«120 - это не то место, на котором должен находиться Казахстан»
Интервью Кайрата Оразбекова о его выдвижении на пост президента КФФ.
- Кайрат Айтмолдаевич, поздравляем Вас с тем, что вы, наконец, выдвинули свою кандидатуру на пост президента КФФ! Что сподвигло вас это сделать?
- Одна из причин - невозможно смотреть на футбольный рейтинг ФИФА, где мы занимаем 120 место, пропустив вперед сборные Косово, Мадагаскара. Появляется унизительное чувство карликового футбольного государства. Хотелось бы исправить эту ситуацию и как можно быстрее.
- Легко ли вам далось это решение? Болельщики давно просили вас сделать это, но было ощущение, что вам это не нужно…
- Честно говоря, действительно не очень легко. Я посвятил свою жизнь футзалу и занимался этим больше 25 лет. И на уровне клуба, и на уровне сборной. Сейчас мы занимаемся массовым футзалом, написали программу. Бизнес, клуб, сборная - не было времени думать о должности президента ФФК.
- Какова Ваша предвыборная программа? Можете рассказать вкратце об основных ее пунктах?
- Все ее тезисы будут опубликованы. В основном они будут касаться развития инфраструктуры футбола. Массовый спорт должен быть подпиткой спорта профессионального, помимо того, что на нем держится здоровье нации. Профессиональный футбол невозможен без массового, а массовый - без инфраструктуры. Нужно вернуть инфраструктуру, которая была при союзе. Нужно строить поля, начиная от районных центров и заканчивая областными. Это направление будет называться «1000 полей» и нам необходимо ее осуществить. Также идет речь о возрождении детско-юношеских, школьных, студенческих соревнований. Нами создана программа вертикального развития, которая позволит решить проблему возрастных групп, ныне выпадающих из тренировочного и соревновательного процессов. Все это работало бессистемно. Мы хотим выстроить и создать интеллектуальную базу. Еще один наш посыл: большой футбол должен быть частным. Бюджеты клубов должны постепенно уходить от государственных средств к крупным компаниям.
- А кто ваши единомышленники, есть ли у вас команда?
- Конечно, 25 лет поражений и побед, участия в крупных спортивных форумах позволили провести специалистов через «горнило вулкана». Команда есть и она работает не первый год с УЕФА, ФИФА, всеми спортивными организациями. Это касается и тренерского, и медицинского состава, и менеджмента. Мы обеспечены профессионалами, которые могут вести процессы по всем канонам современного мирового футбола. Моими единомышленниками являются и те люди, которые поддерживают меня и мою команду, которые в трудностях и успехах всегда с нами. Это футбольная общественность, наши многочисленные болельщики, с которыми за эти годы мы породнились. Менеджмент футзального клуба «Кайрат» не меняется уже 10 лет и все успехи были достигнуты именно этой командой. Также нашими единомышленниками являются все президенты ассоциаций, с которыми мы работаем не один десяток лет. Россия, Азербайджан, Грузия, Украина, Узбекистан, Кыргызстан, Чехия, Словакия, Словения, Испания, Болгария - это наши друзья, с которыми мы дружим много лет. Мы совместно участвуем в развитии футбола и стараемся не отставать от мировых трендов.
- В гонке участвуют пять претендентов: Ерлан Джарылкасинов, Давид Лория, Адилет Барменкулов, Берик Каниев и Вы. Кого вы считаете фаворитом и как оцениваете свои шансы?
- Каждый из нас достоин этого высокого звания. Очень важно чтобы было желание не только стать президентом, а самое главное - принести пользу, которую ждет вся страна.
- Из всех кандидатов, только вы подтвердили свой уровень на мировом уровне. Никто из Казахстана не добивался похожих успехов. Но будет ли голосование честным? Есть ли вероятность поражения?
- Знаете, сейчас для меня не важно, выиграю я на выборах или нет. Я понял, что важнее для меня нереально высокая оценка болельщиков, специалистов, семьи, друзей. Я понял, как много должен болельщикам и футболу. Независимо от результата, я сделаю столько много полезного, сколько смогу.
- Кстати, как вы относитесь к решению Олжаса Абраева отказаться от борьбы? Стоит ли до 28 февраля, когда состоится конференция КФФ, ждать других сюрпризов?
