Андрей Кашечкин рассказал всю правду о велокоманде «Астана»

Андрей Кашечкин рассказал всю правду о велокоманде «Астана»

Недавно депутат Мажилиса Мурат Абенов возмутился колоссальным суммам, выделяемым из госсредств на велокоманду «Астана», передает Prosports.kz.

Только за последние пять лет из фонда «Самрук-Казына» команда получила 31,5 млрд тенге. Его поразило и то, что кормят эти деньги по большей части иностранцев, ведь из 30 атлетов всего 10 являются гражданами Казахстана, остальные – резиденты других, преимущественно европейских стран. Удивляет это не только народных избранников, но и самих спортсменов. По словам бывшего гонщика «Астаны» Андрея Кашечкина, для соотечественников места в этой команде нет, потому казахстанцы вынуждены продавать все имущество, переезжать за рубеж и искать там клубы. О реальном положении дел в этой велокоманде он рассказал в интервью Azattyq Rýhy.

– Андрей Григорьевич, как вы считаете, почему «Астана» не приносит побед и не показывает хорошие результаты на стартах при колоссальных тратах госсредств на велокоманду?

– Сейчас у меня свои проекты, с командой мое общение прекратилось в 2013 году. Этот вопрос, конечно, лучше направить руководству команды и менеджеру клуба, то есть тем людям, которые уже 18 лет отвечают за выделенный бюджет и, соответственно, несут прямую ответственность за свои действия перед государством. Они должны нести всю ответственность за вверенное им дело. Но если вы хотите узнать о цифрах, я могу вам их назвать, так как я в этом разбираюсь достаточно хорошо.

За 18 лет существования только одной команды государство инвестировало более 360 миллионов евро. Это астрономическая сумма даже по мировым меркам в профессиональном велоспорте, поверьте, я знаю о чем говорю. Я знаю цифры, о которых говорю, с точностью до 1000 евро, контракт каждой команды с гонщиком и персоналом, спонсора, ко-спонсора, бюджет всех команд.

– Вы утверждаете, что траты государства колоссальные даже по мировым меркам. При этом значимых достижений команда не показывает. Выходит, что смысла в дальнейшем государственном финансировании нет?

– В таком формате, как это продолжается вот уже на протяжении двух десятилетий, конечно же, нет смысла продолжать финансирование. Такая модель не может существовать, она просто не работает.

Современная велокоманда, как и успешный бизнес должен работать как живой организм, который должен развиваться, взаимодействовать с реальностью, а реальность каждый день абсолютно разная. 

Приведу пример и модель, по которой должен работать профессиональный клуб. Речь идет о всемирно известном футбольном клубе «Реал Мадрид». С президентом этого клуба господином Флорентино Перес я знаком лично и мне посчастливилось изучить модель подробно. Так вот, клуб заработал 1 млрд евро операционных доходов за год. Чистая прибыль в сезоне 2023/24 составила 15,6 млн евро. Замечу: клуб не спонсируется государством, клубу доверяют спонсоры, игроки и болельщики по всему миру.

Велосипедная команда должна была стать моделью в мире спорта, примером для подражания. Но этого не произошло. Однако вполне может стать примером «Реал Мадрид». Но только при кардинальных изменениях в самой структуре и при внедрении современной бизнес-модели управления команда в новом виде должна приносить доходы.

– Большинство гонщиков в команде – легионеры. Неужели у Казахстане нет своих профессиональных спортсменов? Или команде проще «купить» иностранных?

– Чтобы у читателей и тех, кто далек от мира велоспорта, сложилось общая картина о команде «Астана», расскажу о своем опыте. Велоспортом я начал заниматься в своем городе в Кызылорде в 1989 году. Затем уже в интернате в Центре Олимпийского резерва Алматы, где продолжил набираться опыта. Несколькими годами позже меня заметили и пригласили на стажировку в зарубежный любительский клуб в Бельгию. Замечу, что инвестиции были сделаны за мой счет, за те призовые, которые были мной заработаны на соревнованиях. Время было совсем не простое.

Результат оправдал ожидания. В 2001 году после трех лет прохождения стажировок в составе этой команды и выигранных гонок мне предложили подписать контракт с бельгийской профессиональной командой Domо. После трех успешных сезонов Бельгии за профессиональный клуб первого дивизиона я стал выступать за французский клуб Credit Agricole. В составе этой команды как казахстанец на Тур де Франс в 2005 году занял второе место в классификации молодых гонщиков на этой гонке.

И уже в 2006 году я выступал за испанский клуб Либерти Сегурос, где мой результат продолжал расти. По итогу сезона 2006 года я занял 5 место в рейтинге самых лучших гонщиков мира. Это было не только мое личное достижение, но и Казахстана как страны, которая имеет сильную спортивную школу. Мой личный пример показал, что, применив правильную методологию, можно получить результат довольно быстро при очень высокой конкуренции.

В тот момент с моими друзьями из Бельгии и Испании мы решили создать велопроект по примеру тех структур, через которые я к тому времени лично прошел, зная и понимая, как устроена профессиональная команда изнутри. Была цель объединить в один казахстанский клуб всех наших лучших профессиональных велосипедистов, на тот момент выступающих за разные клубы. И создать структуры для юношей, юниоров, андеров до 23 лет, которые сегодня должны были достойно нести флаг Казахстана на престижных многодневках, чемпионатах мира, Олимпиадах, Азиатских соревнованиях, которых за последние 18 лет было не мало. Но, к сожалению, тогда эту идею никто не поддержал. На мой взгляд, просто потому что был выделен колоссальный бюджет на команду под наши победы и у   чиновников федерации велоспорта вообще не было понимания, как управлять такими деньгами.

