«Хочу побыть с семьей и понять, что в жизни есть еще интересного, кроме футбола»
Один из самых возрастных игроков казахстанского чемпионата, защитник «Каспия» Илья Воротников, в эксклюзивном интервью корреспонденту Prosports.kz Владимиру Жаркову признался, что немного устал от футбола и хочет больше времени уделять семье.
С Ильей мы знакомы лет, наверное, 15, еще со времен его выступления за ФК «Алма-Ата». Он один из тех футболистов, которые лично у меня настолько прочно ассоциируются с казахстанским футболом, что, кажется, Воротников был и будет в нем всегда. И вот накануне он меня ошарашил известием о том, что, скорее всего, сезон-2021 будет последним в его карьере. Вроде бы не стоит удивляться – все-таки ему уже 35, и все же эта новость стала для меня неожиданной.
- Ты уже точно для себя решил, что заканчиваешь?
- Вообще-то, уже третий год думаю о том, что он может стать для меня последним. В принципе, морально я к этому уже давно готов. В том же «Каспии» мне ребята сами говорят, что я играю из-за любви к футболу. И правда, финансовые условия у меня здесь очень скромные, мне просто хочется работать под руководством Срджана Благоевича.
- Устал от футбола, замучили травмы, семья – что стало главной причиной?
- В первую очередь, наверное, это все-таки семейный вопрос, потому что в последний раз я играл дома, в Алматы, в 2012-м году. С тех пор – все время в разъездах, а хочется пожить с женой и ребенком, мой шестилетний сын практически растет без отца, я теряю это золотое время.
Супруга работает, поэтому не всегда может быть рядом со мной, а вдали от семьи уже тяжеловато. Ну, и от футбола и всего, что с ним связано, есть небольшая усталость. Серьезные травмы меня, слава богу, обходили стороной. А в последние три года, благодаря тому, что я работаю с хорошим тренером по физподготовке, я вообще почти не знаю, что такое повреждения.
- Какие-либо обстоятельства могут повлиять на это твое решение?
- Если только какие-нибудь стоящие предложения поработать с интересным тренером. За карьеру мне удалось немного заработать, поэтому у меня нет особой нужды цепляться за зарплату, ехать в непонятные команды Первой лиги без перспектив и четких задач. Скажу так: я уже в прошлом году мог закончить, если бы из «Каспия» ушел Благоевич, но он остался, поэтому и я еще играю.
- Тот самый Благоевич, который, когда пришел в команду, не хотел тебя в ней видеть?
- Да, было такое (смеется), но со временем его отношение ко мне изменилось, и теперь мы с другим опытнейшим игроком, 36-летним Русланом Сахалбаевым, можно сказать, проводники тренерских идей для более молодых партнеров.
- Между тем, еще в начале этого года ходили разговоры о том, что тебя могут вызвать в национальную сборную…
- Разговоры такие действительно были, но я, если честно, не вижу в этом никакого смысла. В линии обороны сборной сейчас очень хорошая конкуренция среди молодых футболистов, у них впереди долгая международная карьера. Я вижу, что не смогу сделать там качественную разницу, а парням надо постоянно играть, чтобы набираться опыта. Что касается меня, то на закате карьеры я вряд ли мог повлиять на результат, скажем, в матче с французами.
- Самокритично.
- Не без этого (улыбается).
- За более чем 15 лет в казахстанском футболе какой ты можешь сделать вывод – он за эти годы вырос, стоит на месте или деградировал?
- Часто приходится слышать, мол, вот раньше играли, а сейчас мучаемся. Как по мне, так мучились мы как раз лет 10-15 назад, когда в еврокубках наши клубы проигрывали неизвестно кому в первых же раундах. А после того как «Шахтер» и «Астана» пробивались в групповые турниры, а «Кайрат» был очень близок к этому, планка ожиданий и требований со стороны болельщиков заметно выросла, и тогда ранний вылет мы стали расценивать как провал.
Так что с игровой точки зрения казахстанский футбол, на мой взгляд, заметно вырос, но вот что касается инфраструктуры… Если честно, все очень плохо, особенно – качество полей.
- Если я не ошибаюсь, ты выступал в семи отечественных командах, какая из них твоему сердцу наиболее близка?
- Абсолютно все оставили свой след в моей душе. И все же отдельно выделю «Тараз» - я провел в этом клубе много времени, лучшие мои игровые годы прошли там, оттуда вызывался в сборную Казахстана.
