Карпович провалился в «Кайрате». Но у него и не было шансов
Легендарный казахстанский футболист Андрей Карпович решил начать тренерскую карьеру и в мае 2017-го вошел в штаб «Кайрата». Спустя полтора года ему дали шанс проявить себя – результат оказался плачевным, считает корреспондент Prosports.kz.
Такую возможность Андрей Владимирович получил после увольнения главного тренера алматинцев. Причем это расставание не выглядит таким уж логичным. Ведь Карлоса Алоса Ферера отправили домой из-за провала в еврокубках и неудачного отрезка в КПЛ (как раз после вылета от «Сигмы»).
Но стоило ли расставаться с тренером, чье главное качество – развивать молодых игроков и грамотно вводить их в состав? Что очень даже подходит под «новый вектор развития» «народной команды». Причем уволили испанца всего за полтора месяца до конца сезона-2018. Кажется, что данное решение было непродуманным и в большей мере импульсивным.
Таким же брутальным порывом выглядит и вывод из состава легионеров. Да, подавалось все как подготовка к финалу Кубка, где сыграют только казахстанцы. Но зная методы «Кайрата», это больше смахивает на наказание (а в случае с Исаэлем – на шантаж). Тем более, что подобным образом уже «перевоспитывали» Бауыржана Турысбека.
Алмас Кулшинбаев: Попадание в сборную вскружило Турысбеку голову
Бросили на амбразуру
Ясно, что принимать команду в подобном состоянии не станет ни один здравомыслящий коуч. Поэтому алматинцы решили прикрыться Карповичем. И молодой специалист провалил концовку сезона (даже Кубок ситуацию не спасет). Но был ли у него шанс на другой исход? Маловероятно.
Карповичу еще надо учиться – опыта ему не хватает. Видно, что у него есть желание работать
Кайрат Боранбаев
Есть ровно две причины так считать. Первая и самая важная: команду лишили легионеров. Карпович больше не мог рассчитывать на мощное нападение. Из основных игроков атаки у тренера остался только Бауыржан Исламхан.
После этого у алматинцев разрушились все связи, которые нарабатывались не просто с начала сезона, а на протяжении нескольких лет. Молодежь и недавние запасные не смогли воссоздать алматинскую «химию». Оно и понятно: Сарсенов начал появляться в составе лишь при Карповиче, Швырев сыграл за весь сезон 162 минуты, а Жуков год сидел на «банке».
Очевидно, что самого и.о. главного тренера эта ситуация раздражала еще и полным отсутствием конкуренции:
– Сейчас мы не располагаем большим количеством казахстанских футболистов, и они не испытывают конкуренцию. Каждый из них понимает, что в любом случае будет играть в стартовом составе, поэтому будем привлекать игроков из молодежных составов. Ни для кого не секрет, что это позиция нашего клуба — готовиться к финалу Кубка Казахстана.
Вторая причина, о которой редко вспоминают, но она не менее серьезна – в «Кайрате» перестал существовать тренерский штаб. По сути, из старой компании остался один Карпович. Андрею Владимировичу пришлось звать тренеров из академии, чтобы с горем пополам завершить сезон. Ничего путного из этого получиться не могло. Так оно и вышло.
Косяки, которые невозможно не заметить
Несмотря на все факторы, мешающие Карповичу, в его силах было улучшить ситуацию. Но что-то не срастается. Пойдем по порядку.
1. Андрея Владимировича приглашали в «Кайрат» на роль «батьки», который станет для футболистов своим и поможет им в коммуникации с главным тренером. Карпович должен был создавать мощную атмосферу в коллективе, помогать новичкам, мотивировать звезд, подбадривать их сменщиков. В итоге, коуч должен был стать сердцем команды, тем человеком, ради которого/вместе с которым игроки должны «рвать» соперников.
Идеальной моделью является наставник «Милана» Дженнаро Гаттузо. У итальянца куча провалов в тактике, но он привил игрокам ментальность воинов. «Россонери» вырывают победы на последних минутах и посвящают их своему тренеру.
Гаттузо носится по бровке, орет на игроков, постоянно подсказывает, а в интервью с полной уверенностью заявляет, что может гордиться своими парнями. Андрей Владимирович на поле, в основном, печально вглядывается в невнятные потуги команды, а на пресс-конференциях ему остается сетовать на ужасный настрой футболистов:
– Игры нет, к сожалению. Я предъявил претензии к игрокам после матча… Это наш ближайший резерв, те люди, на ком будет строиться команда. Их отношение к игре нас не устраивает. Есть большие претензии, которые мы будем предъявлять, будем разбираться, потому что так в футбол не играют… Чтобы вы понимали, это игроки национальной сборной — вот наша сборная.
В идеале Карпович за полтора года должен был выстроить с командой такие же отношения, как Гаттузо. А в результате «кайратовцы» выходят мотивированными лишь на принципиальную встречу с «Астаной», в остальных матчах – отбывают номер.
2. Нельзя пройти и мимо странных тактических решений тренера. Например, слишком сильный крен Исламхана на левый фланг. Бауыржан итак частенько смещался к бровке, но лишь с целью подхватить мяч и сместиться на полуфланг или ближе к центру. А в последних матчах плеймейкер действовал в основном как вингер: либо стягивая соперников для прорыва Гафуржана Суюмбаева, либо готовясь к очередному навесу.
Подобная тактика уничтожила сразу несколько плюсов Исламхана. Во-первых, полузащитник не успевает открываться под удары в районе 11-метровой или на линии штрафной, что являлось его излюбленным приемом. Во-вторых, он сам больше не может откатывать мяч на набегающих в район вратарской партнеров.
Именно с помощью этих двух маневров Бауыржан раньше создавал остроту в атаке. А при Карповиче он простаивает на фланге либо пасует на линию штрафной. К сожалению, задумки тренеров бесполезны – у «Кайрата» нет ни «столба», ни мастера дальнего удара.
Для более четкого понимания того, насколько игроки зачастили с кроссами при Карповиче:
Соперники |
Навесы/точные |
«Шахтер» |
27/8 |
«Астана» |
13/6 |
«Кызыл-Жар» |
17/3 |
«Иртыш» |
18/5 |
«Тобол» |
25/10 |
В среднем за сезон-2018 |
15/6 |
И это при том, что основной форвард на остаток сезона, Самат Сарсенов, подавляющее число своих голов в Первой лиге забил после прострелов или сквозных передач. Вообще, наиболее сильная его сторона – это забегания в свободные зоны. Однако, сейчас Самат лишен возможности продемонстрировать свое лучшее качество, потому что «кайратовцы» и, в частности, главный креативщик команды свалились на навесы. И совсем не помышляют о розыгрыше мяча и последующих разрезающих пасах в штрафную площадь.
Остается надеяться, что матч с «Астаной» действительно стал для Андрея Владимировича «информативным», и его штаб предпримет какие-то изменения. Ведь в финале Кубка Дерин Эсеола сыграет вряд ли. А значит, алматинцы потеряли единственного играющего более-менее сносно на втором этаже форварда.