В итоге в 2007 году команду охватила серия скандалов, куча разбирательств по причине финансовых задолженностей казахстанкой федерации спортсменам. На сегодняшний день до сих пор висят неоплаченные долги. Лично мне команда осталась должна три миллиона евро.

В 2011 году новое руководство команды и федерации велоспорта связалось со мной и сделало мне предложение прийти в команду и возглавить ее, убедив меня, что все будет по-новому и что якобы грядут кардинальные изменения в самой структуре, в федерации, в «Самрук-Казыне». Я согласился оказать помощь в реорганизации клуба несмотря на то, что на тот момент выступал за итальянский клуб первого дивизиона.

Мои условия были следующие: мне не мешают провести аудит по финансированию, проверки всех контрактов, медицинской подготовки спортсменов, психологическое состояние каждого атлета и всей команды в целом. Моей командой высококлассных специалистов была выявлена масса отклонений практически по каждому направлению в этой структуре. Руководство федерации было тщательно осведомлено о результатах этой работы и о нарушениях, а также предложены конкретные шаги для решения накопившихся проблем и вывода команды на более высокий уровень.

Большой акцент мы сделали на улучшение имиджа команды. Как вы помните, были скандалы с российским гонщиком и Александром Винокуровым на гонке Льеж-Бастонь-Льеж, о которых писали международные издания под заголовком «коррупция». А также публикации в международном журнале под ужасающим заголовком. В статье говорилось о фактах договоренной победы за 300 метров до финишной черты на Олимпиаде в Лондоне в 2012 году и о победе в 2003 году на гонке Париж – Ницца, где двое свидетелей утверждают, что победа была куплена Винокуровым. Все эти публикации негативно повлияли на имидж команды. Мы хотели изменить доверие со стороны зарубежных спонсоров к команде, соответственно, и к стране.

Вы помните, о чем сказал президент Касым-Жомарт Токаев на встрече с олимпийцами после прошедшей олимпиады в Париже? Там он сказал следующее: «Любой ценой добиваться медалей – не наш путь». В этом предложении на самом деле и есть ответ на вопрос.

Итог предоставленного аудита в 2013 году Федерации Казахстана по велоспорту: со мной не продлили контракт, хотя мне было 33 года и я находился в прекрасной физической форме, остались задолженности со стороны федерации велоспорта ко мне. Также моя международная команда, занимающаяся аудитом, осталась без выплат со стороны федерации и «Самрук-Казыны».

– И все же как вы относитесь к тому, что большинство в команде – иностранцы? Ведь выходит, что казахстанцы обеспечивают им хорошую жизнь.

– Поверьте, я тоже, как и многие другие люди, удивлен этим фактом. У казахстанского спорта огромный потенциал, много талантливых молодых ребят в городах, областях, районах. Можно было бы подготовить мощнейшие команды по всем категориям и представлять достойно страну своим составом в европейском гоночном календаре и в Азии. Есть тренеры-педагоги с большим опытом работы, для которых спорт и воспитание детей – это вся их жизнь.

Вопрос в другом. Для чего руководство команды намеренно подписывало иностранцев на протяжении 18 лет и отстраняло своих казахстанцев? Может быть для того, чтобы не было своих звезд-велосипедистов из Казахстана, которые могли бы занять мировые позиции в велоспорте и поднимать флаг Казахстана? Или есть другая причина? Если за 18 лет назначенный руководитель команды не смог воспитать гонщиков, которые могут занимать места на подиуме супер многодневок, чемпионатов мира и Олимпийских игр, игр Азии, если не удалось поднять отечественный велоспорт на мировой уровень, то за что, по сути, должен отвечать руководитель команды, под которую выделяли огромный бюджет? На мой взгляд, руководитель должен лично отчитаться за каждую выделенную государством копейку.

– В Казахстане, судя по вашим словам, много талантливых ребят. Вот только в стране недостаточно хорошо работают над их поиском и подготовкой?

– Приведу вам конкретные примеры. Ко мне обращались и обращаются по сей день молодые ребята и их родители из Казахстана с просьбой помочь в поисках команды для дальнейшего роста. Они говорят, что просто невозможно расти и нет условий для роста в Казахстане. И мы им помогаем, каждому индивидуально.

Получается, страна имеет свою собственную велокоманду, но для соотечественников в ней нет места. Поэтому они вынуждены продавать свою недвижимость, находить деньги на проезд, проживание, на инвентарь, чтобы найти для себя клуб за рубежом. Это нонсенс! Конечно, я пытаюсь всегда поддержать и оказать всяческую помощь ребятам.

Еще в Астане построили велотрек. Без сомнений, это самое лучшее, что может сделать страна для подготовки молодых спортсменов, тренеров, специалистов. Но кто и как руководит объектом и в каких целях он используется – это уже другой вопрос.

– В сентябре в Министерстве туризма и спорта сообщили, что готовится законопроект, согласно которому под запретом будет финансирование легионеров за счет бюджета и квазигоссектора. Как вы думаете, поможет ли этот закон развитию отечественного спорта и выявлению своих, казахстанских сильных спортсменов? 

– Если бы такой закон был принят ранее, то, на мой взгляд, казахстанский спорт не столкнулся бы с кризисом, который он переживает сегодня. При этом особое внимание необходимо уделять имиджу казахстанского спорта за рубежом. Также я убежден и в том, что спорт является локомотивом экономики.

Велогонщик «Астаны» Марк Кавендиш выиграл заключительную гонку в своей карьере

«Астана» объявила о подписании контракта с итальянским велогонщиком

Итальянский гонщик «Астаны» перешел в американскую команду

Источник: Azattyq Rýhy Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
Для того, чтобы оставить комментарий, или