Как в Казахстане убивали таланты

Как в Казахстане убивали таланты

Многим отечественным хоккейным болельщикам хорошо известны такие форварды, как Никита Михайлис и Егор Коршков, строившие свой спортивный путь в сатпаевской школе «Казахмыс». Самый талантливый из всех детских возрастов камня на камне не оставлял от российских и казахстанских сверстников. Но интриги и закулисные игры так и не дали многим ребятам попасть в большой хоккей.


Корреспондент Prosports.kz, также являющийся воспитанником данной школы и игравший в одной команде с вышеупомянутыми и всеми остальными хоккеистами, решил поделиться историей о том, как убивали самое талантливое, возможно, в хоккее Казахстана времен независимости поколение.

Все мало-мальски имеющие к казахстанскому хоккею люди, думается, помнят, какие надежды возлагались на «Казахмыс»-1995. Доходило до того, что в национальной Федерации данного вида спорта всячески ссылались на Сатпаев – подождите, мол, вот подрастет 95-й там – и все. А что, собственно, - все?!..


Каждый любитель казахстанского хоккея не понаслышке знает именитого нападающего Никиту Михайлиса – обладателя Кубка Гагарина-2024, так же как и, хотя уже менее популярного, Егора Коршкова, финалиста молодежного чемпионата Мира-2016 по хоккею с шайбой, кстати, поигравшего в НХЛ в составе «Торонто Мэйпл Лифс». Можно в этот список добавить и Валерия Орехова, хотя он немного и не попадает в один ряд с этими игроками. Тем не менее, этих трех хоккеистов объединяет одна школа. Но обо всем по порядку.

На дворе 2006 год. Только закончился чемпионат Мира по футболу, финал которого бурно обсуждали в Казахстане все кому не лень, в том числе и хоккейные болельщики, поэтому ледовые баталии отошли на второй план. Но, вместе с этим, происходило очень важное, историческое, с другой стороны – и неоднозначное событие: карагандинский хоккейный клуб «Казахмыс» переехал в Сатпаев. Вряд ли многие слышали на тот момент вообще про этот город, окруженный полупустыней и не имевший даже железнодорожной станции, до релокации туда хоккейного клуба. По этому поводу возникало много вопросов, но факт оставался фактом: хоккейная дружина продолжила выступление на новом месте.

Вместе с командой мастеров мигрировала и юношеская дружина 1995 года рождения под руководством Георгия Верещагина –дружина, собравшая хоккеистов одного из самых талантливых в стране возрастов на тот момент, громившая российских ровесников с неприличным счетом, не говоря уже про казахстанских. В этом коллективе и получали хоккейные азы те же Михайлис, и Коршков. Последний хотя и делал первые шаги в хоккее в Новосибирске, все же большую часть юношеской подготовки провел в Казахстане. Стоит также упомянуть и экс-наставника «Барыса» Юрия Михайлиса, также работавшего с этим возрастом в Сатпаеве.


В чемпионате Казахстана конкурентами ребятам были только торпедовцы из Усть-Каменогорска – кстати, ставшие карагандинцам, а впоследствии сатпаевцам, друзьями вне ледовой площадки. Среди них были такие известные сегодня игроки, как Аркадий Шестаков, Юрий Сергиенко, Сергей Кудрявцев, Дмитрий Гренц, Кирилл Савицкий. Но в финальных битвах представители Востока, увы, уступали.


По прибытии в Сатпаев, команды разместились в спортивно-оздоровительном комплексе – СОКе. Это был грандиозный, революционный и инновационный проект тех лет, вмещавший в себя несколько объектов: футбольный манеж, базу для футболистов, современный бассейн, теннисные корты и, собственно, сам хоккейный объект, называемый «Арена-2005» - новейшее ристалище, аналогов которому, как говорится, не было. Все современное, передовое. На базе ХК был создан хоккейный интернат для «Казахмыса»-95 – также революционный и один из величайших экспериментов в казахстанском хоккее. До этого, подобный проект был в Усть-Каменогорске, но там принцип был немного другим.

Руководство «Казахмыса» предрекало большое будущее в случае переезда юношей, а Георгий Нодариевич убедил родителей сделать этот шаг, мотивируя примером усть-каменогорцев 1983 года рождения, перебравшихся с Сергеем Герсонским в Омск. Там восемь игроков попали в команды мастеров – для хоккея отличное тренерское достижение. Родители согласились, надеясь на большое будущее от своих детей. Тогда всех интересовала финансовая сторона, а в большом спорте, как известно, – большие деньги. Папы и мамы, в основном, - из рабочего класса, не отказались, и подписали контракты. По которым пять лет мы были обязаны находиться в Сатпаеве.

Как в Казахстане убивали таланты

В сотне метро от «СОКа располагалось общежитие – большое пятиэтажное здание, предоставленное только игрокам и персоналу ХК «Казахмыс». Целое здание! Это показывало особый статус хоккеистов главной команды клуба, они были в приоритете. На базе разместились команда мастеров, фарм-клуб и 95-й год. Кстати, руководил всем этим проектом российский специалист Анатолий Картаев, главный тренер и, одновременно, директор клуба.

Юным дарованиям был предоставлен целый этаж. Условия были казарменными. Георгий Нодариевич, заменивший ребятам родителей, поддерживал строгую дисцплину. В блоке также работали трое воспитателей, работавшие сутки через двое.

Сам режим был вполне спартанским: подъем в 6:30, перекус, а в 7:30 – уже на лед. Затем завтрак, а в школу (гимназия №1), находившуюся также в сотнях метров от спорткомплекса, приходили к 10:00 – такой стандарт. Занятия длились до 13:00, обычно проходило четыре урока, исключены были физкультура, изобразительное искусство и труды. Потом снова тренировка, длившаяся до 14:00. Тяжелая, местами изнурительная, много тактики и беговой работы. Таким было второе тренировочное занятие дня. За этим следовал поздний обед в столовой, располагавшейся на арене. После, в сопровождении воспитателя, возвращались на базу, где приступали к выполнению домашнего задания. Примерно до 19:00 мы готовились к урокам – и снова, в сопровождении воспитателя, строем шли на ужин в «Арену». Еду сами не готовили по понятным причинам, а что-то свое есть было нежелательно: чипсы и подобные продукты строго запрещались.

Как в Казахстане убивали таланты

После ужина следовало свободное время: играли в приставки (тогда были популярны Game Boy, PSP), за неимением таковых играли на мобильных. Кстати, некоторые сокомандники распространяют историю, что, якобы, был только один стационарный телефон на этаже, и все ждали своей очереди воспользоваться. Но это неправда. Почти все имели мобильные устройства – родители подсуетились, связь-то с детьми нужно было поддерживать. Также играли в так называемый «сланцбол» - изготовленный из бумаги и пластыря мяч, запускаемый шлепанцем. Соревновались по этому виду спорта в комнатах и в коридоре. В 22:00, если не подводит память, объявлялся отбой – все должны были расходится по койкам, а воспитатель заходил и проверял. Разговаривать не разрешалось. Кстати, комнаты были четырехместные с двухъярусными кроватями.

Таким был распорядок дня, очень похожий по рассказам служивших в советской армии, на их будни там. Монотонно, тяжело – но деваться было некуда. Первые месяцы было очень трудно, некоторые плакали, ведь грустно было нам, 11-летним детям, оставаться без родителей вдали от родного дома – до родной Караганды более 500 километров.

С другой стороны, все было на высочайшем уровне и не к чему было придираться, во всех аспектах: питание, хоккейная экипировка, клюшки (по две на человека), одежда, медицина (в общежитие вечером приходил врач и контролировал состояние здоровья), витамины. Летом двухнедельная подготовка к сезону, обычно проходившая, в Боровом, в детском лагере, где приходилось тренироваться трижды в день. Через год удалось выехать на УТС в Златоуст, в Челябинской области.

Был и командный автобус у команды! Да-да – у юношей, что было очень редким явлением в те годы. Многие школы брали в аренду транспорт, а тут – на тебе: собственный автобус. Разумеется, он был клубным, но пользовались им, в основном, мы. Часто ездили в Челябинск на предсезонные игры. В дальнейшем только на нем и разъезжали по всей России.

Как в Казахстане убивали таланты

У нас было все то, о чем любой маленький хоккеист и его родители могли мечтать. Разумеется, было и самое важное: стабильное и большое финансирование, чего уже не было в Караганде. Из-за потери финансовой поддержки со стороны «Казахмыса» ввиду переезда клуба, осенью 2006 года карагандинцы столкнулись с проблемой: хоккеисты остались без льда, а аренду на тот момент родители не тянули. Благо, проблема все же была решена.

Таким был первый год в новом краю. Как и следующий – но более мрачный для команды мастеров. Однако об этом позже. Великолепные условия, наличие базы, питание и многие другие факторы, к сожалению, не привели к тому, что планировалось сделать. Но и про это расскажем уже в другой раз.

Продолжение следует

«Уже школа». Сборной Казахстана прочат успех на чемпионате Мира

Овечкин вошёл в пятёрку легенд НХЛ по необычному показателю

Тренер «Вашингтона» рассказал о поиске идеальных партнёров для Овечкина

Вратарь разгромившей «Вашингтон» команды похвалил русскую легенду




Источник: Prosports.kz Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
Для того, чтобы оставить комментарий, или