- А как же «Алма-Ата», с которой ты завоевал оба своих трофея?
- К сожалению, от «Алма-Аты» остались одни только воспоминания, пусть и приятные. А «Тараз», слава богу, жив, все время на слуху.
- А какой тренер сыграл в твоей жизни определяющую роль?
- Их было немало, ведь даже от самых безнадежных специалистов можно взять что-то нужное и важное. Если говорить про конкретных людей, то это Арно Пайперс – он очень много сделал в моем становлении как футболиста. Очень многому я научился у Саулюся Шермялиса. С удовольствием вспоминаю работу под руководством Юрия Красножана. Ну, и вот теперь Благоевич.
- Ты назвал четверых тренеров, и среди них нет ни одного казахстанского…
- Тогда в этот список я бы еще добавил Владимира Никитенко и Ваита Талгаева.
- На заре карьеры тебя сам Курбан Бердыев пригласил в «Рубин», но за рубежом ты так и не заиграл. Как сам считаешь, почему, и не жалеешь ли?
- Теперь, конечно, жалею. Карьера во многом складывается из обстоятельств и везения. Повезло, сыграл два-три матча хорошо, получил уверенность – подписал достойный контракт. В «Рубине» у меня как-то сразу не заладилось. Туда я приехал 17-летним пацаном, совсем неуверенным в себе, постоянно был травмирован. Я был не готов к резким переменам в жизни, прежде всего – психологически.
Да еще и тренер «молодежки» в «Рубине», сильно подломил меня морально – таким людям нельзя работать с людьми, тем более, с детьми. Я уехал совсем ребенком от родителей и сразу попал в жесткие условия, с которыми не справился.
- Впоследствии у тебя были какие-нибудь варианты за рубежом?
- Да, у меня было одно предложение из России. Правда, из Первой лиги (ФНЛ – прим. Prosports.kz), но под выход в РПЛ. Но тогда у меня на руках уже был контракт с «Кайратом», мне пришлось отказаться. К тому же, тогда казахстанцы еще считались легионерами в России, поэтому было сложно.
- Тем не менее, сейчас ты – действующий футболист, защищаешь цвета «Каспия». Оцени старт своей команды в новом сезоне. Седьмое место по итогам четырех туров – закономерный результат?
- Думаю, мы прилично недобрали очков. У нас очень сильно изменилась команда в межсезонье, а футбол Благоевича требует предельно четких, слаженных взаимодействий. Нам необходимо время, чтобы сыграться, понять друг друга. Очень много кропотливой работы, тонких деталей, в которых нужно разбираться. И все равно – мы от игры к игре прибавляем, прогрессируем, создаем все больше и больше моментов, но каких-то мелочей нам пока не хватает. Но мы доберем все, что потеряли – в этом я абсолютно уверен.
- Каким ты лично для тебя посчитаешь успешное завершение, вероятно, заключительного для себя сезона?
- Если честно, я даже не могу определить потолок возможностей для «Каспия», потому что в этом году мы очень качественно усилились, прям очень качественно. И создать проблемы мы можем только сами себе – как это уже было в матчах с «Астаной» и «Кайсаром».
Мы просто сами себя боимся и сами себя переигрываем. У меня нет объяснений, почему «Каспий» почти все время играет в меньшинстве. В том смысле, что у нас постоянно выпадают один-два игрока. При этом на тренировках они рвут и мечут, а в матчах то ли физики не хватает, то ли психологии. Вот с этим нам и предстоит разобраться.
- И что дальше, планируешь остаться в футболе?
- Я пока не готов однозначно на это ответить, потому что надо понять, что мне в жизни нужно. Я ведь, по большому счету, кроме футбола, и не видел ничего. Для начала я хочу просто побыть с семьей – полгода, год, не знаю, на сколько меня хватит. Мне предстоит разобраться в себе и узнать, что такое обычная жизнь, что в ней есть еще интересного. Вот когда я пойму, смогу ли существовать без футбола, тогда и решу, что буду делать
- Есть ли шанс увидеть Илью Игоревича Воротникова в качестве тренера одной из команд?
- Ничего исключать нельзя. Во всяком случае, тренерскую лицензию получить планирую, а что будет дальше – время покажет.
Фото из личного архива Ильи Воротникова