Почему стадионы строят не по уму?

Почему стадионы строят не по уму?

Приватизация ряда казахстанских клубов стала едва ли не самым громким событием уходящего года не только в футболе, но и в отечественном спорте в целом. Однако на этом фоне возникает много вопросов: складывается впечатление, что большинство новых владельцев не проявляют к командам особого интереса. Исключением стал лишь новый собственник «Шахтера» Тимур Турлов, инвестирующий миллиарды тенге в строительство академии и инфраструктуры в Караганде.

Также наметились сдвиги в вопросе строительства новых стадионов, но и здесь решения местных властей зачастую выглядят, мягко говоря, нелогичными.

Корреспондент Prosports.kz связался с известным в прошлом казахстанским футбольным специалистом Николаем Ивановым, чтобы обсудить с ним происходящие перемены в отечественном футболе.


Николай Григорьевич, ну, вроде бы начался сдвиг «тектонических плит» в казахстанском футболе, сопровождающийся массовой приватизацией клубов. Но вместе с этим возникает много вопросов, особенно по инфраструктуре. Тимур Турлов уже начал принимать первые шаги по развитию футбола в Караганде, инвестируя миллиарды в проект, а вот другие новые собственники пока не особо активны в этом плане. Видимо просто показуха?

— Думаю, что Турлов зашел более фундаментально. Надо обратить внимание на одну вещь: ни в одной области, кроме Карагандинской этого не произошло. Турлов стал не только владельцем клуба, но и президентом федерации области, а это совершенно другая ситуация. Кто у нас должен заниматься развитием футбола и футболом вообще?.. Это две структуры: первая – областная федерация, а вторая – сами клубы в разных ипостасях, будь то государственные или частные.


Сравнивать сегодня Карагандинскую с любой другой областью будет некорректно ровно потому, что Турлов очень фундаментально подошел к этой теме. Думаю, непоследнюю роль сыграл и Рохус Шох. Мы же понимаем, что Турлов – это крупный бизнесмен, а саму идею и все эти футбольные проекты дает группа, в том числе Рохус Шох, а теперь мы понимаем, что и Дмитрий Алексеевич Огай тоже там. QJ лига и вся эта история теперь имеет продолжение в Карагандинской области.

Все верно, но пока того же не заметно в других регионах, чьи клубы перешли в частную собственность.

— Я бы сказал, что группа людей и специалистов футбола дает идеологию Турлову, а в других клубах этого нет, потому что зашли крупные бизнесмены, но саму футбольную специфику эти люди не совсем точно понимают или, возможно, совсем не понимают. В этом отношении фундаментальным может оказаться еще Ломтадзе, поскольку у него есть клуб в Англии и он более подготовлен.


Это в большей степени вопрос профессионального менеджмента, который должен появиться и должен быть у этих олигархов или крупных бизнесменов, которые по призыву Президента Казахстана пришли в футбол. Они же не инициативно пришли — давайте будем честно называть вещи своими именами. Их призвал Президент.

Мы реально понимаем, что сегодня казахстанский футбол бизнеса из себя не представляет вообще, от слова «совсем». Поэтому это вопрос принуждения, будем говорить честно. Принуждение в хорошем плане: «Вы-то деньги зарабатываете, но давайте поддерживать и какие-то социальные проекты, вкладывайте часть денег». Учить их патриотизму сложно, но все-таки призыв Президента сработал, и только в первой части — в части того, что они исполнили это. А теперь, как они будут исполнять дальше — вопрос. Нужны управленцы, менеджеры и люди, которые будут реализовывать эти проекты.


— Проблемной темой остаются стадионы. Да, начались инициативы по строительству новых арен, и, например, в Караганде построят всего... на 12 тысяч мест. И это в городе с населением в полмиллиона человек! Вообще, на Ваш взгляд, чем руководствуются при принятии таких недальновидных решений руководители регионов, городов, учитывая рост населения, а вместе с ним и количество футбольных фанатов?

— Руководители-то разные. В этом смысле в Актобе приняли даже с упреждением решение о строительстве стадиона на 35 тысяч мест.

— Актобе и Алматы — исключение. Есть арены в Туркестане, Кызылорде, будут строить в Караганде, планируется возведение стадиона в Усть-Каменогорске. В целом строят на скромное количество мест. Почему так?

— Давайте посмотрим на это так: когда мы наблюдаем трансляции матчей из этих городов, какое заполнение на этих стадионах?.. Начнем с того, что спектакль должен быть качественным, и тогда на него пойдут люди, а Актобе — это большое исключение. Стадион «Кобланды-батыра» на 12 500 мест по большей части, за исключением провального конца сезона, практически все время забит. Когда «Актобе» добирался до еврокубков, то потребность в местах была значительно больше. Поэтому аким принял решение — и отчасти избыточное, но, возможно, с учетом перспективы и правильное, потому что город будет расти, в планах он будет «миллионником».


— Но ведь то же самое можно сказать и про Караганду, и арена на 12 тысяч мест — ну, очень мало.

— Верно, я согласен. На эту проблему стадионов посмотрел бы так: это не вопрос клуба — это вопрос акимов. Эта инфраструктура должна быть городской. Клубы должны заниматься развитием самого клуба, а инфраструктурой должны заниматься местные власти.

Как уж там случился разговор и состоялось решение — трудно сказать, комментировать сложно. Возможно, проблемы с землей, но я не знаю. Может быть, Турлов не готов был заходить и самостоятельно строить. Даже если сметная стоимость такого стадиона, по публичным заявлениям бывшего начальника спорта Актобе Гончарова, составляет 70 миллиардов тенге, то, скорее всего, далеко не все готовы на такие траты.


— Не дороговато ли? В Европе-то строят дешевле.

— Это другой вопрос. Я отказываюсь это комментировать ровно потому, что я не знаю, откуда взялась эта цифра. Учитывая, кто этот проект делал, какую экспертизу проводили и откуда такие цифры взялись — мне трудно комментировать. В Европе это, наверняка, была бы другая стоимость.


— Тем не менее, почему даже когда и собираются строить новые арены, то все равно делают не по уму? К примеру, как я ранее упомянул, не учитывают демографические изменения, а в Казахстане, можно сказать, бум в этом отношении.

— У каждого акима, как я себе представляю, существуют какие-то приоритеты. Не думаю, что футбол сегодня в таком состоянии, чтобы акимы готовы были бы при нынешнем состоянии экономики вкладывать огромные деньги. Скорее всего, в этом проблема, а не потому, что они не понимают и не видят.


Ну и посещаемость, как я сказал ранее. Да, все здорово и хорошо, но качественного футбола пока, видимо, не показываем. За редким исключением стадионы забиты — это единичные случаи. А в целом даже те спортивные сооружения, которые существуют сегодня, не заполнены. Посмотрите на трибуны в матчах «Ордабасы», «Турана».

— В хорошие годы стадионы некоторых команд заполняются сильно, а иногда и до отказа. Представим, что «Шахтер» будет бороться в будущем за награды — тогда решение о строительстве маленького стадиона будет выглядеть ошибкой.

— Так может быть, но мне сложно оценивать эти решения акима области и Турлова как президента областной федерации. Видимо, были какие-то аргументы. Точно не знаю и не могу догадаться, какие были аргументы в пользу такого решения. Я готов комментировать то, что происходит в Актюбинской области, потому что я тесно связан с ней — это моя Родина.

— На новой кызылординской арене, находящейся в теплом регионе, постелили искусственное покрытие. Такая логика была бы понятна, например, в случае с Усть-Каменогорском, но в Кызылорде не такие суровые зимы. Что думаете по этому поводу?

— А это же сплошь и рядом происходит. Даже в не самые благополучные времена в Актобе, в не самом теплом городе страны, все время было натуральное поле. Им же заниматься потом надо. Вот с искусственным все легко и просто: раскатали, крошкой посыпали, где-то чешут, где-то — нет. А вот с натуральным газоном надо заниматься, надо подкармливать, своя агротехника, нужны специалисты. Скорее всего, экономят на самой эксплуатации натуральных газонов, но это надо делать. С одной стороны, мы рвались в Европу и попали туда. Но давайте посмотрим: хоть одна европейская команда играет на искусственных газонах?.. Они же приезжают к нам и мучаются.


Для меня совершенно очевидно: там, где это возможно, поля должны быть натуральными. Если натуральное покрытие может быть в Актобе, то почему такого не может быть в любых других соседних областях?.. Это просто от лени — не хотят этим заниматься.


Поля должны быть натуральными, и играть надо на натуральных. Это вам скажут и футболисты, и врачи, потому что это травмоопасно: нагрузка другая и многое другое. Возникают свои проблемы. Если сегодня мы спросим у футболистов, которые играют на этих полях, какие газоны лучше, то все в один голос скажут, что только травяные, но никто же не слушает.


— Ходят различные разговоры про строительство нового стадиона в Астане. Есть ли смысл, по Вашему мнению?

— Не вижу особой целесообразности. Эта арена не заполняется — очень редко это происходит, и то не на 100 процентов. Считаю, что в этом пока нет нужды. Не знаю, насколько достоверна информация, но «Женис» планировал иметь свой стадион. Не могу сказать, есть ли какая-то проблема с полями в Астане. Прямого аргумента в пользу строительства еще одной арены я не вижу.


— С Вашей точки зрения, какие факторы в нынешнее время необходимо учитывать при планировании строительства футбольных арен?

— Обязательно надо закладывать какую-то перспективу. Если мы говорим о качественных, хороших полях, то это должны быть объекты, которые потом, при спортивном результате команды, могут иметь категорийность и могут быть допущены для проведения на этих стадионах матчей уровня УЕФА. Требования, которые предъявляют УЕФА и ФИФА к этим объектам, в обязательном порядке должны быть учтены.

— И последний вопрос. Новый собственник «Актобе» собирается вкладывать солидную сумму в клуб, но и от государственных денег не отказывается. Как бы вы могли прокомментировать это?

— Недавно прошли общественные слушания в маслихате, и это официальная публичная информация: при рассмотрении было заявлено, что частичное финансирование со стороны государства сохраняется для развития детско-юношеского, женского футбола и футзала. Так было заявлено руководителем областного управления спорта Мейрамбеком Махамбетовым.


«Актобе» перешел на форму собственности «51 на 49». 51 процент (контрольный пакет) будет иметь инвестор, а 49 процентов — участие государства. Видимо, местные власти будут заниматься детско-юношеским футболом, а также поддерживать женский футбол. Видимо, существует такая договоренность.


Давайте только не будем заблуждаться: фактически акт приобретения еще не состоялся. Недавно только прошли слушания, на которых маслихат разрешил продажу, но сама процедура еще не состоялась — она будет в начале 2026 года. Юридически он не является ни собственником, ни акционером. Прошло только одобрение продажи пакета акций.

ФОТО: Виссарион Русских, ФК «Актобе», ФК «Женис», ФК «Кайрат», Серый CARDINAL, КФФ, ФК «Шахтер»

Самые интересные новости спорта в Telegram на канале Prosports.kz

Бывший тренер сборной выделил лучшего игрока страны

«Астана» рассматривает смену гражданства лидером команды

ФИФА сообщила о рекордном спросе на билеты ЧМ-2026

«Актобе» расстался с известным румынским защитником. Подробности



Источник: Prosports.kz Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
Для того, чтобы оставить комментарий, или