«Шахтерские будни»
В конце мая текущего года Prosports.kz указал на проблему недоступности финансовой отчетности для простого обывателя, поскольку чтобы узнать что-то о бухгалтерских данных футбольных клубов Казахстана стоит попотеть: начиная от регистрации в депозитарии финансовой отчетности и заканчивая поиском ключевой информации по финансовой деятельности. Напомним, что подавляющее большинство команд Казахстанской премьер-лиги являются организациями публичного интереса. Это не образное выражение, а установленное определение в рамках законодательства. Само понятие введено законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».
Дословно, организации публичного интереса – финансовые организации, акционерные общества (за исключением некоммер- ческих), организации-недропользователи и организации, в уставных капиталах которых имеется доля участия государства, а также государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения. Законодательно это регулируется по причине того, что к таким организациям всегда проявляется повышенное общественное внимание, и помогает такое регулирование, чтобы избежать злоупотребления государственным бюджетом. По данным депозитария финансовой отчетности, карагандинский «Шахтер» – организация с государственным участием, проще говоря, содержится местным бюджетом, а точнее средствами акимата Карагандинской области. Главным финансовым документом являются аудиторские отчеты, составлять эти отчеты обязаны независимые аудиторские компании для исключения вероятности личного интереса. Так, «Шахтер» начал размещать данные о финансовом положении с 2008 года, на сегодняшний день самая свежая аудиторская отчетность датируется 2016 годом. Какой-либо свежей информации за 2017 и 2018 годы нет, что скорее нарушение, поскольку организации обязаны публиковать данные бухгалтерии каждый год не позже августа. Применялись ли санкции к клубу – неизвестно.
О деньгах Караганды
Современная история успеха «горняков» началась примерно с 2010 года, команда начала показывать успехи как на казахстанской арене, так и на европейской. Это отражается и в финансовом положении – в самые успешные периоды клуб не испытывал проблем и не имел больших краткосрочных обязательств (это могут быть и задолженности по зарплатам, кредиты, авансовые платежи). В последние же 4 года финансовое состояние ухудшилось.
Так, за 2016 год «Шахтер» выручил 1 миллиард 160 млн тенге, большую часть прибыли составили вклады или пожертвования от связанных сторон (1 млрд 104 млн тенге), а если быть точнее, то от государства. При этом убыло из активов клуба в том году 1 млрд 219 млн тенге – сюда входят платежи поставщикам за товары и услуги, авансы, выплата зарплат, подоходный налог и прочее. То есть фактически в 2016 году «горняки» ушли в небольшой минус. Так было и за прошлый период, в 2015 году денег убыло также больше, чем поступило. На конец отчетного периода 2016 года в активах оставался 1 млн 907 тысяч тенге. Стоит поговорить и о долгах команды: чем больше у нее долгов, тем сильнее это сказывается на результатах. Этот механизм работает везде. В 2016 году «Шахтер» имел краткоскрочную задолженность в общей сумме 270 млн тенге, в 2015, например, это было около 300 млн – в эту сумму входят задолженность агентам и кредиторская задолженность. Общие финансовые обязательства клуба аудиторская компания оценивает в сумму свыше 700 млн тенге. Непокрытого убытка на начало 2016 года было на 754 млн.
Чуть раньше, в 2014 году команда выручила 2 млрд тенге – из них 1.8 млрд получены по результатам основного вида деятельности, а именно при подготовке для участия в национальном чемпионате, Кубке РК и Лиге чемпионов УЕФА. В том же году «Шахтер» получил призовых от УЕФА в размере 173 млн тенге. Убыло из клуба 1.9 млрд тенге, львиная доля суммы – расход на выплату заработных плат, это более 1 млрд тенге. Задолженность того года – 430 млн тенге, из них 257 млн – долги по зарплате и агентские выплаты. Тогда финансовая деятельность клуба также ушла в небольшой минус.
Карагандинский "Шахтер" одержал победу над шотландским "Селтиком" в рамках стадии плей-офф к квалификации Лиги Чемпионов, 2013
В более успешный 2013 год «горняки» выручили 3,3 млрд тенге – 700 млн призовых от УЕФА получили за участие в квалификации, если помните тот плей-офф с «Селтиком» и одно из первых громких выступлений казахстанского клуба на мировой арене. 2,3 млрд тенге «Шахтер» получил от выступлений во внутренних турнирах: КПЛ, Кубок РК и за участие в Лиге чемпионов. Выбыло на конец отчетного периода в аккурат 3,3 млрд тенге, и как обычно большая часть денег ушла на зарплаты – 1,8 млрд тенге.
В 2012 году карагандинцы показали доход в 2 млрд тенге, что все равно больше, чем за 2016 год – это и реализованный местный бюджет, спонсорская помощь, а также призовые УЕФА в размере 67 млн тенге за участие в квалификации на турнир. На зарплаты ушло в том году 1.1 млрд тенге.
Есть кубок – есть деньги
Последние годы экономика «Шахтера» находится в упадке, это отражается и нынешним положением клуба в таблице казахстанской премьер-лиги. В моменты пика команды – финансовая деятельность находилась на своем пике также. Успешный клуб интересен не только государству, но и спонсорам. Так, в 2012 году «Шахтер» получил 300 млн тенге спонсорской помощи от АО «Арселор Миталл Темиртау» – горняки помогли «горнякам» – и 176 млн тенге от ГУ СДЮШОР «Жастар». А в 2013 году, когда популярность команды была на своем максимуме, клубу удалось продать билетов на 34 млн тенге. Со следующего года спонсорская помощь сошла на нет, в период с 2014 по 2015 год клуб не получал помощь извне. Только в 2016 команде снова удалось привлечь спонсорских средств на минимальные 1 млн тенге.
Прогнозы, которые можно сделать, неутешительные. Чтобы вернуть команде былые успехи и славу, требуется не только грамотный подход к игрокам (тренировки, сборы, мотивация), но в первую очередь финансирование как от спонсоров, так и от местного бюджета. А пока еще одна топ-команда Казахстана угасает, как это случилось и с «Актобе».