- Это личное решение Олжаса, его не нужно драматизировать. Он является главой ПФЛК, членом исполкома, у него достаточно функций в федерации футбола и его решение, наверное, больше связано с внутриполитическими вопросами самой федерации. Зная Олжаса, хочу сказать, что он достаточно прямой человек.
Наверное, были такие условия, из-за которых его честь не позволила долго находиться в подвешенном состоянии, и он снял свою кандидатуру.
- У вас есть явный козырь перед абсолютно всеми конкурентами – стремительное развитие футзала в стране, большие победы «Кайрата» и национальной сборной. Так что весь футзальный Казахстан точно за Вас. Но есть ли у Вас поддержка в мире большого футбола?
- Мой главный козырь заработан годами и большими усилиями. Нас любят те, кто хорошо разбирается в футзале и большом футболе. Это одна категория людей, которые четко представляют, на что способная наша команда и руководство клуба. Мы никогда их не подводили. У нас есть уникальный опыт и поддержка в мире большого футбола нам тоже обеспечена.
- Имеется ли у Вас план по выходу нашего футбола из глубочайшего кризиса, в который он угодил? Реально ли его вообще оттуда вывести?
- Как это часто бывает: проблемы мы создаём сами себе. Нужно просто пересмотреть, сделать правильные выводы. Из 30 лет надо взять полезный опыт. Использовать его. Иногда и плохой опыт является важным, ведь он дает возможность в будущем не повторять ошибок. У нас есть программа развития футзала, футбола, массового футбола, инфраструктуры и интеллектуальной базы. Футзал и футбол - очень схожи. Этот план реализуем, надо просто работать. Необходимы лишь система и правильный контроль.
- Представим такое развитие событий: Вы побеждаете на выборах и возглавляете КФФ. Ваши первые шаги на посту президента?
- В первую очередь, проверка всех сотрудников ФФК на профессиональную пригодность. Те задачи, которые стоят перед ФФК, требуют большой ответственности, коллективной слаженной работы и случайных людей не должно быть.
- Как в этом случае быть с постом президента АФК «Кайрат» - совмещение должностей не представляется возможным, это же конфликт интересов?
- Нужно понимать, что я являюсь почетным президентом футзального клуба «Кайрат» и в первую очередь моей задачей является развитие массового спорта, инфраструктуры, сборных команд. Вопрос клуба он уже второстепенен. Тем более, у «Кайрат» и так все хорошо. Он не нуждается в политической помощи. Более того, мы давно мечтаем о появлении достойного конкурента, коим был «Тулпар».
- Вы на хорошем счету у УЕФА и лучших клубов мира. Та же «Барселона» благодаря вам хорошо знает, как казахи умеют развивать спорт. Насколько важны международные связи для президента федерации футбола?
- Интеграция в мировой футбол - один из важнейших факторов. Именно благодаря полезным связям, участию в международных форумах и турнирах, моя команда находится в тренде мирового футбола. Мы понимаем все процессы и направления, в которым движется мировой футбол. Мы заранее готовы ко всем изменениям, участвуем в постоянном развитии, преобразовании. Для Казахстана важно знать это и участвовать в главных мировых футбольных процессах. Коммуникации с мировыми лидерами футбола дают возможность обучать наших специалистов и не отставать от всего футбольного мира. 120 - это не то место, на котором должен находиться Казахстан. Наша задача быть в числе лидеров и на примере АФК «Кайрат» и сборной Казахстана по футзалу мы видим, что это возможно.
- Давайте остановимся на УЕФА. У вас уже есть видение, как вы будете взаимодействовать с этой организацией? Ведь у вас отличные отношения с топ-менеджментом и президентом УЕФА.
- Что касается конкретно УЕФА, то наше взаимодействие направлено на развитие футзала, футбола и женского футбола, который имеет в Казахстане большие перспективы. Детско-юношеский, пляжный футбол - УЕФА дает всем странам возможность развиваться и мы должны тесно взаимодействовать и использовать все льготы во благо Казахстана.
- Скажите, наш футбол можно спасти?
- Однозначно да, иначе бы я не баллотировался. Тот футбол, который есть сейчас в Казахстане скорее мёртв, чем жив. Поэтому многое нужно начинать сначала.