Алдияр Нурлан едет покорять Америку и мечтает играть в НХЛ

США известно всему свету, как страна возможностей во многих отношениях, и этот факт не обошел стороной и спорт, особенно хоккей. Штаты вместе с Канадой стали все более популярным направлением и для казахстанских хоккеистов, желающих раскрыть свой талант. Одним из них оказался и самый молодой дебютант в истории «Барыса» в КХЛ Алдияр Нурлан, который решился на серьезный и отважный шаг – переехать за океан.
Корреспондент Prosports.kz связался непосредственно с Алдияром Нурланом, чтобы поговорить о его первых шагах в спорте, профессиональной карьере и переезде в Штаты.
- Алдияр, насколько мне известно ты родился в ВКО, селе Глубокое. Как вообще начал заниматься хоккеем в родном месте? Были ли какие-то условия для этого?
- Я родился в поселке Глубокое, которое находится в 40 километрах от города Усть-Каменогорск. В хоккей привел меня мой дедушка, который всю свою жизнь посвятил спорту и детям. Дедушка, на общественных началах, построил хоккейную коробку и там я начал свой хоккейный путь. На каком-то из турниров меня заметили тренеры школы «Торпедо» и пригласили в областной центр. Помню выезжали из дома с дедушкой в 6 утра и возвращались глубокой ночью. Уроки делал в машине.
- В дальнейшем, чем тебя привлек этот вид спорта? Хотел ли заняться другим видом, учитывая, что в восточном Казахстане популярен лыжный спорт?
- Дедушка вообще боксер в прошлом. Он мечтал, чтобы внук был хоккеистом. Выбора у меня уже не было с детства, тренировался каждый день и, соответственно, ушел в хоккей.
- Можно сказать, что дедушка был первым наставником?
- Он многое дал. Помимо хоккея, я играл профессионально в футбол в чемпионате Казахстана до тринадцати лет, выступая за «Восток». Я прошел испанскую академию. В Усть-Каменогорск прилетели тренеры из Испании. Из 200 человек моих ровесников со всей области, отобралось всего 30, включая меня. Я был хорошим нападающим в футболе: забивал, был бомбардиром. Сейчас сам поражаюсь, как хватало сил выступать в хоккее и параллельно в футболе. До обеда на хоккее, на чемпионате Казахстана, а после обеда бежать на футбол, закинув пару пирожков на ходу.
- Не интересно было продолжить футбольную карьеру?
- Я был зациклен только на хоккее. Дедушка меня водил на футбол и баскетбол, для того чтобы я был игровиком.
- А кто был твоим первым тренером в школе «Торпедо»?
- Владимир Владимирович Завьялов, который привил мне любовь к хоккею, чему я очень благодарен. Потом был покойный Владимир Ильич Бородулин – легенда хоккея. С ними я прошел большой путь, и считаю их своими первыми тренерами.
- У тебя также есть младший брат, который играет в юношеской команде «Барыса». В хоккей он пришел из-за тебя?
- Мой дедушка, мои дяди – все были спортсменами, а папа – тренером, поэтому с самого детства, мы кроме спорта ничего не видели. Поэтому мой брат тоже выбрал хоккей.
- Расскажи, как состоялся твой переход в Америку? Чем мотивирован такой выбор?
- В конце прошлого сезона я играл в «Алматы». У Джошуа Грэттона (экс-игрок «Барыса» – прим. ред.) свой детский клуб. Не знаю как, но он меня заметил. Он рассказал про меня игравшему в НХЛ за «Эдмонтон Ойлерз» и немецкой DEL Колдену Тюберту, который работает тренером в USPHL. Он меня пригласил в прошлом году в Америку именно на плей-офф. Перелет оплачивался, была предложена сумму за плей-офф, оплатили за визу, но у меня не получилось улететь.
Я прогорел с Америкой и начал самостоятельно готовиться. Затем Колтен сказал агенту: «Есть молодой, перспективный парень из Казахстана, и из него можно слепить игрока». На меня вышел этот агент и предлагал много вариантов, включая Германию, Чехию, Словакию и американскую FPHL. В прошлом году «Билокси Брейкерз» зашли в лигу, а в этом году у них появился бюджет и условия. Мы переговорили и остановились на этом выборе. Клуб все оплачивает: делают рабочую визу, компенсируют перелеты, проживание и питания. Условия хорошие.
- В общем, зарплата будет сильно отличаться от той, что ты получал в Казахстане?
- Клуб предложил мне выгодные условия, но я понимаю, что для этого нужно работать вдвойне.
- Как я понимаю, не ты искал клуб, а тебя самого нашли.
- У меня есть хороший агент, с которым мы рассматривали предложения от клубов Европы и Америки.
- Сильно ли был рад появлению возможности поиграть в штатах?
- Когад мне было 17, меня звали в USHL – это одна из самых сильных лиг для молодежи до 21 года. Это конечно мечта каждого игрока с детства, но родители считали, что я еще не готов был к жизни далеко от них и родственников.
Да, конечно, как и любой игрок я рад новым этапам в своей карьере, но в тоже время понимаю, другая страна, другой менталитет, другой хоккей.
