Топ-5 разработчиков, оставивших след в игровой индустрии

Топ-5 разработчиков, оставивших след в игровой индустрии

25 января 1947 года Томасом Голдсмитом и Эстлом Рей Манном была подана заявка на патент первой видеоигры в истории человечества. Сейчас, спустя 73 года после тех событий, геймеры стали одной из крупнейших субкультур на планете – основаны тысячи студий, разрабатывающих миллионы игр.

Однако среди этой тысячи есть лишь единицы, которые сумели изменить видеоигровую индустрию до неузнаваемости. В этом материале от  мы затронем компании и геймдизайнеров, вдохновивших абсолютно весь мир «геймдева», а также постараемся предать огласке все их достижения и вклад в эту сферу деятельности.

Вступительное предисловие.

Так уж повелось, что в любом творчестве есть как вдохновители, так и вдохновленные, и разработка видеоигр в этом плане не исключение. Если музой Леонардо да Винчи была Лиза Герардини, то Клинт Хокинг при разработке Splinter Cell вдохновлялся работами Хидэо Кодзимы. Если Абай Кунанбаев формировал свое мировоззрение, придерживаясь гуманистических идей Алишера Навои, то Брендан Грин – родоначальник самого популярного жанра видеоигр «королевская битва» – вдохновлялся одноименным фильмом Киндзи Фукасаку. И в геймдеве заимствование идей, а также построение своей игры на основе чужой - это частая практика. Но в этом топе мы затронем именно гениев игростроя – авторов целых жанров видеоигр, положивших начало «золотому веку гейминга» и подаривших ему дальнейшее процветание.

Хидэо Кодзима

Фото: kinopoisk.ru

Фото: kinopoisk.ru

Наш топ начнется с основателя одной из самых знаменитых на сегодняшний день студий — Kojima Productions.

Кодзима родился 24 августа 1963 года в городе Токио. Семейство будущего гения никогда не останавливалось на одном месте — вскоре они переехали из столицы Японии в приморский город Сирасаки, а еще позже, когда Хидэо исполнилось четыре года, они осели в Осаке. В школьные годы, кроме постоянно занятых на работе родителей, за мальчиком было некому присматривать. Поэтому ему на шею вешали ключи от дома, чтобы тот после уроков самостоятельно возвращался домой. Как вспоминает сам разработчик, его всегда раздражали эти одинокие моменты в жизни, и сейчас он старается избегать подобных ситуаций.

«Во время путешествий останавливаясь в гостиницах я, едва заглянув в номер, сразу включаю телевизор, дабы справиться с одиночеством» — рассказывает Хидэо. Одиночество играет большую роль в жизни Кодзимы, ведь даже при создании своего «магнум опуса» Death Stranding, он вдохновлялся именно этим чувством. Но, как говорится, не одними страданиями едины будем — вдохновителями Кодзимы также являлись такие творцы, как Андрей Тарковский, Ян Флеминг, Стэнли Кубрик, Альфред Хичкок, Мартин Скорсезе. Возможно вы удивитесь такому скоплению режиссеров в этом списке, но не стоит, так как Хидэо не всегда посвящал себя созданию игр. Изначально, в планах у гения была режиссура фильмов.

Карьеру разработчика Кодзима начал в рядах студии Konami, для которых он в 1988 году разработал Metal Gear, который и стал его билетом в топ индустрии. Первый серьезный проект гения был исключителен для того времени тем, что открыл миру новый видеоигровой жанр «стелс-экшен», который в основном предполагал не сражения, а скрытные перемещения, где вступления в битвы были крайне неоправданными для игрока.

Для полноты картины следует добавить, что без Metal Gear не появилось бы таких серий, как Hitman, Splinter Cell, Deus Ex, Death to Spies, Thief и других представителей этого жанра. Создатели всех вышеупомянутых игр так или иначе основывались на мотивах, которые были привнесены в индустрию их предшественником. В 2019 году к почитателям творчества японского мэтра также присоединились авторы игры Left Alive с их антимилитаристской повесткой, которую позаимствовали опять-таки же у него. В порыве своего вдохновения они привлекли к разработке Едзи Синкаву — самого любимого художника Хидэо Кодзимы.

