Данияр Каскарауов: Спортивная политика министра неправильная

Данияр Каскарауов: Спортивная политика министра неправильная

Зимние Олимпийские игры — 2026 в Милане и Кортине-д’Ампеццо уже не за горами, однако недовольство казахстанской общественности только нарастает. Поводом для бурных дискуссий стали колоссальные расходы на подготовку: из бюджета было выделено 13,3 миллиарда тенге. Этот вопрос вновь оказался в центре внимания после заявления депутата Мажилиса РК Данияра Каскарауова, который публично усомнился в эффективности многомиллиардных трат.

В интервью Prosports.kz парламентарий подробно объяснил свою позицию и указал на системные пробелы в финансировании зимних видов спорта.


— Данияр Алдабергенович, недавно Вы подняли вопрос о многомиллиардной выделенной сумме на подготовку к зимней Олимпиаде. Как думаете, оправданы ли такие расходы?

— Мы можем сказать это после Олимпиады. Но то, что они сказали на брифинге: «Ждём медаль, „бронзу“ или „серебро“». Это означает, что министерство само не знает, в каких видах и от кого ждёт: не было сказано ни фамилии, ни вида спорта.


Когда проходят Азиатские игры, а это за два года до Олимпиады, ты уже должен понимать, чего можно ожидать на Олимпийских играх и насколько готовы атлеты. За 2–3 месяца до Олимпиады должны официально собрать и сказать: «В этом году были такие расходы, на прошлых играх у нас было такое количество лицензий, в этом году у нас пока столько лицензий». Пока осталось две недели, и шансы на получение лицензий еще есть. Пока у нас в два раза меньше участников по сравнению с прошлой Олимпиадой.


В последних зимних Олимпиадах у нас всегда был низкий результат: либо у нас это не развито, либо это дорогие виды спорта. Я задал конкретный вопрос. У Комитета по спорту и физической культуре есть сайт — он у них работает, но нужной информации нет. После моего вопроса они, за ночь что ли, опубликовали информацию о расходах.

— Не секрет, что зимние виды спорта дороже летних с точки зрения расходов на экипировку, её содержание и выезды на соревнования, которые проводятся в не самых дешёвых странах.

— Вот так и отвечает. Потом он говорит, что недавно получил назначение. Ссылается на то, что не один он виноват — до этого был другой министр.

— Министра спорта имеете в виду?

— Написали так — он лично не ответил. То Сапиев, то люди со стороны, кого не касается это, отвечают за него. Понятно, что попросили, хотя он должен отвечать за Караганду, а не за министерство спорта. И потом, кто такой Сапиев — экономист или финансист?


Я также сказал, что у нас есть база в Талгаре. Перед Азиатскими играми и Универсиадой в Алматы построили очень хороший, современный и по международным стандартам комплекс. Один цикл уже не работает, а им примерно три года выделяли деньги на ремонт, и он стоит. Было выделено около 3 миллиардов тенге. Потом обанкротились, денег нет, ремонт так и не сделали, и непонятно, когда будут ремонтировать. Соответственно, отправляют на сборы за границу, выделяя каждый год около миллиарда на содержание этого комплекса.

Я спрашивал: насколько это правильно? Почему мы не ремонтируем? Через месяц Олимпиада закончится и начнётся другой цикл, а у нас ещё непонятно, когда будет построена база. У нас есть трамплин в Алматы, база в Щучинске, есть хорошая база в «Алатау».

Единственная школа, где учатся 250 детей, готовит нам резерв. Результаты действительно есть: в прошлом году у нас была золотая и другие медали по каким-то видам. А когда Олимпиада — чемпионов нет. Оказывается, многие уходят от нас, поскольку, наверное, чтобы наладить карьеру, уезжают в европейские страны, где это развито.


Честно сказать, я за зимними видами спорта никогда не следил, но смотрел, когда Владимир Смирнов выступал или Денис Тен, мы болели. У нас слабая идеология в зимних видах спорта — много не показывают и мало знаем чемпионов.

Вот стоит старая школа. Тоже выделяли деньги, начали строить новую базу, школу — и тоже всё стоит. Каждый год туда выделяют 1 миллиард и 600 миллионов, что ли. Немаленькая сумма, и расходы-то идут. Я про это спрашивал: и немаленькие деньги тратятся, база есть, молодёжь у нас талантливая, и надо посмотреть и подумать. Если у нас действительно никто не хочет этим заниматься, может, тогда лучше закрыть эти виды спорта? Вот это я и написал.

— Будет ли создана какая-либо комиссия, которая расследовала бы этот вопрос?

— Я всё отправил Аиде Балаевой (заместитель Премьер-министра и министр культуры и информации — прим. ред.) в письменном виде. Не знаю, что они решат, но после Олимпиады скажут, о чём они думают, какие у них стратегия и планы и как дальше будем работать.


Много лишнего не хочется говорить перед Олимпиадой, чтобы наши спортсмены не подумали, что мы не рассчитываем на медали — так нельзя, они же готовились, трудились, много времени потратили. Заранее говорить «мы ждём одну медаль» — означает, что многие будут думать, что шансов нет.


Аида Балаева — заместитель Премьер-министра и напрямую курирует спорт. Я пока не говорил про создание комиссии или проверки — я просто задаю вопросы, а дальше посмотрим, как будут действовать и какие выводы сделают.

