Европейский футбольный функционер Оливье Ярош в интервью Prosports.kz высказался о кризисе в спорте, плюсах и недостатках госфинансирования, а также о пути развития футбольной индустрии в ближайшее время.

Оливье Ярош – это довольно известный специалист в Европейской футбольной системе. Долгое время Ярош занимал ключевые позиции в ECA (Ассоциация Европейских клубов), куда входят все ТОП-клубы и постоянные участники Лиги Чемпионов/Лиги Европы. Кстати, от Казахстана в заседаниях ассоциации принимают участие «Астана» и «Кайрат».

Кроме того, Оливье Ярош является профессором в Футбольной Бизнес Академии (Швейцария) и член центра знаний Стокгольмской Бизнес Школы (Швеция). Последние годы в ECA специалист посвятил программам улучшения и модернизации клубного менеджмента, а в этом году запустил собственную компанию Club Affairs, которая занимается консультированием футбольных клубов и разработкой стратегий развития для профессиональных спортивных организаций. Несколько аналитических материалов, сделанных LTT Sports в последние месяцы, доступны по ссылке.

- Оливье, в этом году коронавирус – это главная тема для обсуждений. Безусловно, футбол это тоже не обошло стороной. Как считаете, какими были общие потери для европейского футбола за эту весну?

- Футбольная индустрия, очевидно, не была готова к такой ситуации – фактически сложились условия для идеального шторма, когда практически во всех странах Европы, за небольшим исключением, физически нельзя было играть в футбол. Если смотреть какие-то усредненные цифры, как говорится: «в среднем по больнице» (возможно, не самое лучшее словосочетание в наше время, конечно) - наш анализ показывает, что европейская футбольная индустрия на пике карантина теряла примерно 6.25% от своих поступлений в течение каждого месяца простоя. Так что на середину-конец мая, когда начали возвращаться национальные чемпионаты, мы можем говорить об общих потерях на уровне около 2.6 млрд евро.

Но дьявол, как известно, в деталях: в тех странах, где большая часть доходов получается клубами от продажи билетов и ВИП-лож, проведение матчей без зрителей, или с ограничениями их количества, очевидно бьет очень больно по выстроенной бизнес модели. В той же Швейцарии, где статья доходов от продажи билетов в среднем по лиге занимает 31%, клубы уже сейчас говорят о падении своих доходов минимум на треть, причем не только в прошлом и за последние месяцы, но и в обозримом будущем тоже.

С другой стороны, есть лиги, и это, в основном, крупные чемпионаты, где ключевой статьей доходов является продажа прав на трансляции. В этих странах самое важное, чтобы матчи были так или иначе проведены, так что текущая ситуация может им сыграть даже на руку, ведь можно будет оптимизировать свои расходы на инфраструктуру. У того же «Манчестер Юнайтед» за 10 лет с 2009-го доходы от проведения матчей фактически не выросли (а если принять во внимание инфляцию – так и вообще упали), а их доля в общей сумме упала с 41% до 18%. Конечно, 18% это тоже очень заметно, но тут как раз можно и говорить об оптимизации – так как у очень многих западных клубов большая часть матчевых доходов идет не столько от продажи обычных билетов, сколько от продажи ВИП-лож, кейтеринга и прочих индивидуальных услуг повышенного качества. А тут, как нельзя кстати коронавирус, который требует полностью пересмотреть все подходы к организации стадионов и проведению публичных мероприятий! Но и у того же «МЮ» в начале карантина доходы сокращались примерно на 10 млн фунтов в неделю (что, кстати, очень точно соответствовало выработанной нами модели!).

Есть еще и те страны и клубы, которые живут «нерегулярными» доходами: поступлениями от спонсоров или государства, продажей футболистов и призовыми от УЕФА. Вот у них могут возникнуть определенные сложности, в основном из-за того, что их благосостояние зависит от благосостояния других структур и организаций – тех же спонсоров, государства (у которого может не оказаться лишних денег на профессиональный спорт), других клубов (которые должны покупать футболистов) или УЕФА. Но тут все тоже весьма индивидуально.