Главный тренер «Шахтера» Саулюс Ширмялис в эксклюзивном интервью Prosports.kz рассказал о том, почему согласился на предложение карагандинского клуба, есть ли будущее у Андрея Финонченко как тренера, а также оценил потенциал молодых игроков КПЛ, в частности, Еркебулана Сейдахмета.

– Саулюс Константинович, ваша команда провела приличный первый тайм против «Кайрата». Во втором что-то пошло не так. В чем проблема, на ваш взгляд?

– Наверное, «Кайрат» виноват, что у нас что-то пошло не так. Значит, они включили другие скорости. А у нас не было чем ответить. Наверное, мастерство игроков «Кайрата» на сегодня немного выше. У ведущих игроков, я имею в виду. Потому что таких, как Исаэл, Гоу, Жуков, Суюмбаев, у нас нет. Исход матча, по-моему, определили именно эти игроки.

– Вам не кажется, что во втором тайме стоило действовать в том же темпе, что и в конце первого?

– Не все желаемое совпадает с действительностью, понимаете? Силенки, наверное, не те у нас. Проблемы известны – мы недосчитались четырех-пяти игроков основного состава. Отсутствовали те, кто мог добавить нам в качестве. Хочется прибавить – не всегда получается.

– После забитого гола «Шахтер» сел в оборону. Однако игроки не смогли четко ответить, по какой схеме действовали: с пятью защитниками или с тремя центральными.

– Нет, это не пять в линию, это три центральных. А те, кто играл крайних защитников, дополняли эту линию. Но они должны были и участвовать в атаках. Сложность возникла в том, что не все на своих позициях играли. Пикалкин, например, не играл никогда в таком амплуа, то есть по всей длине бровки. Хотя он и неплохо смотрелся.

– Показалось, что с выходом Сергея Скорых «Шахтер» начал лучше контролировать мяч.

– Да, так и есть.

– Почему такой игрок остался вне стартового состава?

– Скорых уже давно не выходит в старте. Дело, наверное, в том, что мы неплохо сыграли таким вот составом с «Ордабасы» (2:1. – Прим. Prosports.kz). Сильно ломать не хотелось. Хотя в голову приходила мысль, обсуждали мы это (выход Скорых в старте. – Прим. Prosports.kz). Но мы играли по такой схеме, а значит, игроки должны были находиться на позициях инсайдов. То есть должны быть направлены вперед. Станоевич и Зошак как раз такого типа игроки, что могут выбегать из глубины. Скорых больше на плеймейкера похож.

«Было в моей карьере такое, что люди со стороны пытались вмешаться в дело»

Саулюс Ширмялис

– На старте сезона Сергей отметился тремя автоголами. Вы внесли какие-то коррективы в его игру?

– Заметили, что он стал меньше себе забивать (смеется)?

– Может, подсказали ему что-то в движении?

– Импонирует в нем то, что он руки не опускает. С учетом того, что сейчас наступают главные матчи сезона, а мы далеко от зоны вылета не ушли, основным станут опыт и мастерство. А этим Сергей не обделен. Будем надеяться на него.

– А вообще, в клубе есть специально обученные люди, которые работают с психологией игроков, или футболисты как профессионалы должны сами справляться с этим?

– Конечно, было в моей карьере такое, что люди со стороны пытались вмешаться в это дело. Но ничего путного не выходило. Много людей приходят из других сфер и видов спорта, пытаются навязать что-то свое, но ничего не получается. Игрок и тренер, если они профессионалы высокого уровня, сами могут решать психологические моменты.

– Какую роль в тренерском штабе играет Андрей Финонченко?

– Я прислушиваюсь к его мнению, как и ко всем своим помощникам. Все на равных условиях. Конкретной роли нет, работает, как и все ассистенты.

– Помогает ли ему в работе статус живой легенды клуба?

– Думаю, да. Прислушиваются к его мнению игроки. Особенно атакующие, потому что он может что-то конкретное им подсказать. В этом его роль высока.

– А вы видите в нем потенциал вырасти в большого тренера?

– На это только сам Андрей может ответить. Хочет ли он сам этого? Потому что нужно поучиться еще, категорию повысить, получить соответствующее образование. Но видно, что человек старается.

– Вы приняли «Шахтер» в разгар сезона в откровенно плохом состоянии. Насколько тяжело далось решение вернуться в Казахстан и зачем это было вам нужно?

– В футбольной жизни часто так бывает. Иногда сам не понимаю, зачем это было нужно (улыбается). Ну, поступило предложение, люди были заинтересованы в моих услугах. Вызов это или нет, но пришлось отказаться от более спокойной жизни. Потому что в этом сезоне я не планировал работать тренером. Хотел отдохнуть, плюс были другие проекты. На родине предлагали заниматься обучением молодых тренеров по новой программе.