— Министерство спорта опубликовало заявление, в котором говорится, что выделенные средства были направлены на приобретение спортивного инвентаря и экипировки, оплату труда спортсменов и тренеров, включая зарубежных специалистов, медико-фармакологическое обеспечение, участие в международных стартах и лицензионных турнирах, научно-методическое сопровождение и проведение учебно-тренировочных сборов. Верите ли, что всё из этого было реализовано, особенно научно-методическое сопровождение?

— Если честно, я думал даже нанять свою аудиторскую контору, чтобы посмотреть, куда тратились деньги. Очень много уходило на сборы.

Каждый министр отвечает и тратит деньги как хочет. Я же считаю, что необходимо сначала создать условия. Почему старые объекты по 3–4 года стоят? Деньги выделяли — украли, а дальше не строят. Есть все условия с такой природой! Вместо расходов на сборы лучше бы у себя занимались и привлекали бы побольше специалистов сюда, а своим поднимали бы зарплату.


— Вы подозреваете, что деньги могли быть украдены?

— И украдены, и неправильно потрачены. Лично для меня спортивная политика министра неправильная.

— На Ваш взгляд, куда можно было бы направить эту сумму?

— Если ты пришел вчера и видишь, что скоро Олимпиада и ты не успеваешь, то достройте базу в «Алатау» быстро. Нужно создать всем условия и поднять зарплаты местным специалистам. Понятно, что в Европе на хороших базах и со специалистами высшего класса можно быстро набрать опыта, но сколько денег туда тратят?.. Невозможно же всех туда отправить — можно отправить лучших из лучших. Например, если ты видишь, что человек талантливый — отправляй. Чтобы сэкономить деньги, нужно создать базы и инфраструктуру, чтобы люди к нам приезжали из других азиатских стран.


Население Алматы — 4 миллиона человек, и почему база в «Алатау» до сих пор стоит?.. Деньги украдены. Везде деньги украли, как только проходят рейды. Потом думаем: кто виноват?.. Почему медалей нет?.. Государство же выделяет неплохие средства, а результата нет. За последние несколько лет у нас поменялось четыре министра.

— Вообще, какие проблемы Вы наблюдаете в зимних видах спорта?

— Я, конечно, не специалист, чтобы прямо сказать о проблемах. Вот я собирал всех, задал вопрос — почему не работают трамплины?.. Мне говорят, что работают. Прямо в центре Алматы стоит такой трамплин красивый. Я иногда хожу по Аль-Фараби туда-сюда и не вижу, чтобы кто-то прыгал и готовился. Он был доступным. Видимо, нужно больше специалистов. Если тренер хороший, то учеников много будет.


Мы раньше занимались в подвале у хороших тренеров. А если тренируешься в суперзале, а тренер не очень, то ты туда не пойдешь. Поэтому нужны хорошие специалисты.

Нельзя сказать, что у нас нет возможности — у нас есть «Алатау», Щучинск, Риддер. У нас очень красивая природа и есть все возможности для зимних видов спорта — только надо достроить базу, контролировать и выделять деньги, чтобы дети занимались массово. Чемпионы выходят оттуда, где есть масса. Из ста детей искать чемпионов тяжело. А если 10 тысяч занимается, то 100 процентов выйдут чемпионы. Будет конкуренция между собой, турниры внутри Казахстана.

Пусть даже не будет много чемпионов, но зато люди будут заниматься массовым спортом и будет здоровая нация.

— Какого результата ожидаете от участников предстоящих игр в Милане и Кортине?

— Не могу сказать, потому что я не наблюдал за спортсменами. Например, про бокс и борьбу люди знают, потому что про них много говорят, показывают, поэтому болельщики знают, где он участвовал, с кем дрался. В борьбе в весовой категории Ризабека знаешь, что есть Сайдулаев, Нажмудинов. Кто-то, скажем, травмировался или заболел, Россию исключили и Сайдулаева не будет, и уже понимаешь, что шансы есть — примерно можно сказать. А перед предстоящими зимними играми не знаю, честно.

Во-первых, я не любитель и не фанат. Почему? Потому что у нас мало чемпионов. Если бы был такой, как Смирнов... Я был тогда маленьким, и мы смотрели первую с участием Казахстана зимнюю Олимпиаду в Лиллехаммере: Шешкиль упала перед финишем и стала четвёртой из-за этого, а в марафоне Смирнова на 50 километров — мы ждали, напряглись и болели. Когда он стал первым, мы понимали, что такое зимний вид спорта и что такое азарт. Мы обрадовались, что у нас есть «золото». А потом — всё, только Денис Тен показал результат. Честно, не смотрим и не знаем, кто и как выступает — у них есть свои болельщики.


Я человек спорта и не работал в министерстве или комитете спорта. Не смотрел и не вникал. У меня был бизнес, я занимался борьбой и видел, как развивался ММА. Я собрал ребят, создал клуб и дал возможность участвовать.

Я вижу, как развивается спорт, какие расходы. Прежде чем что-то говорить, я звоню 10–20 людям, журналистам, болельщикам, заслуженным тренерам. Потом я делаю вывод и говорю. Мне никто не подсказал, я не открывал просто интернет, что-то нашел и сказал. Я лично никого не трогаю — я переживаю за весь спорт Казахстана.

ФОТО: личный архив Данияра Каскарауова, Евгения Кошкина, Дениса Никишина, Серика Сапиева, Olympic.kz

Определен состав сборной Казахстана на чемпионат мира в США

Какие казахстанские телеканалы покажут зимнюю Олимпиаду-2026 в прямом эфире

Титулованный французский фигурист провалил короткую программу на чемпионате Европы

Казахстанская горнолыжница выиграла золото в Италии

Источник: Prosports.kz Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
Для того, чтобы оставить комментарий, или