-чуть подождать?
- Да, слышал об этом. Но я уже в прошлом году тренировался под его руководством. Из-за неких обстоятельств, не связанных с футболом, меня оттуда убрали. А зимой, перед сезоном-2018, не взяли на сборы. Хотя я предполагал, что поеду. А вообще подошел он ко мне только в тот момент, когда я уже собирал вещи. До этого Феррер со мной не разговаривал.
Вы же знаете, что после расторжения контракта дается месяц на обдумывание? Так вот, руководство и тренерский штаб начали общаться со мной, более-менее уважительно относиться только после того, как контракт был расторгнут. Феррер подошел только в самый последний день. И сказал пару слов. И вот тогда я окончательно принял для себя самое важное решение в жизни.
«В «Кайрате» зарплата у меня была не ахти какая. Элементарно на бутсы не хватало»
Акмаль Бахтияров
- А что он сказал?
- Что совершаю ошибку. Из этого я извлек полезный урок: нужно доверять только профессионалам, тем, кто не попусту болтает языком, а делает. Селюк – наглядный тому пример.
И еще. По поводу того, что Дмитрий Селюк «запудрил мне голову», и я «повелся». Это вообще неправда. Я первым вышел на него. Кстати, найти агента мне посоветовал генеральный директор «Кайрата» (Алишер Апсалямов – прим. автора). Когда я впервые подошел к Апсалямову, он сказал: «Ты такими вещами не занимайся. Этим должен заниматься кто-то другой». Потом уже я разузнал про Селюка и связался с ним. У многих ребят в «Кайрате» он был агентом.
- Ты сказал, что решение уйти из «Кайрата» – важнейшее в твоей жизни. Боялся?
- Честно говоря, очень. Долго взвешивал все за и против. Наверно, случилось так, как случилось из-за того, что с самого детства я желал попробовать себя за границей. А когда выпала возможность, понял, что такой шанс упускать нельзя. Даже несмотря на все привилегии нахождения в «Кайрате».
- Ты смог уйти из-за лазейки в контракте, который клуб внес или забыл убрать...
- (Смеется) Не знаю, почему этот пункт там был. Но да, благодаря ему я ушел.
- Твой агент говорил, что это – ошибка «Кайрата». Клуб утверждал, что расторжение было незаконным. Можешь поставить точку в этом споре?
- Нейтральной стороной была ФИФА. И там решили вопрос в мою пользу. Конечно, дисквалификация и штраф со стороны КФФ – это некрасиво. Отчасти я их понимаю и зла не держу. Даже не хочу ссориться из-за этого.
- Рrosports.kz узнал о том, что ты уходишь, в первых числах июля. «Кайрат» подтвердил эту информацию только в конце месяца. Что клуб сделал за это время?
- Ничего (улыбается). Только зарплату увеличивали.
- По мелочи или серьезно?
- В начале совсем немного. А в последний день подняли зарплату в 8-9 раз. Но хочу сказать, что изначально зарплата у меня была не ахти какая. Мне элементарно на бутсы не хватало. Кстати, перед тем, как разорвать контракт, я ходил к руководству для увеличения зарплаты. Но они забыли о моей просьбе. И ничего не делали, пока я дважды не напомнил.
- Твой случай не первый и не последний, когда «Кайрат» официально опроверг информацию СМИ. Однако, в итоге все сбывается. У тебя есть объяснение, почему клуб так делает?
- Да, это глупо. Потому что в конце концов «Кайрат» оказывается неправ. Я не знаю, для чего они это делают.
«В ближайшее время не собираюсь возвращаться в Казахстан в принципе»
Акмаль Бахтияров
- Правда, что после того, как ты ушел, чуть ли не со всеми молодыми игроками переподписали контракты?
- Да, ребята рассказывали об этом. «Кайрат А», «Кайрат М» – они уж точно. Насчет академии не знаю.
- Ты хотел выплатить клубу компенсацию (зарплата Бахтиярова за полтора года, оставшихся по контракту. – прим. автора). Сумма не пугала?
- Я готов был, потому что хотел играть. Это того стоило.
- С администрацией «Кайрата» контакт не поддерживаешь? Может, они на тебя выходили?
- Ко мне домой приезжал генеральный директор. С моими родителями и со мной обсуждал возвращение. Видимо, они поздно поняли, что я настроен серьезно.
- Не жалеешь, что ушел из клуба? Ведь в конце сезона молодым дали проявить себя.
- Возможно, но что уж сейчас гадать. В любом случае, я рад за ребят, которые выиграли кубок Казахстана, дебютировали в основе.
- Прямо сейчас согласишься вернуться в «Кайрат»?
- Нет. В ближайшее время не собираюсь возвращаться в Казахстан в принципе. Я не для этого уходил из клуба. Разрывать контракт с «Кайратом», чтобы перейти в какой-то другой казахстанский клуб – это глупо на мой взгляд.