Фото: twitter.com/LeftAliveGame

Фото: twitter.com/LeftAliveGame

В текущих реалиях талантливому разработчику вновь удалось стать первооткрывателем, в 2019 году выпустив в свет игру Death Stranding, которая стала первой игрой жанра strand-type. Таким образом, Кодзима внес неоспоримый вклад в игровую индустрию, открыв два новых полноценных жанра. Мы уверены, что за свою карьеру он еще не раз взбудоражит всех геймеров планеты.

Джон Кармак и Джон Ромеро

Не займись они разработкой видеоигр, человечество так и не увидело бы Counter-Strike. Топ великих продолжат основатели студии id Software.

Учитывая, что вы прочитали материал до этого момента, вы наверняка знакомы с таким, не побоимся этого выражения, культурным событием, как DOOM. Объективно, это один из самых лучших одиночных шутеров за всю историю видеоигр, прародитель всех шутеров от первого лица, а также игра, которая проходит лучше, чем львиная доля всех современных шутеров. Возможно для вас в этом вступлении слово «шутер» употребилось слишком часто? Привыкайте, ведь иначе при дальнейшем прочтении вы зададитесь вопросом: «Почему никто не ограничил упоминание слова «шутер» всуе?».

В первую очередь, за студию id Software и игровую франшизу Doom ответственны два Джона — Кармак и Ромеро. За креативную сторону всех работ команды отвечал Ромеро: на его плечи ложились все сценарии, концепты, дизайн и, вдобавок, он частично умел программировать. А Кармак был программистом на 146%, он, все свое время посвящавший компьютеру, любил работать по ночам, да и в принципе «Джона-программиста» не интересовало ничего, кроме усовершенствования своего кода. По слухам, Ромеро однажды вызвал для Кармака вульгарно одетую девушку, принесшую ему пиццу, однако Кармак выгнал даму и сел работать дальше. Стоит отметить, что подобная разница в характерах двух игроделов и стала причиной их расхождения во мнениях в будущем.

Однако вернемся к первому легендарному DOOM. Релиз игры состоялся в 1993 году и, на тот момент, факт того, что игрок может перемещаться в подобии 3D-мира был невообразимым. Даже учитывая существование Wolfenstein 3D, предыдущего проекта от id Software, «3D» в его названии присутствовало вовсе не потому, что игра использовала эту технологию. К слову, Wolfenstein 3D являлся ремейком любимой игры Кармака и Ромеро, которая вышла в 1981 году и называлась Castle Wolfenstein, а также частично была «стелсом». Это стало единственным аргументом в пользу сторонников теории о том, что Хидэо Кодзима якобы не является первооткрывателем этого жанра.

В сравнении с Wolfenstein 3D, первый Doom стал прорывом, после которого следующим залпом от id Software стал Quake — первый полностью трехмерный шутер, перевернувший весь мир видеоигр. Вместе с релизом игры в 1996 году, на свет появился новый игровой движок Quake Engine, использовавший наработки еще со времен первых игр студии и являвшийся первым движком, который мог обрабатывать настоящее 3D в реальном времени.

В 1998 году id Software абсолютно бесплатно отдала Quake Engine всем разработчикам, желающим поработать с этим движком. Подобное меценатство спровоцировало появление огромного количества ответвлений и новых движков на базе Quake Engine. Одним из подобных движков стал Gold Source, разработанный Valve, на базе которого позже был создан первый Half-Life, для которого еще позже вышла модификация под нашумевшим названием Counter-Strike.

Создав такой высокотехнологичный движок, приятели из id Software дали зеленый свет абсолютно всем киберспортивным дисциплинам в жанре шутера от первого лица, среди которых самыми яркими представителями сейчас являются Counter-Strike и VALORANT. Необходимо отметить, что без Quake Engine также не существовало бы Left 4 Dead, Team Fortress, Portal, Titanfall, Apex Legends, Dota 2 и других видеоигр первого эшелона.

