Хоккей

Тамара ВААЛЬ: То, что происходит в сборной, – полный провал федерации

Тамара ВААЛЬ: То, что происходит в сборной, – полный провал федерации
news-banner7
mobile-news-top

Страсти по поражению сборной Казахстана в матче с Польшей на предолимпийской квалификации не утихают. Нужны ли нашей сборной легионеры? Какова судьба главного тренера? И что с этим всем делать? Об этом мы поговорили с независимым журналистом и хоккейным экспертом Тамарой Вааль.

– Никто из СМИ не остался в стороне, каждый написал о «самом большом провале сезона», «натуральной катастрофе» и «сенсационном поражении», согласны с этими формулировками?

– На самом деле – да. Матч с Польшей – это, конечно, полный провал сборной Казахстана. Нужно было выходить, нужно было выигрывать. Не то что нужно – команда обязана была выиграть. Почему мы не прошли Польшу? Это «недонастрой». Причем недонастрой на всех уровнях, в том числе уровнях управления. Хотя ребята и говорили: «Нет, мы настраивались» и так далее. Но мое мнение, что и команда, и руководство федерации хоккея были уверены: «Пфф, Польша. Кто такие поляки? У нас тут КХЛ, мы их на раз-два пройдем».

– Как бы вы назвали этот матч двумя словами?

– Главное поражение четырехлетия. Мы опять не попали на Олимпиаду.

– Что можете сказать о массовой натурализации игроков, включая россиян? Нужны ли они нашей сборной?

– Это больной, сложный вопрос. Как правильно сказал Николай Антропов в своем интервью, да, сборной нужны легионеры, но эти легионеры должны быть топовыми. Такими, как были Кевин Даллмэн, Брэндон Боченски.

А так, нам нужно наигрывать своих. Пусть это будет метод проб и ошибок. Пусть мы три-четыре года побарахтаемся в первом дивизионе, а не в элите. Наши амбиции – мы должны играть в элите, мы должны играть на Олимпиадах. Но в итоге не играем, а места наших ребят занимают легионеры, а то время как местные игроки полируют лавку. И это начинается уже в детском хоккее. Когда ребенок доходит до определенного возраста, то и он, и родители начинают смотреть на Россию, потому что понимают, что в нашей сборной, в нашем «Барысе» в КХЛ им ничего не светит. Им нужно уезжать. Тем самым мы теряем молодых ребят: они либо сидят в запасе, либо уезжают.

– А есть у нас эти молодые? Есть местные ребята, достойные играть в сборной?

– Если говорить о нынешней сборной, то там играет Никита Михайлис. Ну, и Сергей Кудрявцев на один матч вышел, хотя с вратарями у нас вообще беда и катастрофа. Но даже если взять этих ребят, как сказал в свое время Талгат Жайлауов: «молода была уже не молода, а нас все молодыми считают, когда нам уже под тридцатник».

Саян Данияр

Саян Данияр

Но ведь у нас есть Батырлан Муратов. Есть Максим Мусоров, который показал себя на чемпионате мира, братья Самат и Саян Данияр и другие. Их всех нужно привлекать в сборную. А когда они сидят и смотрят матчи «Барыса» с лавки, а на лед выходят за команду раз в месяц, в лучшем случае на полторы-две минуты, толку от них?

Я очень рада за Семена Кошелева и Юру Сергиенко, которые уехали. Тогда было много разговоров, кто кого продал, тогда еще в ЦСКА. Но пацаны играют. Где бы они сейчас были в Казахстане? В лучшем случае в «Номаде». А так Кошелев играл в финале Кубка Гагарина, причем не в последнем звене. Поэтому, наверное, это вопрос к руководству, которое проводит селекцию: «Ребята, а чем вы там занимаетесь?»

– Значит, есть в сложившейся ситуации вина федерации?

– Я считаю, то, что происходит в сборной, – полный провал руководства федерации хоккея. Скабелка, да, он, как настоящий мужик, взял вину на себя. Да, был на всех этапах «недонастрой». Здесь есть вина и команды, и тренера. Но моя точка зрения, что основная вина федерации. Потому что политика натурализации не приведет ни к чему хорошему. И мы это уже видим. Если бы легионеры давали какой-то результат, но результата нет. Мы как болтались на качелях: входили в элиту – вылетали, входили – вылетали, как на Олимпиаду не ездили, так и не ездим. В чем тогда смысл? Возьмите двух-трех лидеров в первое звено, которые поведут команду за собой. А в остальных пусть наши играют.

– Вы сказали: «Скабелка взял вину на себя», но разве его вины нет?

– Сейчас скажу словами комментатора Александра Олейника, что у Скабелки, когда команда начинает проигрывать важный матч, начинается паника. Он начинает придумывать «что-нибудь», тасовать звенья, начинается хаос. Честно признаюсь, я надеялась, что уже после первого периода, после того, как мы проигрывали 0:2, президент федерации Аскар Узакпаевич Мамин спустится в раздевалку и скажет: «Что происходит?» и даст встряску.

– Есть мнение, что Скабелка – «тренер одного сезона» и после поражения от Польши его судьба решена.