- После ухода из «Кайрата» на тебя обрушилась критика. Не было ощущения, что это дно?
- Огромное давление из разных структур оказывалось. Я впервые столкнулся с таким масштабным негативом в мой адрес. Действительно, трудно было перенести это. Но благодаря семье, тренеру, агенту я справился.
- Когда ты уходил из «Кайрата», от других команд предложения были?
- Да.
- Какие клубы?
- Не знаю, можно ли о таком говорить. Но предложений было достаточно: крепкие середняки и даже призеры. Оказывается, насчет меня клубы обращались еще до ухода из «Кайрата». Просто меня не отпускали. Я даже не знал об этих предложениях.
- Сначала появилась информация, что ты переходишь в молдавский клуб. Почему не получилось?
- Не знаю даже, особо не интересовался. Все агент делал. Какие-то проблемы с документами были и в последний момент решили все отменить.
- Поехал в Армению, потому что не было других вариантов?
- Учитывая тогдашнее мое положение, «Арцах» – это еще неплохой вариант. Во-первых, это игровая практика. Она была необходима, особенно после трех месяцев взаперти и мыслей закончить с футболом. На тот момент я о любом варианте думал: «Супер!» Поэтому решил, что капризничать не буду. В конце концов, это какая-никакая, а премьер-лига.
- Не расстраивался от того, что идешь в одну из худших команд армянской ПЛ?
- Тогда я не знал, что это одна из худших команд Армении. Да и сейчас так не считаю. Это ведь единственная команда, которая старается играть только местными футболистами. Им просто не хватает финансов.
- Премьер-лига Армении хуже КПЛ?
- В Казахстане мне удалось поиграть только в первой лиге. Буду говорить о ней. Уровни сопоставимые. Может, там получше. Тот же «Пюник» обыграл «Тобол» в Лиге Европы. Кстати, во многом благодаря нападающему Конате, который, как и я, играл за «Кайрат А» и тоже не был востребован ими.
«Как ушел из «Кайрата», меня сразу удалили из группового чата сборной»
Акмаль Бахтияров
- Какие проблемы возникли в Армении?
- Привыкал к одиночеству долго. Потому что впервые уехал так далеко от дома. Но команда хорошо приняла. Атмосфера волшебная была. Ребята помогли вернуться в колею. Еще одна проблема: отсутствие профессионализма. Не было того, к чему я привык в «Кайрате». В Казахстане нас привозили-увозили на автобусе, день был полностью расписан. А когда нет надзора, ты позволяешь себе некие вольности и плохо готовишься к играм.
- С тобой такое случалось?
- Да. Часто. Были соблазны.
- Избавился от этой проблемы?
- Еще нет (улыбается).
- После ухода из «Кайрата» ты выиграл в финансовом плане?
- В «Арцахе» у меня зарплата вообще небольшая была. А с «Сочи» этот вопрос еще решается. Но будет точно больше, чем в «Кайрате».
Акмаль Бахтияров в составе ФК «Арцах»
- Что со сборной? (Акмаля перестали вызывать в состав сборной Казахстана U-21. – прим. автора).
- (Смеется) Я тоже хочу узнать, почему больше не берут в сборную. Не знаю, с чем это связано. Футбол тому причина или то, что я покинул «Кайрат». Но меня даже из группового чата сборной сразу удалили.
- Связь с молодыми поддерживаешь?
- Да, общаемся. И я благодарен, что несмотря на то, что меня выставили в таком плохом свете, ребята доверяют мне. Они знают правду.
- Кто сейчас самый лучший молодой игрок в мире?
- Мбаппе. Думаю, вопросов ни у кого не будет.
- Ты себя с кем мог бы сравнить?
- Много думал об этом. Но не вижу такого футболиста, на которого я похож. Чтобы манера игры, манера бега совпадали. Вообще ни одного не вижу. Серьезно.
- Я задал эти вопросы, потому что в интернете часто писали: «Кайрат» потерял «казахстанского Месси». Как ты к такому относишься?
- Это льстит, конечно. Но я не сравню себя с Месси – это небо и земля. Хотел бы еще кое-что сказать. Я действительно благодарен «Кайрату» за годы, проведенные в его структуре.
Хочу отметить и своего тренера Хаджимурата Ибрагимова, без которого я, возможно, не играл бы в футбол. А также хочу поблагодарить мой родной Талгар. Во многом благодаря этому городку я полюбил игру. Оттуда вышло много хороших игроков: Александр Хапсалис (играл за «Динамо» Киев), Сергей Жуненко – великолепный футболист. И все они уезжали и пробовали себя за границей. Я последовал их примеру (улыбается). В «Астане М», кстати, играет мой земеля – Лев Скворцов. Выделяется в команде, на чемпионате Европы U-19 забил два гола. Надеюсь, отлично себя проявит и надолго в Казахстане не задержится.