Именно по этой причине Джон Кармак, Джон Ромеро и их студия находятся в этом топе, ведь без их вмешательства в индустрию, сейчас бы мы не собирали лобби в матчмейкинге CS:GO.

Древо игровых движков, которые породила Quake Engine:

Интересный факт о Quake Engine: Из-за особенности игрового движка, позже в играх появилось такое понятие, как «Bunny Hopping» или «Распрыжка».

Интересный факт о id Software: «id» в названии студии, читается в русской транскрипции не как «Айди» а как «Ид», что отсылает к концепту, взятому у Зигмунда Фрейда, согласно идеям которого, Ид подразумевает исключительно врожденные, инстинктивные, примитивные аспекты личности человека. Ид в психоанализе является чем-то хаотичным, темным, не имеющим законов, чисто биологическим, не подчиняющимся никаким правилам. Помимо всего прочего, ранее имела место быть теория, что «id» в названии – это отсылка к Аиду — богу подземного царства мертвых из древнегреческой мифологии, однако это всего лишь теории, не подкрепленные подтверждениями.

Брендан Грин

Фото: PUBG Corp

Фото: PUBG Corp

Следующим представителем нашего топа станет «организатор королевской битвы», отец PUBG и фундаментальный вдохновитель авторов Fortnite. Речь идет о Брендане Грине, создавшем очередное, не менее значимее Doom, культурное событие — «Battle Royale».

Есть расхожее мнение, что первой игрой в жанре «королевской битвы» стал режим Hunger Games для Minecraft, однако, зачастую не упоминается еще один первопроходец в этой категории — Брендан Грин и его мод Battle Royale для симулятора военных действий Arma 2. Создать модификацию Грина вдохновил фильм «Королевская битва» от режиссера Киндзи Фукасаку, который в свою очередь, снял картину по мотивам одноименного романа-бестселлера за авторством Косюна Таками.

Модифицированный под реалии ленты Фукасаку, режим Arma 2: Battle Royale вышел на свет в 2013 году, и если на первых порах о новинке знали лишь подкованные в модах игроки, то позже она захлестнула весь Twitch — именно стримеры популяризировали самый известный ныне поджанр многопользовательских игр. Самым ярким из поставщиков контента по Arma 2: BR стал Сакиб «LIRIK» Захид, которому настолько полюбилось творение Грина, что версия модификации для Arma 3 стала основной игрой на его трансляциях. Что касается русскоязычного сообщества, то самым знаменитым представителем стримеров по «королевской битве» от Брендана Грина стал Кирилл «Cake» Забродин.

Первый матч Сакиба «LIRIK» Захида в Arma 2: Battle Royale:

Матч Остина «SmaK» Хаггетта в Arma 2: Battle Royale от начала до конца:

Хоть и мод для Arma 2 вызвал положительный фидбек от игроков, но все же обретать истинную славу Брендан Грин начал после выхода Arma 3: Battle Royale. Баллистика стрельбы, реалистичное поведение оружия, локации соизмеримые с реальными зонами боевых действий — все это про «королевскую битву» в Arma 3.

Яркий пример триумфа в Arma 3: Battle Royale:

Позже Грин закрепил за собой полное право зваться автором жанра Battle Royale, доведя до релиза свой первый полноценный проект PlayerUnknown’s Battlegrounds, который и дал старт эпохе «королевских битв». По сей день сотни разработчиков пытаются повторить успех Грина, но это получается не у каждого. Самыми успешными представителями жанра сейчас можно назвать такие проекты, как Apex Legends, Call of Duty: Warzone и, безусловно, Fortnite.

Мы рады написать о Брендане Грине в этом топе, поскольку хотим отметить его вклад в многопользовательские игры, чтобы нынешнее поколение в процессе игры в Fortnite прекрасно понимало, с чего это начиналось, и кто за всем этим стоит.

