Футбол

«Бенитес был обречен на провал». The Guardian о бывшем тренере мадридского «Реала»

«Бенитес был обречен на провал». The Guardian о бывшем тренере мадридского «Реала»
news-banner7
mobile-news-top

Главный эксперт по испанскому футболу в англоязычной среде Сид Лоу (The Guardian) уверен: Рафаэль Бенитес может быть разочарован не потому, что его уволили, а потому, что его уволили за то, что он выполнял чужие указания и даже не пробовал воплотить в жизнь собственные идеи.

Президент мадридского «Реала» Флорентино Перес не стал отвечать на вопросы журналистов в тот вечер, когда он прибыл на «Сантьяго Бернабео», чтобы сообщить об отставке Рафаэля Бенитеса и назначении Зинедина Зидана. Возможно он думал, что ничего нового уже не скажешь. В конце концов, прошло всего шесть недель с того момента, как он собрал пресс-конференцию, чтобы заявить о кампании, организованной против его клуба, и выразить поддержку испанскому тренеру, который рисковал стать десятым специалистом, уволенным под началом Переса. Или, может быть, он просто не хотел отвечать на любые неудобные вопросы, например: «Почему?».

В марте прошлого года Перес также созывал журналистов, чтобы в гневной форме обвинить их в попытке дестабилизировать ситуацию в мадридском клубе, и, естественно, заверить всех, что Карло Анчелотти не будет уволен. Два месяца спустя, когда итальянец покинул клуб, у президента спросили, почему он позволил уйти тренеру, который выиграл десятый Кубок чемпионов? Перес ответил: «Я не знаю». И вот в ноябре он сделал то же самое: такая же пресс-конференция, те же слова поддержки. Шесть недель спустя к Бенитесу уже обращаются как к «экс-тренеру». На этот раз никто не будет задавать никаких вопросов Пересу.

Некоторым причинам свойственно повторяться: они проявлялись и в периоды работы предыдущих тренеров, и встречались в недолгое пребывание Бенитеса. Если говорить просто – Бенитес был неподходящим для «Реала» тренером. На пресс-конференции Перес говорил всего полторы минуты. Он посвятил испанцу, который отсутствовал на встрече, два предложения, и сообщил, что сам тренер еще не был проинформирован об увольнении. А затем Перес перешел к Зидану, в адрес которого сразу же раздались аплодисменты. Овация для нового парня, пара слов о старом. Создавалось впечатление, что Бенитеса в принципе никогда и не существовало, хотя на самом деле в памяти должны остаться несколько запоминающихся моментов.

Это был тринадцатый день после того, как в своем выступлении на радио Перес заявил, что должности Бенитеса ничего не угрожает, и испанец является «решением» всех проблем клуба: «Бенитес только начал работу, ему нужно время. Пусть работает». В итоге, времени предоставлено не было, и даже те семь месяцев, что разделяют момент найма на работу и увольнения, в определенном смысле могут показаться слишком долгими. Это можно объяснить тем, что Перес просто не видел никаких альтернатив испанцу, он испугался собственного решения – это сохраняло Бенитесу работу в большей степени, чем вера в его способности со стороны руководства.

Бенитес может быть разочарован не потому, что его уволили, а потому, что его уволили за то, что он выполнял чужие указания и даже не пробовал воплотить в жизнь собственные идеи. Вместо этого, но был похоронен в чужой шкуре. Бенитес из числа тех тренеров, которым нужен полный контроль над командой, а в «Реале» он не получил его до тех пор, пока не стало слишком поздно. Компромисс и полнейшее принятие заветов своего начальника не стали для него надежной защитой. Он был нанят для того, чтобы провести реструктуризацию чужой конструкции, а когда у него это не получилось, именно он был наказан.

Настолько трудные задачи, поставленные перед тренером, зачастую заканчиваются неудачей.  Бенитес унаследовал команду, в которой главные тяжеловесы публично высказывали недовольство из-за увольнения Анчелотти. Они любили его, а нового тренера воспринимали как злую мачеху. Его навязчивая манера работы, заключающаяся в установке новых правил, не снискала одобрения среди игроков. Пример Дениса Черышева, чье включение в состав на матч Кубка Испании привело к исключению клуба из турнира, наглядно показывает, насколько ограничены коммуникации между тренером и игроками.

Практически первое, что сделал Бенитес, став тренером «Реала» - встретился в Уэльсе с Гаретом Бэйлом, и поговорил с ним насчет новой роли в качестве «десятого номера» («Десятый номер» - это насмешливое прозвище, полученное тренером от игроков, и напоминающее о том, что Бенитес никогда не выступал на профессиональном уровне, а сейчас указывает профессионалам что им следует делать). Криштиану Роналду, естественно, не мог пропустить мимо своего внимания эту встречу. Когда Бенитес отказался просто ответить «Да» на вопрос о том, является ли Роналду сильнейшим игроком из всех, кого он тренировал, это не должно было стать большой проблемой. Но стало.

Игроки увидели слабость тренера, авторитарного, но не авторитетного. Компромисс был не слишком удобен, и в конечном итоге он не помог. Результаты ухудшились, а игра была удручающей. «Реал» не показывал достойной игры на протяжении всех девяноста минут матча против одной серьезной команды ни разу за год. Бенитесу пришлось защищаться от обвинений в том, что его футбол слишком оборонительный, хотя на самом объяснение было проще – игра его команды просто была недостаточно хороша.

Бенитес проиграл Классико 0:4 составом, который его заставили выпустить. Если он думал, что этот шаг обезопасит его от увольнения, он ошибался. Краткосрочное выживание не гарантирует того же в долгосрочной перспективе, хотя на мгновение Бенитес поверил в то, что его позиции укрепились. Потом Перес публично выступил с заявлением, что «тренер, естественно, имеет полную свободу в выборе состава на матч», а уже не перед камерами президент добавил: «до тех пор, пока состав правильный».

Хамес Родригес оказался пунктом напряжения между президентом и тренером. Как и Бэйл, колумбиец был тем, на ком должен основываться будущий состав «галактикос». Но Бенитес придерживался другого мнения. В матче с «Валенсией» ни Хамес, ни Иско не сыграли ни минуты, а «Реал» не сумел победить. Усугубление ситуации началось еще за день до этого, когда специалист решил высказаться насчет проблем в составе – и самой «проблемной» линиeй назвал именно атакующую.

Стратегия поменялась: неделю назад Бенитес поддерживал президента в суждениях о том, что против «Реала» развернулась кампания со стороны противников и СМИ, а сегодня он говорит о том, что проблемы «съедают» команду изнутри. Бенитес хотел добиться «равновесия», как было при Анчелотти, но проблемы остались те же: президент и игроки. Испанец сказал об этом, тем самым став еще большей помехой, чем он был до этого. И в тот момент Бенитес перестал быть «решением» проблем. По правде, он никогда им и не был.

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии