Белорусский защитник о чемпионстве в Казахстане и РПЛ

Белорусский защитник о чемпионстве в Казахстане и РПЛ

Белорусский защитник «Кайрата» рассказал о своем первом чемпионстве ,  о том, как играть за алматинцев и о многом другом, сообщает Prosports.kz со ссылкой на Чемпионат.

Как Мартынович в 37 лет добрался до первого места и почему ещё не получил золотую медаль 

— Каково выиграть свой первый большой трофей в 37 лет?
— Победу с «Рубином» не будем считать (смеётся)? Первую лигу было не так просто выиграть. Но что касается золота чемпионата Казахстана, это долгожданный трофей. Всё было вокруг да около: с минским «Динамо» вторые места, с «Краснодаром» — третьи. Теперь наконец-то добрался до первого. Испытал особые эмоции, особенно перед последней игрой, когда всё зависело от нас. Давно такого не было — присутствовало небольшое лёгкое волнение от осознания, что всего одна победа отделяет от титула.

— Угнетало отсутствие больших трофеев до сих пор?
— Я спокойно относился к этому. Каждый спортсмен стремится к золотым медалям. Хотелось и мне, пробовали и старались, однако не всегда всё получалось. В Минске были близки пару раз, но сложилось, как сложилось.

— В Казахстане свои обычаи празднования чемпионства?
— Отмечали неплохо. Для «Кайрата» это долгожданное чемпионство, ведь в этом году у клуба юбилей — 70 лет. Так что это было знаковое событие. Но мне не удалось отметить победу с клубом, потому что сразу в ночь после игры поехал в сборную Беларуси. Мы с Валерой Громыко даже не поприсутствовали на банкете, у меня до сих пор нет золотой медали. Заранее церемонию награждения не организовывали, потому что до конца не было понятно, кто станет чемпионом: «Астана» или мы. Ни тарелки, ни медали ещё не видел. Думаю, у меня ещё будут дополнительные эмоции, когда получу.

— Пообещали вам передать медаль?
— Конечно! Я улетел, а мой тесть поехал в Алма-Ату по делам и забрал медаль. Скоро он доедет до Краснодара и мне её передаст. Повешу на стену к остальным медалям.

— Каким вы нашли футбол в Казахстане?
— Есть пять-шесть команд неплохого уровня. Но самая большая проблема казахстанского футбола — инфраструктура. В основном стадионы старые. Я уже за столько лет привык к российской инфраструктуре. После чемпионата мира куда ни приедешь — везде хорошие арены и качественные газоны. Играя в футбол, получаешь удовольствие. А в Казахстане с этим есть большие проблемы.

— Но их хотя бы решают?
— Да, стараются улучшать инфраструктуру. В Туране построили небольшой стадион. Читал в местной прессе, что в следующем году хотят реконструировать алма-атинский стадион. В любом случае работа ведётся. В России большой бум был из-за чемпионата мира в 2018 году. Если бы не он, неизвестно, появилось бы в стране столько хороших арен или нет.

— Как с посещаемостью в Казахстане?
— Хотелось бы большего. Стадион у нас относительно небольшой — вмещает около 20 тысяч зрителей. На некоторые матчи приходили по 12-15 тысяч болельщиков. Но прямо полный стадион видел только на матчах сборной Казахстана. В Алма-Ате ситуация со зрителями более-менее, в других городах — похуже, но там и стадионы меньше. Есть куда расти. Если будут инфраструктура и комфортные условия, люди станут с удовольствием ходить на матчи семьями. В Казахстане любят футбол.

— Много говорят о Черчесове в сборной Казахстана?
— Об этом пишут очень много. Многие недовольны результатами, однако сборной Казахстана было тяжело в этой группе. Очень серьёзные соперники. Прошлый цикл Лиги наций при Адиеве казахстанцы играли в Лиге С, с равными по классу соперниками. За счёт прошлого выступления шагнули вперёд, но тяжело на равных играть с Норвегией и Австрией. Эти сборные – другого уровня. В любом случае Черчесову нужно познакомиться с ребятами, узнать, кто на что способен. Станислав Саламович — хороший специалист и всё наладит. Если ему дадут поработать, результат будет достойным.

— В чемпионате Казахстана много футболистов, способных заиграть в РПЛ или Европе?
— Не так давно в «Ахмат» уехал Самородов. Я только приехал в Казахстан, а он уже был на низком старте. В национальной лиге Самородов выглядел довольно неплохо. Оразов ещё уехал в датский клуб. Есть много молодых ребят. Из российского чемпионата очень тяжело куда-то уехать, хотя он посильнее местного. Но из Казахстана ещё сложнее, несмотря на еврокубки. Селекционеры вряд ли смотрят казахстанский чемпионат и кого-то ведут. Если кого-то заметят на уровне сборной или еврокубков — приедут и будут смотреть. Однако в этом плане очень тяжело на что-то рассчитывать. Ты должен очень ярко себя проявлять.