Гейб Ньюэлл

Далее в нашем топе мы вспомним самые значимые достижения корпорации Valve, разработавшей ранее упомянутые игровые движки — GoldSource, Source и Source 2. Они под предводительством Гейба Ньюэлла задали золотой стандарт качественных игр.

Как ни странно, но появлению Valve геймеры обязаны Microsoft. Гейб Ньюэлл и Марк Харрингтон 13 лет проработали на компанию Билла Гейтса, помогая разрабатывать и поддерживать операционную систему Windows. Но позже они увидели, что их коллега, Майкл Абраш, ушел из Microsoft в id Software, где работал над первым Quake. Ньюэлл и Харрингтон решили последовать тем же путем, чтобы в 1996 году основать Valve — так началась их карьера разработчиков видеоигр.

Когда у Valve возникла идея, какой именно должна быть их первая игра, а именно хоррор-шутером от первого лица под названием Half-Life, выбор игрового движка пал на Quake Engine. Сразу сообщим, что детище id Software будет еще не раз упомянуто в дальнейшем — настолько все эти проекты связаны. В конечном счете, Valve изменила 70% его кода, добавив скелетную анимацию и поддержку Direct3D. Проще говоря, теперь перед ними предстал совершенно новый движок — GoldSource. Главным же вдохновителем на Half-Life был Doom, и разработчики хотели, чтобы их игра пугала игроков ровно так же, как шедевр от Кармака и Ромеро. Первоначально игра называлась Quiver, а уже потом разработчики пришли к знакомому многим Half-Life. Игра вышла в 1998 году и рассказывала об ученом-физике по имени Гордон Фримен, который работал на базе исследовательского комплекса «Черная Меза» и вынужден был разбираться с последствиями неудачного эксперимента.

Как в свое время Quake заинтересовала любителей создавать модификации, так и первая Half-Life выступила холстом для всевозможных идей умельцев. И самым масштабным, успешным и популярным модом для нее стал Counter-Strike, чьими создателями выступили Мин Ли и Джесс Клайфф. Тогда Ли еще был студентом и мечтал сделать что-то стоящее, чтобы его заметили. Начать он решил с модов для Quake, которые были во многом похожи на CS, но потом Valve выпустила специальный комплект для разработчиков ПО на своем движке, и Ли, вдохновившись играми Tom Clancy’s Rainbow Six и Spec Ops: Rangers Lead the Way, дарит миру Counter-Strike. В 2000 году к парням обратились представители Valve с предложением покупки прав на CS, и они согласились. Таким образом, игру постоянно совершенствовали и обновляли, а последним из таких обновлений стала версия 1.6.

А теперь перенесемся в 2003 год, ведь именно тогда на арену вышла она — легендарная Defence of the Ancients или просто Dota. Игра появилась на свет, как модификация для WarCraft 3, благодаря разработчику с псевдонимом «Eul». Позже геймдизайнер по имени Стив Фик разрабатывает Dota Allstars, которая становится невероятно популярной, причем настолько, что Стив с его другом получают возможность создать собственную компанию Dota Allstars LLC.

В 2005 году ведущим дизайнером игры становится Абдул «IceFrog» Измаил, а спустя три года мод перерастает в киберспортивную дисциплину, и именно тогда Valve заинтересовывается этим проектом. В итоге, корпорация Гейба Ньюэлла предложила Измаилу совместными усилиями создать продолжение игры. Благодаря этому в 2013 году разработчики выпускают Dota 2 — дисциплину с самым большим призовым фондом за всю историю киберспорта, размер которой повышается и по сей день.

Лучшая игра на ПК, киберспортивная дисциплина года, величайшая MOBA в истории — у второй «Доты» много наград и заоблачных оценок. Все это убеждает нас в том, что Valve, как и в случае с Counter-Strike, в очередной раз смогла устроить фурор в игровой индустрии, создав два самых главных столпа нынешнего киберспорта — Dota 2 и CS. Думаю, что нам необязательно лишний раз напоминать вам о том, почему именно Ньюэлл и его команда достойны быть в этом списке грандиозных разработчиков.

