Кайрат Нурдаулетов: Если поступит предложение от сборной, не откажусь

Кайрат Нурдаулетов: Если поступит предложение от сборной, не откажусь

Вторая часть эксклюзивного интервью Prosports.kz с еще недавним лидером сборной Казахстана и «Астаны».

– Ты играл вместе с Жуковым, который сейчас вернулся в нашу премьер-лигу и согласился выступать за Казахстан. Но при этом ранее он отказывался играть за сборную. Тебе понятна логика его решений?

– Парень он молодой, к тому же вырос не в Казахстане. У него менталитет европейский и в общении он другой, не такой, как местные ребята. Я не знаю, что тогда его побудило так сказать, но мне было неприятно такое услышать. Но сейчас он говорит, что хочет играть за сборную. И теперь уже надо смотреть Байсуфинову. Если Жуков хочет, то пускай докажет, что готов играть за сборную. Ну а тот опыт, который он хотел получить в России, он, наверное, понял, что ему пока рановато и что с его стороны были слишком громкие слова в тот период. Так что пусть доказывает, в целом-то он парень очень хороший, целеустремленный.

– А правда, что он зачастую оставался после тренировок и работал индивидуально?

– Да, ему не занимать в том, что он стремится развивать свои качества. Я слышал от ребят, он сам вставал рано утром, бегал кроссы, отец следил за ним, за его питанием, за его формой. Ну и это дало плоды, все-таки он поиграл в Голландии и его пригласили в «Урал».

– Слухи отправляют тебя в тренерский штаб сборной Казахстана. Насколько это далеко или близко к правде?

– Не знаю, откуда появилась эта информация. Но если поступит предложение, я не откажусь. Но мне никто не звонил, я никаких заявлений не давал по этому поводу.

– Ты говорил о том, что в равной степени готов стать как руководителем, так и тренером. Но все-таки есть позиция, которая тебе ближе?

– Не могу выбрать определенно. Мне нравится тренерская работа, пока я был в так называемом отпуске, я потренировал детей, но быстро понял, что работа со столь ранним возрастом это не мое. Там был 2009 год, то есть совсем маленькие. Я провел 5-6 тренировок, но это адский труд, и понял, что надо мне чуть постарше ребят, потому что с маленькими придется очень много терпения и следует много деталей разъяснять. Но в целом для меня главное – приносить пользу казахстанскому футболу.

Я вижу, что сейчас у нас в чемпионате практически все тренеры иностранцы и очень мало казахстанцев. Меня это расстраивает, потому что открылся центр, люди получают категории, но при этом сидят без работы, и поэтому хочется, чтобы брали наших тренеров, чтобы сменилось поколение.

– А ты уже представляешь, какой ты будешь тренер? То есть в плане стиля, оборонительный или атакующий?

– Я был игроком оборонительного плана, мне нравится футбол закрытый, контратакующий. То есть мне больше импонирует работа таких тренеров, как Симеоне, Конте, Моуриньо.

– Ты сказал, что согласился бы поработать в сборной, но нравится ли тебе, как она сейчас выглядит?

– Вспышками – есть положительные моменты, но все нравиться не может. Дома команда хорошо играет, на выезде – не очень. Но меня радует, что со сборной работают казахстанские специалисты, может, есть недочеты, возможно у них не так много опыта международного, но надо дать время и все будет нормально.

– Юношеская сборная дошла до финала Мемориала Гранаткина, и у нас это восприняли восторженно. Но тебе не кажется, что возраст все-таки еще не такой сложившийся, к тому же турнир в Петербурге это все-таки не Лига чемпионов?

– Любая победа это положительный момент. На данный момент эта смена, которая растет в сборной, и при хорошем отношении именно эти ребята в ближайшие пять лет должны сменить нынешнее поколение. У нас давно не было таких успехов ни на одном уровне сборных, просто нужно не сбиваться с пути, нужно продолжать развивать этих ребят. Но в то же время я согласен с тем, что сильно обольщаться этим достижением не стоит.

– Неожиданно увидел в твоем «Инстаграме» Стэна Вавринку. Ты увлекаешься теннисом?

– Не то чтобы я его фанат, просто люблю теннис. Мне нравится Надаль. Иногда я и сам играю и неплохо разбираюсь в теннисе. Есть любимчики, есть те, кто мне не нравится, например Джокович. А что касается Вавринки, то мне импонирует классический стиль его игры.

– Также я заметил, что ты выложил фото «Кайрата», когда они победили в Кубке. Учитывая, что ты бывший капитан «Астаны», это было немного странно.

– Ну все-таки это мой любимый, родной город. Я не хотел показать этим жестом, что я кайратовец, я просто хотел поздравить ребят, с некоторыми из которых общаюсь. Ну и я уже говорил, что в футбольном плане «Астана» мне ближе, поскольку лучшие годы я провел там, но про свой город я не могу забыть, у меня отец до сих пор за «Кайрат» болеет. Так что во многом это была дань уважения своему городу.

– И пожалуй последнее, что мне показалось примечательным в твоих соцсетях, ты часто отмечаешь Президента страны. Он является для тебя примером в жизни?

– Мне нравится наш Президент, его политика. При всем том, что происходит в мире, у нас относительная тишина, я считаю, что это его заслуга. Да, есть люди, которые его критикуют, которые говорят, что можно было бы жить лучше, но для меня главное, когда у нас нет никаких конфликтов, войн, все растут в спокойствии.