У нас в «Кайрате» есть 16-летний парень Дастан Сатпаев. На своём уровне забил кучу голов и очень ярко выглядит. Сейчас поехал на просмотр в «Челси». Так что молодёжь есть, и всё зависит от неё.

— Приятно было воссоединиться на новом месте с Егором Сорокиным?
— Я с Егором уже шучу: «Хватит ездить за мной во все команды». Так было в «Краснодаре», «Рубине» и вот теперь — в «Кайрате». Говорю ему: «Без меня не можешь? Скучаешь?»

— Российский вратарь «Кайрата» Ульянов выделяется на общем фоне?
— Хороший парень, с задатками. Но ему нужно работать, расти и набираться опыта. Ульянов отыграл только вторую часть сезона, недавно стал игроком основы. Ещё надо набить шишки. А по качеству и потенциалу очень неплохой вратарь.

Есть ли заслуга в триумфе «Кайрата» Кержакова 

— Как восприняли уход Кержакова из команды?
— Его тренерский штаб вместе с селекционным отделом позвал меня в «Кайрат». Что касается ухода — футболисты на это никак не могут повлиять. Это решение Александра Анатольевича с президентом клуба. Не думаю, что у них остались какие-то проблемы друг с другом. В любом случае его отставка была неожиданной. После последней игры лета все разъехались в сборные, а потом — отставка. Были моменты, которые уже миллион раз обсудили в прессе. Не буду вдаваться в подробности.

— Как охарактеризуете Кержакова-тренера?
— Мне было очень комфортно с ним работать. У него интересный тренировочный процесс. Кержакову предстояло проделать большой объём работы, ведь в «Кайрате» очень много молодёжи. Пока его поняли, прошло время. Но к концу лета все начали чувствовать друг друга получше в футбольном плане и заиграли по-другому.

— То есть Кержаков тоже внёс большой вклад в чемпионство «Кайрата»?
— Да, он и Рафаэль Уразбахтин. Каждый тренер внёс свою лепту. На командном ужине после заключительной игры Рафаэль Радикович отметил, что чемпионство — не только его заслуга, но и предыдущего тренерского штаба. Они плотно работали, когда он был помощником.

— Когда покидали «Рубин», были другие варианты, кроме «Кайрата»?
— Были, но, думаю, о них нет смысла говорить. Я взвесил все за и против в том плане, что мне нужно комфортное место для проживания, ведь у меня жена и дети. А Алма-Ата — хороший город. Немаловажно, что я знал о «Кайрате», о том, как там любят футбол и какие условия создают для работы. С Кайратом Советаевичем Боранбаевым я знаком лет восемь. У нас и раньше был разговор о переходе в «Кайрат», но тогда он не состоялся. Уже потом с ним шутили, что все дороги всё равно ведут в Алма-Ату.

— Долго привыкали к Казахстану?
— Нет. К чему привыкать? Алма-Ата — современный город, где есть всё для комфортного жилья. Никаких проблем нет — все разговаривают на русском языке и все меня понимают. Не было моментов в плане дискриминации. Все гостеприимные люди, всё супер. Всем, кто был в Алма-Ате, этот город нравится.

— Можно сравнить с Москвой или Санкт-Петербургом?
— Это очень классный и современный город, в котором есть новая и старая половины с ветхими домами. Единственный минус — большие проблемы с пробками. Если чуть время не рассчитать, можно простоять прилично.

— То есть трафик не проще, чем в Краснодаре или Москве?
— В Краснодаре очень жёсткий трафик. Мне кажется, даже хуже, чем в Москве. Но я уже привык.

— Вы говорили, что не всё гладко с инфраструктурой. Скучаете по базе «Краснодара»?
— База в «Кайрате» ничем не хуже старой базы «Краснодара». Есть все условия: криосауны, тренажёрные залы, барокамеры. Все видели новую базу, где жила сборная России. Там очень активно всё транслировали.

— Национальную кухню уже распробовали?
— Попробовал, но не сказал бы, что мне это сильно нравится. Еда у них жирновата. Ко мне в гости приезжал брат, и я его специально повёл в ресторан национальной кухни. Ему понравилось, а мне так себе. Я люблю мясо, однако в Казахстане оно очень жирное — это не для меня. Кумыс — тоже не моё. Я всё знаю, но чтобы прийти и ещё раз заказать — нет. Предпочитаю больше кефир.

— Как такая пища сказывается на футболистах?
— На базе у нас совершенно другое питание. Мы говорим непосредственно о ресторанах, которые специализируются на национальной кухне: они очень любят мясо и конину. По большей части на базе у нас домашнее питание, а в ресторанах — европейская кухня.

