Начало сезона-2019 запомнится болельщикам не только впечатляющей статистикой (казахстанские команды непривычно много забивают), но и ужасной работой рефери. За четыре стартовых тура к «людям в черном» накопилось столько вопросов, что молчать и отделываться фразами в духе: «Это КПЛ, детка», уже невозможно. И мы не стали. Корреспондент Prosports.kz Нурали Алтынбек пытается понять, что творится в судейском корпусе КПЛ.

Кого «тащат»?

Первый тур казахстанской премьер-лиги прошел более-менее спокойно. Главный вопрос относился к бригаде, обслуживавшей матч в Алматы. Работавшие довольно четко арбитры вызвали чувство недоумения лишь к концу встречи. К тому времени «Кайрат» уверенно вел 2:0 у «Тараза», и судьбоносными решения судей вряд ли бы стали. А вот справедливости нашему чемпионату добавили бы точно.

На 88-й минуте жамбылцы отбились от очередного набега алматинцев и выбежали в контратаку. Главный судья из-за резкой смены событий остался далеко позади, поэтому вся ответственность легла на плечи бокового рефери. Но тот оказался к этому не готов и опоздал за эпизодом. На видео отчетливо видно, что арбитр лишь догонял футболистов и видел эпизод из-за спин игроков.

Момент с падением Лобжанидзе (смотреть с 4:13):

Но даже со стороны кажется очевидным, что занесший ногу для удара Элгуджа Лобжанидзе добровольно падать не собирался. А вот обхвативший его двумя руками Елдос Ахметов вполне мог помочь. Удивительно, что очень спорная ситуация, приправленная репутацией защитника «Кайрата», была проигнорирована бригадой.

Второй тур стал скандальным «благодаря» неадекватной работе арбитров матча «Астана» – «Окжетпес». Те эпизоды уже сотни раз обговаривались, а потому повторяться не будем. Вы и сами наверняка все видели и выводы сделали.

«Я по-прежнему считаю, что в матче с «Астаной» мы не проиграли. У нас отобрали совершенно справедливо и чисто забитый мяч, в наши ворота забили, когда игра должна была быть остановлена»

Главный тренер «Окжетпеса» Андрей Карпович

Из-за шума вокруг матча в столице незамеченным осталось то, что творилось в Шымкенте. Местный «Ордабасы» как мог старался забить, но Рамиль Нурмухаметов и стойка ворот спасали «Актобе». Однако на 58-й минуте Алексей Щеткин вырвался один на один, и вратарю гостей не оставалось ничего, кроме как сносить форварда. После столкновения мяч не изменил своего направления, а значит, кипер его не коснулся.

Момент со столкновением Щеткина и Нурмухаметова (смотреть с 3:53):

А вот футболисты столкнулись настолько жестко, что нападающий поднялся лишь с помощью медиков, а Нурмухаметов восстановиться так и не смог – ему потребовалась замена. Казалось бы, чистый пенальти. Но нет! А самый ад в том, что рефери не назначил даже угловой – то есть прекрасно понимал, что вратарь до мяча не добрался.

А спустя полчаса Мирзад Механович получил вторую желтую за симуляцию. Хотя футболист поднялся спустя мгновение после того, как перепрыгнул через голкипера «Актобе». Почему тогда не был наказан нагло «симулировавший» Щеткин – великая загадка.

Момент с падением Механовича (смотреть с 6:43):

Возможно, кто-то решит, что в этих эпизодах все не так просто и без мнения экспертов не обойтись. Что же, пожалуйста, мнение Prosports.kz разделяют и в Казахстанской федерации футбола. Вот отрывок из письма, которое пришло в нашу редакцию из КФФ в ответ на запрос:

«Касательно некоторых из представленных вами эпизодов отметим, что по итогам их рассмотрения на заседании Судейско-экспертной комиссии Судейский комитет КФФ принял решение об отстранении на различные сроки арбитров, обслуживавших матчи «Ордабасы» – «Актобе», «Астана» – «Окжетпес», «Ордабасы» – «Жетысу» и «Кайрат» – «Окжетпес».

Не тащат. Просто плохо работают

Проверить это можно на раз-два. Во-первых, маловероятно, что «Астана» нуждается в подобной помощи в матчах с далеко не самыми серьезными соперниками. Ведь столичная команда за это время встречалась с разобранными «Актобе» и «Атырау» (в перенесенной встрече 18-го тура). Да, «горожане» столкнулись еще и с неуступчивыми «Жетысу» и «Кайсаром», но во всех этих матчах серьезных «проколов» у судей замечено не было.