– Есть еще фактор чемпионата мира. Нужно подождать и посмотреть, как выступит сборная. Конечно, хочется верить, что они останутся в элите. Но, по-моему, у нас шанс только с Италией. Мы не команда топ-уровня.

Тренер одного сезона? Ну, был у нас Владимир Крикунов, который тоже не смог вывести команду на Олимпиаду и ушел, были другие тренеры – кто-то на сезон, кто-то чуть дольше. У нас можно про всех тренеров «Барыса» сказать, что они тренеры одного сезона. Потому что все они зависят от выступления команды в элитном дивизионе и на предолимпийской квалификации. Скабелка может оставаться и дольше и дать что-то команде – в этом я больше чем уверена. Сейчас в команде достаточно хорошая атмосфера, не то что было раньше, и это благодаря ему.

– Правильно ли, что один специалист совмещает должности главного тренера в ведущем клубе страны и национальной сборной?

– Это сложно. Как правило, тренер «Барыса» – это тренер, приглашенный из-за границы, у которого больше опыта, в том числе на международной арене. С другой стороны, очень тяжело разрываться. Может быть, и нужно совмещать, но чтобы не весь тренерский штаб «Барыса» был на скамейке сборной. Там должен быть и казахстанский наставник.

Главный тренер «Снежных Барсов» (Нур-Султан) Сергей Старыгин

Главный тренер «Снежных Барсов» (Нур-Султан) Сергей Старыгин

Кого бы мне интересно было посмотреть на тренерском мостике? Можно дать возможность Сергею Старыгину, опыта не занимать. Можно Александру Истомину, хотя он и натурализованный тренер, но давно в Казахстане и знает всю кухню. Это два примера навскидку. Но нужно взять человека, который мог бы в течение сезона заниматься селекцией, просмотром игроков между чемпионатами мира и международными турнирами. Мне кажется, что этим даже не менеджер сборной должен заниматься, который опять же по совместительству президент «Барыса». Тут опять вопрос: а когда ему просматривать игроков, когда ему кататься по городам, если у него тут своей работы предостаточно? Должен быть человек, который будет заниматься не клубом, а только и исключительно сборной.

– Вы упомянули, что с вратарями у нас «беда и катастрофа»…

– Сейчас, может быть, скажу грубо, но ни у кого в федерации не хватает яиц, чтобы зайти к Мамину и сказать: «Аскар Узакпаевич, давайте наигрывать своих. Давайте похерим несколько сезонов, но поиграем своими». Мы рисуем воздушные замки, что у нас все будет хорошо, но ничего хорошего не происходит. Проблема есть и среди полевых, и среди вратарей. У нас же были свои. Был Алексей Иванов, пусть натурализованный, но ведь его брали под сборную, и он играл, играл в сборной, а потом его посадили на скамейку запасных. Посидел и уехал в Россию. Был Андрей Янков: пока он играл в ВХЛ, его привлекали в сборную, потом он уехал в ОЧРК, и все. Павел Полуэктов, которого тоже натурализовали под сборную. Где сейчас Паша? В Актобе, где, извините, не платят зарплату и игроки пишут письма акиму.

Если наигрывать своих, нужно жертвовать КХЛ, нужно жертвовать результатом, в первую очередь сборной. Забыть про элиту на несколько лет. А жертвовать никто ничем не хочет. Мы сами, своими руками, гробим своих же игроков. Да, всегда есть вопрос, что они могут не выстрелить, но и легионеры не выстреливают.

Мне абсолютно непонятно, зачем натурализовали Карлссона. Сколько ему, 36 лет? Ну и зачем? Если не обойтись без натурализации вратаря, то, может, надо было смотреть кого-то помоложе? Хотя бы годика на четыре. А сейчас что, еще сезон, и он скажет: «Я завершаю карьеру».

– Куда движется казахстанский хоккей, если мы пробираемся в элиту ЧМ, а через полгода проигрываем предолимпийскую квалификацию?

– Сейчас руководство федерации говорит, что у них какие-то там планы, они будут все менять и реформировать, но для переходного периода им нужен год, то есть этот сезон. Для меня как для человека, который работал в федерации, непонятно, какой переходный период? У вас ушел гендиректор, а вы как сидели все, так и остались. И когда вы говорите, что у вас куча планов, возникает вопрос: а чем вы занимались 10 лет? Я понимаю, когда пришла абсолютно новая команда и говорит: нам нужно столько-то времени на переходный период, чтобы все придумать и реализовать. А когда вы там на протяжении 10 лет сидите в своих тепленьких креслах, это, как минимум, странные заявления.

По поводу ЧМ, у нас там «группа смерти»: Россия, Швейцария, Финляндия, США, Латвия, Италия и Норвегия. И перспективы – побороться разве что с Италией. «Замечательная» практика последних лет показывает, что мы как-то не так донастраиваемся, не так относимся к сборной и даже там, где могли бы выигрывать, мы не выигрываем. Остается только верить в пацанов. Как бы громко это ни звучало, но хочется верить, что они что-то выгрызут для своих болельщиков и своей страны. Не ради денег, а ради эмоций и собственного достоинства. Чтобы они там бились, дрались и не было того, что мы видели на матче с Польшей.

Автор: Анастасия ШЕСТАКОВА

Ошибка в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
0
Комментарии