— Чем больше всего удивил Казахстан?
— Особо ничего не удивил, я прекрасно понимал, куда ехал. Если в плане футбола, то только качеством полей. Есть искусственные футбольные поля, которые даже не знаю, как можно допускать до игры. Что касается жизни в этой стране — когда мы отправляемся на выезды, у нас нет экскурсий или чего-то ещё. Остановились в отеле, на следующий день сыграли и уехали.

Почему нельзя объединять чемпионаты России и Беларуси

— Именно из «Кайрата» вас после четырёхлетней паузы снова вызвали в сборную Беларуси. Удивились?

— Четыре года назад я сам принял такое решение. Пришёл к руководителю Федерации футбола Беларуси, поговорил с тренером сборной, сказал, что хочу сосредоточиться на играх за клуб, а со сборной пока повременить. Мне ответили: «Саш, проблем нет. Всё хорошо». Но в сборную пришёл новый тренер, испанец, который связался со мной. Он сказал, что ему нужна помощь, и я согласился. Мы договорились, что съезжу в сборную на этот цикл Лиги наций.

— Какое будущее у белорусского футбола?
— Мы играли в Лиге С. Если бы были в B, как Казахстан, пришлось бы намного сложнее. В любом случае сыграли неплохо, однако задачи не выполнили. Нам есть над чем работать. Но при этом появляется хорошая молодёжь: кто-то играет в чемпионате Беларуси, кто-то — в Европе. Есть ребята, с которыми можно работать. Чтобы сборная играла хорошо, футболистам очень важно выступать на высоком уровне. Вспоминаю, что, когда раньше приезжал в сборную, из чемпионата Беларуси вызывалось не так много людей. Все играли в РПЛ, на Украине и в Европе, как Глеб, Кутузов и Корниленко. Тогда уровень футбола был повыше, и сборная Беларуси выглядела лучше. Если сейчас молодые ребята проявят себя и уедут в европейские чемпионаты, это будет большим плюсом для сборной.

— Вы играли с Люксембургом, Северной Ирландией и Болгарией. Даже в таких матчах чувствуется европейский уровень футбола?
— По сравнению с чемпионатом Казахстана и РПЛ ощущается другой уровень — скорости повыше. Всё-таки лучшие игроки этих стран играют в хороших чемпионатах.

— Не так давно министр спорта Беларуси заявил, что возможно слияние белорусского и российского футбола в один чемпионат. Нужно ли это вашей стране?
— В плане еврокубков такое слияние станет большой потерей для Беларуси. Но болельщикам намного интереснее будет прийти на матч минского «Динамо» с ЦСКА, «Спартаком» или «Зенитом». Однако это убьёт белорусский футбол. Кто там останется? Лучшие команды перейдут в РПЛ. Тогда на кого ходить и смотреть? В этом смысле объединение — плохое решение. В любом случае в стране должен быть свой футбол. Я считаю, что белорусским футболистам нужно стремиться в РПЛ или европейские чемпионаты, но команды должны оставаться в чемпионате страны.

— По Transfermarkt ваш контракт с «Кайратом» истекает в декабре 2024 года. Информация верна?
— У меня ещё год контракта с «Кайратом». С будущим всё нормально.

— Сколько ещё хотелось бы поиграть? Ставите перед собой какую-то планку по возрасту?
— Планки нет, всё по ощущениям. Сейчас чувствую себя хорошо, травмы не беспокоят. Это основной момент. Это же не я куда-то навязываюсь, а меня пригласили — значит, заинтересованы в моей компетенции. И тренерский штаб с селекционным отделом знают, что я могу помочь.

— В следующем сезоне «Кайрат» будет выступать в Лиге чемпионов. Предвкушаете эмоции от еврокубков?
— Это отличная новость. Можно вспомнить последние игры за Беларусь с Северной Ирландией, где были полный стадион и отличная поддержка со стороны фанатов. Это совсем другая атмосфера, которая добавляет драйва и адреналина. Это всегда класс, ажиотаж среди болельщиков. Но нам предстоит долгий путь из квалификации в основную стадию Лиги чемпионов.

— Как вам новый формат еврокубков?
— Мне пока не совсем нравится. Может, это дело привычки. Когда были группы, всё было понятнее. Но сейчас больше игр, даже с небольшим количеством очков можно попасть в следующий раунд. С коммерческой точки зрения, чем больше игр, тем больше денег. Гранды чаще играют между собой — есть финансовая подоплёка. Но как зрителю мне Лига чемпионов с группами была понятнее и интереснее.

«Челси» впервые в истории АПЛ проиграл на своем поле «Фулхэму»

Черчесов пожелал себе и Гвардиоле одного и того же в Новом году

Черчесов назвал фаворитов чемпионской гонки в РПЛ

Источник: Чемпионат Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
Для того, чтобы оставить комментарий, или