Такаси Нисияма и Хироси Мацумото

Фото: GAMEST

Фото: GAMEST

Последними в топе, но не по значимости, выступят Такаси Нисияма и Хироси Мацумото — именно их имена должны быть вписаны в учебники истории, как имена разработчиков, продвинувших жанр файтингов в массы.

Хотя первыми файтингами принято считать такие проекты, как Warrior и Karate Champ, свое заветное «спасибо» геймеры все же должны сказать авторам франшизы Street Fighter, которая и дала толчок рассвету жанра, а таковыми являются Нисияма и Мацумото.

Привычные основы и механики в файтинги заложила вторая часть Street Fighter. Однако, как ни странно, все началось вовсе не с сиквела игры. Идеей для первой части серии послужили различные стили боевых искусств, которые в то время практиковал Нисияма. Сюжет игры рассказывал о бойце по имени Рю, которому предстоит победить оппонентов из разных стран. На тот момент Street Fighter был первым подобным файтингом, который ввел моду на шестикнопочное управление и особые приемы, по типу «Hadouken!» для выполнения которых необходимо было прожимать комбинацию клавиш. Другими словами, Нисияма и Мацумото выступили еще и новаторами для того времени.

Возвращаясь к Street Fighter 2, в которой, помимо доведения механик до ума и улучшения графики, впервые можно было сыграть за одного из восьми новых бойцов. Кроме уже привычных Рю и Кена, в игре присутствовала Чунь Ли — первый женский персонаж в файтингах. Еще одна особенность, привнесенная со второй Street Fighter, которая переросла в традицию – это версии игр с новыми подзаголовками, когда каждое новое улучшение или обновление игры сопровождается пафосным названием, к примеру, Street Fighter II: The World Warrior, Street Fighter II: Champion Edition, Street Fighter II: Special Champion Edition, Street Fighter II: Turbo Hyper Fighting, Super Street Fighter II Turbo HD Remix.

Всего в серии вышло около 30 игр, самой последней из которых является Street Fighter V, вышедшая в 2016 году. На сегодняшний день, это один из самых востребованных и профессиональных файтингов на поприще киберспорта, поскольку он более сбалансирован и технически продуман. По этой причине, тактика бездумного нажатия кнопок в этой игре не сработает.

Резюмируя, хотим пояснить читателям, что студия Capcom во главе с Такаси Нисиямой и Хироси Мацумото раскрыла весь потенциал файтингов, выпустив в далеком 1987 году первый Street Fighter. Их успех удалось повторить американскому разработчику Эдварду Буну, который создал легендарный Mortal Kombat. Все они увековечили себя в игровой индустрии и стали чрезвычайно важнейшими фигурами, оставившими за собой драгоценное наследие.

Заключение.

Видеоигры глубоко засели в повседневной жизни человека, пройдя долгий путь от ракетного симулятора, интерфейсом которого выступало аналоговое устройство на базе электронно-лучевой трубки, до сложносочиненных проектов, со своими сценариями, последовательными игровыми процессами, разнообразными внутренними мирами, детальными дизайнами уровней и прочими дарами технологического прогресса. Сейчас уже неизвестно, какое будущее ожидало эту сферу развлечений, если бы к ней не приложили руку все вышеупомянутые деятели индустрии, каждого из которых стоит в очередной раз поблагодарить и, дабы утешить чувство ностальгии, вновь поиграть в их вечные шедевры.

Фото: deviantart.com/intercepto

Больше материалов и новостей о киберспорте - в разделе 

ASUS объявили о начале третьего сезона ROG Community Cup по CS:GO

Организация «Gambit Esports» может открыть состав по VALORANT

ТОП-10 аналитиков-девушек в киберспорте. Кто самая умная и красивая?

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
Для того, чтобы оставить комментарий, или