– А тебя не огорчает тот факт, что в стране есть Алматы, Астана, и есть остальные города, которые не так сильно развиты?

– Ну это не секрет, у нас два города в стране. Например, я был в Уральске, и пусть на меня там люди не обижаются, но чисто в футбольном плане, в плане инфраструктуры, условий для футболистов они сильно отстают, и в целом так нельзя. Для того, чтобы был хороший футбол, нужно создавать условия. А если так будет продолжаться, все будет стоять на одном уровне. Такое ощущение, что неважно, в каком состоянии футбол, главное, чтобы он просто был. Возможно, если такое отношение к футболу, то значит, и к городским аспектам подобный подход.

– Давай представим, что тебя пригласят в федерацию на руководящую должность. Каким будет твое первое решение?

– Я начал бы с самого простого – полей. Обязую всех сделать хорошие поля, потому что я сталкивался с этим как футболист. У нас же беда с полями – когда чемпионат стартует, играем на огородах. Поэтому как минимум одно поле хорошего качества должно присутствовать.

– А ты никогда не пробовал заниматься бизнесом? Или сотрудничать с кем-либо?

– Таких проектов было много. Подходили друзья, просили помочь, когда-то это получалось безвозмездно, когда-то в долг, а с некоторыми мы до сих пор вместе. В основном я помогал родным, близким.

– Историй а-ля Кержаков-Саенко не случалось?

-Нет, мы же здесь миллионы не зарабатываем. Ко мне обращались люди с небольшим бизнесом, и я знал, что они меня не подведут. Ситуаций, чтобы меня кто-то кинул, не возникало.

– Есть вещи, о которых ты жалеешь в карьере?

– Только об одном. Были моменты, когда возникал шанс попробовать себя в других чемпионатах. Например, после Кубка Содружества в составе «Иртыша» появилось несколько вариантов из Украины и России. Но тренеры посчитали, что я слишком молодой, надо, дескать, окрепнуть. А потом не сложилось. Иногда думаю, что следовало поехать, посмотреть на себя в других условиях. Но я был молодой, глупый, доверял тренерам, слушался их, для меня их слова были закон. Хотя я и сам тогда не рвался и никто мне не подсказал.

– Ну и в конце позволь небольшой аттракцион. Ты прожил большую карьеру и теперь наверняка можешь составить свою символическую сборную с теми футболистами, которые играли с тобой в одной команде.

– Надо подготовиться (улыбается).

 В воротах однозначно Юра Новиков, лучше вратаря в Казахстане я не видел.

Правый защитник. Я бы взял в свою команду Фару Ирисметова, он играл слева, справа, и даже против таких игроков, как Роналду.

Центральные защитники. В Костанае я очень многое взял у Станимира Димитрова – сильный игрок, хороший человек, большая личность – всегда мне подсказывал и показывал своим примером, как действовать на поле.

Еще один защитник – Давлетов. Мы играли с ним в Павлодаре, я считаю, что он один из лучших центральных защитников того времени. Он невысокого роста, хорошо выбирал позицию, быстрый, читал игру.

Левый защитник – Тимофеев. Такого жесткого защитника я никогда не видел. Он мог сломать даже на тренировке, к нему никто не подходил – боялись.

Правый полузащитник – Серик Жейлитбаев. Такого умного игрока, с таким видением поля … сейчас к нему, наверное, только Исламхан приближается.

Левый полузащитник – Фокси Кетевоама. Тот полузащитник, который всегда обостряет, может он особо не помогал обороне, но его смещения в центр, удары, стандарты…

Центральные полузащитники. Однозначно Роджер Каньяс. Он действительно игрок центр поля, все его данные, движения говорят об этом.

Еще один полузащитник более атакующего плана – Руслан Балтиев. Думаю, с Каньясом они бы составили сильный дуэт.

Нападение. Пусть будут Муслим Агаев и Арсен Тлехугов. Арсен был жадный на голы, он кроме ворот ничего не видел, он никогда не поделился бы мячом, если бы выходили два в одного, но я считаю, что таким и должен быть форвард.

Муслим более тонкий игрок, он всегда находился там, где надо, но при этом не обладал серьезными габаритами.

Конечно, есть еще игроки, кого я бы добавил. Например, Исламхана, Нурбола Жумаскалиева, который хорошо отдавал и со штрафных отлично бил. И еще в оборону бы добавил Самата Смакова, думаю, лучшие годы он провел как раз на позиции центрального защитника.

– То, как расстались с Жумаскалиевым в «Тоболе»…

– (Прерывая). Я был очень недоволен, как с ним поступили. Надо что-то менять в этом плане. Люди отдают клубу больше десяти лет, и потом происходит такое – некрасиво! Все мы думали, что Нурбол это символ «Тобола» и что он будет продолжать до конца. И мы в свое время даже шутили, что в Костанае только две машины – это акима и Нурбола.

В общем, мне не нравится эта ситуация. Я не знаю всех нюансов, но думаю, надо было принять сторону футболиста.

Кайрат Нурдаулетов: Стойлов сказал, что на меня не будут рассчитывать

Фото Олега СПИВАКА 

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
Для того, чтобы оставить комментарий, или