- Несколько лет ты играл в системе «Барыса», но с прошлого сезона сменил клубы. Почему тебе не дали закрепиться в Астане? Руководство делало ставку на своих.
- В 13 лет я попал в систему «Барыса», и играл под руководством Александра Березенского, который в моем юном возрасте, заменял мне родителей и сделал много работы в становлении меня как хоккеиста. Мы с ним и сейчас всегда на связи, до сих пор интересуется моей судьбой и подсказывает, за что я ему очень благодарен.
В 16 лет я стал бомбардиром в Жастар-лиге. В 17 лет попал в команду мастеров. Но в силу своего возраста и молодости, не удержался в составе, так как я еще будучи юным мальчишкой, посчитал что всего достиг и сбавил обороты и требования к себе.
- Вообще, что думаешь по поводу провального выступления «Барыса» в прошлом сезоне? С чем связано это в первую очередь?
- Как каждый игрок, прошедший систему «Барыса», я переживаю за результаты команды. Всегда слежу за ними, так как там очень много ребят, с которыми я жил в интернате, прошел вместе различные турниры: в Молодежной лиге Казахстана, в «Снежных Барсах», «Номаде» и сборной. Есть много аспектов и причин поражений команды, но думаю, это все временно, так как у нас в Казахстане очень много талантливых ребят. Пройдет какое-то время, они окрепнут и наберутся опыта.
- Как бы оценил работу своего бывшего наставника Галыма Мамбеталиева в «Барысе»?
- Я считаю, что на каждом этапе моей хоккейной карьеры, мне всегда везло с тренерами. На юношеском этапе, моим тренером был Галым Баубекович Мамбеталиев, требовавший стопроцентную отдачу и строгую дисциплину. Многие говорят, что у него тяжелые тренировки с баллонами, но мне нравился его тренировочный процесс, и я спокойно выдерживал физические нагрузки. Считаю, благодаря физической подготовке, мы, совсем еще юные и неопытные ребята, в финале чемпионата Казахстана обыграли мастеровитую и опытную команду «Хумо».
- Ты считаешь это эффективным?.. Многие критикует методику Галыма Баубековича, в том числе в России. Антон Бурдасов также выражал недовольство.
- Да, это эффективно. Еще раз повторюсь, я люблю выступать игровиком, но при этом на тренировке у меня идет нагрузка и на льду я буду быстрее. Когда отсоединяешь баллон, то быстрее катишь. Также и с жилетом. Это очень хорошая подготовка и я это поддерживаю.
- Правда ли, что он тебе не давал играть и раскрыться полностью?
- Галым Баубекович верил в меня и давал мне нормальное игровое время. Он был моим тренером в «Номаде» и я постоянно играл, и чувствовал его поддержку. За это короткий отрезок работы с ним, я очень многое приобрел.
- В клубе сменилось руководство. Как думаешь, к лучшему ли это?
- Честно сказать, я очень переживаю за клуб, так как большую часть времени провел в системе. Главное, чтобы в клубе все шло в правильном направлении. Любые перемены – это всегда шанс на развитие.
- А что именно думаешь про новое руководство?
- Главное, чтобы у нового руководства было видение и желание развивать клуб – это всегда заслуживает уважения. Тем более в клубе много молодых перспективных ребят. Сейчас клуб нашел спонсоров и будет все хорошо у «Барыса». Надеюсь, добьются лучшего результата, чем в прошлом сезоне.
- Вернемся к твоей карьере. Какие ставишь цели перед собой в Америке?
- Я максимально заряжен. Планирую заявить больше о себе и продвинуться дальше – там большой потенциал и возможности раскрыться. Чемпионат, в котором я буду играть, называют лигой талантов в Америке. Из этих лиг поднимаются выше вплоть до АХЛ и НХЛ.
- Реально ли будет пробиться в НХЛ? Есть ли такая мечта у тебя?
- У меня есть такая мечта. Думаю, каждый хоккеист мечтает об этом. Это одна из самых сильных лиг мира. Я всем говорю: я за наследие и хочу сделать себе имя, но, конечно, и деньги тоже учитываются. У меня цель – быть первым этническим казахом в НХЛ.
У каждого человека должна быть цель, которую он добивается, и затем нужно ставить уже другую. Изначально я говорил дедушке, что я буду самым молодым хоккеистом в «Барысе» и я добился этого. В силу моего возраста, я думал, что я добился и на этом все – мой успех закончился, когда начали писать новости про самого молодого игрока в истории «Барыса». Сейчас у меня новая цель.
- Хорошая цель и надеюсь ты ее добьешься. А если бы тебя позвали в «Барыс», вернулся бы?
- «Барыс» – это единственная команда, которая участвует в КХЛ. Каждый гражданин своей родины мечтает защищать честь страны на международном уровне.
Фото: ХК «Барыса», КФХ, Jastar Hokei Ligasy, Хоккей Беларуси, Pro Hokei Ligasy
Сумасшедшее межсезонье КХЛ ударило еще по одному бывшему игроку «Барыса»
Ситуация с экс-защитником «Барыса» привела к пересмотру регламента КХЛ
19-летний казахстанец продолжит карьеру хоккеиста в Канаде
Хоккеист сборной Казахстана будет защищать цвета российского клуба